рабочая программа по информатики (5 класс)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Киль Елена Ивановна

рабочая программа по информатики для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.odt31.33 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка.

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и Примерной программы (полного) общего образования по информатике (Интернет ресурс http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html).

     Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

Изучение информатики средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).

- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а обще учебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как  представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

              Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • контрольная работа;
  • практикум.

        

Требования к уровню подготовки учащихся.

    Рабочая программа курса «Информатика» для 5 класса предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

        В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - операционную оболочку;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - представление о способах кодирования  информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - запуск программы из меню Пуск;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - проверку орфографии;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • - классифицировать информацию по видам;
  • - раскрывать свойства информации на примерах;
  • - представлять принципы кодирования информации;
  • - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • - различать устройства ввода и вывода;
  • - записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
  • - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • - выделять элементы текста;
  • - проверять орфографию в документе;
  • - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • - создавать простейшие анимации.

Учебно-тематический план

«Информатика в 5 классе».

Рассчитан на 34 часа.

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе:

Практические работы

Контрольная работа

Глава 1.  Компьютер и информация (23 часа).

1.

Информация. Информатика. Компьютер.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

2.

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Группы клавиш.

1

Практическая работа № 1

«Знакомство с клавиатурой».

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

1

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

6.

Рабочий стол.

Управление мышью.

1

Практическая работа № 2

«Освоение мыши».

7.

Главное меню. Запуск программ.

1

Практическая работа № 3

«Запуск программы. Основные элементы окна программы».

8.

Проверочная работа.

«Управление компьютером с помощью меню».

1

Практическая работа № 4

«Управление компьютера с помощью меню».

9.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

10.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

1

11.

Кодирование информации

1

12.

Формы представления информации. Метод координат.

1

13.

Текст как форма представления информации. Логическая игра.

1

14.

Табличная и наглядная формы представления информации. Игра «Морской бой»

1

15.

Контрольная работа № 1 «Компьютер и информация».

1

1

16.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

17.

Обработка информации.

1

Практическая работа № 5

«Выполнение  вычислений с помощью приложения Калькулятор».

18.

Обработка текстовой информации.

1

Практическая работа № 6

«Ввод текста».

19.

Обработка текстовой информации.

1

Практическая работа № 7

«Редактирование текста».

20.

Редактирования текста. Работа с фрагментами.

1

Практическая работа № 7

«Редактирование текста».

21.

Редактирование текста. Поиск информации.

1

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации

1

23.

Форматирование – изменение формы представления информации.

1

Практическая работа № 8

«Форматирование текста».

Тема 2. «Компьютерная графика» (11часов).

24.

Компьютерная графика.

1

Практическая работа № 9

«Знакомство с инструментами графического редактора».

25.

Инструменты графического редактора.

1

Практическая работа № 9

«Знакомство с инструментами графического редактора»

26.

Проверочная работа. «Обработка графической информации».

1

Практическая работа № 10

«Раскраска».

27.

Обработка текстовой и графической информации.

1

Практическая работа № 11

«Пригласительный билет».

28.

Преобразование информации по заданным правилам.

1

Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов».

29.

Преобразование информации путем рассуждения.

1

Практическая работа № 13

«Работа с графическими фрагментами»

30.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»

1

31.

Контрольная работа № 2«Компьютерная графика».

1

1

32.

Анализ контрольной работы № 2.

Работа над ошибками.

1

33.

Создание движущихся изображений.

1

Практическая работа № 14

«Анимация».

34.

Резерв учебного времени.

1

Основное содержание курса «Информатика 5».

Тема 1.  Компьютер и информация (23 ч).

Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.  Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения.  

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.

Рабочий стол. Управление мышью. Рабочий стол. Значок (Мой  компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание).

Главное меню. Запуск программ. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна).

Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления  (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества.

Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск.

Передача информации.  Источник информации. Информационный канал. Приемник информации.

Кодирование информации. Условный знак. Код. Кодирование.

Формы представления информации. Метод координат. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации.  Информация. Обработка информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ.

Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление.

Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер.

Поиск информации. Редактирование. Поиск. Замена.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.

Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой».

Практическая работа № 2 «Освоение мыши».

Практическая работа № 3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню».

Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения   Калькулятор».

Практическая работа № 6 «Ввод текста».

Практическая работа № 7 «Редактирование текста».

Практическая работа № 8 «Форматирование текста».

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать:

  • правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;
  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
  • основные устройства компьютера и понимать их назначение;
  • назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • правила работы с клавиатурным тренажёром;
  • основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и не выбранных команд меню;
  • элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
  • действия с информацией, хранение информации; носители информации;
  • понятия источник, канал, приемник;
  • основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации,метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;
  • текст является  формой представления информации; табличная форма представления информации;
  • наглядная форма представления информации; типы обработки информации;
  • понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;
  • правила ввода текста;
  • понятие редактирования текста;
  • понятие систематизации информации;
  • понятие и способы форматирования.

Уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • работать с клавиатурным тренажёром;
  • вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
  •  вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
  • создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;
  • выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
  • запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
  • выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
  • создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
  • приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;
  • различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.
  • применять свои знания, умения и навыки при логической игре;

Тема 2 . Компьютерная графика (11ч).

Компьютерная графика. Компьютерная графика. Графический редактор.

Инструменты графического редактора.  Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.

Обработка графической информации. Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет.

Обработка текстовой и графической информации. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ.

Преобразование информации по заданным правилам. Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации.

Преобразование информации путем рассуждения.  Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения.

Разработка плана действий и его запись.

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.

Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий.

Создание движущихся изображений в программе Power Point. Анимация. Настройка анимации.

Повторение изученного материала в течение года.

Практические работы:

 «Знакомство с инструментами графического редактора».

 «Раскраска».

 «Пригласительный билет».

 «Создание комбинированных документов».

 «Работа с графическими фрагментами».

 «Анимация».

Требования к знаниям и умениям:

   Знать:

  • понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
  • название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки
  • текстовой и графической обработки в программе Paint;
  • способы преобразования информации по заданным правилам;
  • способы решения некоторых логических задач;
  • способы записи плана действий;
  • понятия: видео сюжет, последовательность создания движущихся изображений.

Уметь:

  • открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
  • открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;

            редактировать и форматировать графические объекты;

  • решать логические задачи;
  • создавать движущиеся изображения.

Методическое пособие

Для учащихся

Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил.

Для учителей

Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил.

Интернет ресурс (http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...