рабочая программа по информатики (4 класс)
рабочая программа по информатике и икт по теме

Киль Елена Ивановна

рабочая программа по информатики для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_ispravleno.odt26.15 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллект ёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии; — информационные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
Второе направление обучения информатике — это упоминавшийся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

и
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
— применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...»;
— алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
— системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рас
суждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала по курсу
Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае в начальной школе его использование необязательно.
Структура курса основ информатики
В материале курса выделяются следующие рубрики:
— описание объектов — атрибуты, структуры, классы;
— описание поведения объектов — процессы и алгоритмы;
— описание логических рассуждений — алгебра высказываний;
— создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация); вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если — то»); вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов 
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить лишний предмет в группе однородных;
— давать название группе однородных предметов;
— находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,
форма, размер, число элементов и т. д.);
— находить закономерности в расположении фигур по значению
одного признака;
— называть последовательность простых знакомых действий;
— находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
— отличать заведомо ложные фразы;
— называть противоположные по смыслу слова.
4 класс (34 ч)

Алгоритмы
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если — то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и — или» графы.
Модели в информатике
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1—3 (к алгоритмам, объектам и др.).
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д.;
— описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
— заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса: в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
— выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
— изображать множества с разным взаимным расположением;
— записывать выводы в виде правил «если —то»;
— по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если — то».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  2, 3и 4 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.

2. Информатика в играх и задачах для 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г..

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Формы проведения

Основные дидактические единицы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль за ЗУНами уч-ся

Д/З

Дата

1

Ветвление в построчной записи алгоритма

(«Команда «ЕСЛИ-ТО»

Объяснение, первичное закрепление

Информатика, человек и компьютер, алгоритм, команда алгоритма, схема алгоритма, ветвление в алгоритме, условие ветвления в команде «ЕСЛИ-ТО», вложенность алгоритмов

Знать: ветвление в построчной записи алгоритма

Уметь: записывать условие ветвления со словами «ЕСЛИ-ТО», выполнять алгоритмы с ветвлениями

Устный опрос

задание № 3

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

( «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)

Тренировочн упражн.

Условие ветвления в команде «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»

Уметь: записывать условие ветвления со словами «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ», выполнять алгоритмы с ветвлениями

Тренировочн упражн.

задание № 5,6

3

Цикл в построчной записи алгоритма («Команда «Повторяй»)

Решение задач, сам работа.

Цикл в алгоритме, команда «Повторяй … раз», условие цикла в команде «Повторяй … раз», условие цикла в команде «Повторяй для …»

Знать: цикл в построчной записи алгоритма

Уметь: записывать условие цикла в команде «Повторяй … раз», выполнять алгоритмы с циклами

Сам работа

задание № 10

4

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

Объяснение, первичное закрепление

Алгоритм с параметрами

Знать: параметрами алгоритма

Уметь: выполнять алгоритм с параметрами

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 15

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

Объяснение, первичное закрепление

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма

Уметь: записывать результат выполнения каждой команды алгоритма

Устный опрос

задание № 16, 17

6

Подготовка к контрольной работе

 Комплексное применение знаний, решение задач.

Повторение

Знать: о построчной записи ветвлений и циклах в алгоритмах

Уметь: составлять и выполнять алгоритмы

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 20, 21

7

Контрольная работа №1

Контроль знаний

задание № 24

8

Работа над ошибками

Построчная запись ветвлений и циклов в алгоритмах, параметры

Уметь: составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями, циклами и параметрами, записывать промежуточные величины и результаты выполнения алгоритма

 Коррекция знаний

задание № 28

9

Повторение

задание № 30

Раздел 2 Способы описания объектов (8 часов)

10

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов

(«Что такое? Кто такой?»)

Объяснение, первичное закрепление

Группа объектов, общие и единичные имена, общие и составные части и действия группы объектов, таблица «состав - действия», отличительные признаки объектов группы

Уметь: описывать в табличном виде общие действия и составные части группы объектов, отличительные признаки объектов группы

Устный опрос

задание №

3, 4

11

Схема состава объекта. Адрес составной части

(«В доме – дверь, в двери – замок»)

Решение задач, сам работа.

Схема состава объекта. Адрес составной части.

Знать: о схеме состава объекта

Уметь: заполнять схему состава объекта и записывать адрес составной части

Сам работа

задание № 9

12

Массив объектов на схеме состава

 («Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?»)

Объяснение, первичное закрепление

Массив объектов на схеме состава, номер составной части в адресе

Уметь: описывать на схеме состава части предмета и записывать адрес элемента массива

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 11, 15

13

Признаки и действия составных частей объекта

(«Сам с вершок, голова с горшок»)

Объяснение, первичное закрепление

Признаки объекта и его составных частей, действия объекта и его составных частей

Уметь: выделять и записывать  отличительные признаки и действия всего объекта и его частей на схеме состава.

Тренировочн упражн.

задание № 18, 21

14

Подготовка к контрольной работе

 Комплексное применение знаний, решение задач.

Многоуровневая схема состава, адрес составной части предмета, массив объектов

Знать: о многоуровневой схеме состава

Уметь: анализировать структуру, признаки и действия объекта и заполнять схему состава

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 25, 28

15

Контрольная работа №2

Контроль знаний

16

Работа над ошибками

Многоуровневая схема состава, адрес составной части предмета, массив объектов

Знать: о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов

Уметь: описывать в табличном виде составные части, признаки и действия объекта, анализировать структуру, признаки и действия объекта и заполнять схему состава

 Коррекция знаний

задание № 22, 27

17

Повторение

 Комплексное применение знаний, решение задач.

Раздел 3 Способы описания логических рассуждений (10 часов)

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)

Объяснение, первичное закрепление

Множество, элемент множества, число элементов множества, подмножества, пересечение множеств.

Знать: о множествах, подмножествах, пересечении двух множеств

Уметь: определять принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами

Устный опрос

задание № 6

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

(«Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)

Объяснение, первичное закрепление

Подмножество, множество на пересечение двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

Знать:  что такое истина и ложь, о пересечении множеств

Уметь: определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 9

20

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)

Решение задач, сам работа.

Граф, вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов

Знать: понятие графа, вершины и ребра графа.

Уметь: строить графы по словесному описанию отношений между существами и предметами

Сам работа

задание № 12

21

Пути в графах («Путешествуем по графу»)

Объяснение, первичное закрепление

Пути в графах, описание пути.

Знать: понятие путь в графе

Уметь: строить и описывать пути в графах, перечислять по порядку обозначения вершин

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 16-17

22

Высказывания и подграфы («Разбираем граф на части»)

Решение задач, сам работа.

Высказывания с «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов

Уметь: выделять часть ребер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

Сам работа

задание № 19

23

Правило «если-то»

Объяснение, первичное закрепление

Правило «если-то» со словами «И» и «ИЛИ»

Знать: правило «если-то»

Уметь: определять ситуации, в которых можно (нельзя) сделать вывод с помощью правила

«если-то» и делать выводы

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 20(10), 21(5)

24

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

Решение задач, сам работа.

Схема рассуждений

Знать: о схеме рассуждений

Уметь: составлять схему рассуждений из правил «если-то» и делать выводы с помощью схемы рассуждений

Сам работа

задание № 25

25

Подготовка к контрольной работе

 Комплексное применение знаний, решение задач.

Множество, подмножество, пересечение и объединение множеств, истинность высказываний, графы и пути в графах, схема рассуждений.

Закрепить полученные представления о множествах,, высказываниях и графах, о правилах «если-то» и схемах рассуждений

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 28, 29

26

Контрольная работа №3

Контроль знаний

задание № 26

27

Работа над ошибками

Множество, подмножество, пересечение и объединение множеств, истинность высказываний, графы и пути в графах, схема рассуждений.

Закрепить умения и навыки определять принадлежность объектов заданных множествам, истинность высказываний, изображать отношения между объектами с помощью графа, описывать связи между высказываниями

 Коррекция знаний

задание № 27

Раздел 4 Применение моделей для решения задач  (7 часов)

28

Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колеса?»)

Объяснение, первичное закрепление

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

Уметь: описывать состав и возможности объектов, сравнивать состав различных объектов, определять названия предметов по названиям составных частей

Устный опрос

задание № 5

29

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями

 («Что стучит, и что щекочет?»)

Объяснение, первичное закрепление

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

Уметь: сравнивать действия предметов и существ, придумывать предметы с необычным составом и действиями

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание №  

8, 9

30

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

(«Чей дом вкуснее?»)

Решение задач, сам работа.

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

Уметь: находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп

Сам работа

задание № 10, 12, 13

31

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

(«Все наоборот»)

Объяснение, первичное закрепление

Действие, обратное действие, способ выполнения действия. Алгоритм действия обратного заданному.

Знать: об алгоритме и уметь составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами

Иметь представление об обратном действии и уметь описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному

 Устный опрос. Самостоят выполнение  д. з.

задание № 15, 16, 19

32

Подготовка к контрольной работе

 Комплексное применение знаний, решение задач.

Общие и отличительные признаки предметов и существ, связь между составными частями, действиями и  признаками объектов, ветвления и циклы в алгоритмах, множества, подмножества, пересечение множеств.

Повторение пройденного материала, развитие логического мышления и воображения

Сам работа

задание № 23-26

33

Контрольная работа №4

Контроль знаний

34

Работа над ошибками Повторение.

 Комплексное применение знаний, решение задач.

 Коррекция знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...