Главные вкладки

    рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс Босова Л. Л.
    рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме

    Вероника Викторовна Лесотова

     

    1. Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

    2. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

    3. Босова Л. Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_klass12.doc117.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка 7 класс

    Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по информатике, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
    2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
    3.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
    4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
    5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО на 2012 – 2013 учебный год.
    6. Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – 6 изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
    7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

                Число часов по программе: 34. 1 час в неделю. Выпадает 1 урок 09.05.12г. в связи с государственным праздником.

    Учебно-методический комплект, в который входят:  

    1. учебник Информатика и ИКТ – 7 класс Босова Л. Л. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    2. рабочая тетрадь. Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. Методическое пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    4. Мультимедийные пособие Босова Л. Л М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    5. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.Lbz.ru; http://metodist.Lbz.ru

    Программа рассчитана на 1 час в год (34 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

     

    7 класс

    практические работы

    12

    проверочные работы

    -

    контрольные работы

    5

    творческие работы

    -

     Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

    1. Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
    2. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 
    3. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

    Цели программы:

    1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
    2. пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
    3. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    4. воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    Задачи программы:

    1. создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
    2. сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
    3. сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
    4. сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    5. сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
    6. сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
    7. сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

    При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:

    1. формирование обще учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
    2. формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
    3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
    4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
    5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов нами положены такие принципы, как:

    1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным и коммуникационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной  курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

    2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом, ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. "Учить надо настоящему, либо, если что-то слишком сложно для школьников, не учить этому вовсе.

    3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

    4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

    5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

    В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.

    Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

    Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

    Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают, школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

    Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить, каждого  школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

    Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

    Содержание программы

    Общее число часов – 34 ч.

    1. Объекты и их имена (6 ч).

    Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

    Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

    Компьютерный практикум.

    Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

    Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

    Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

    2. Информационное моделирование (20ч).

    Модели объектов и их назначение.

    Информационные модели.

    Словесные информационные модели.

    Многоуровневые списки.

    Математические модели.

    Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

    Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

    Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

    Компьютерный практикум.

    Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

    Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

    Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

    Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

    Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

    Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

    Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

    Практическая работа №11 «Графические модели».

    Практическая работа №12 «Итоговая работа».

    3. Алгоритмика (7 ч).

    Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

    Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

    Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

    Компьютерный практикум

    Работа в среде Алгоритмика.

    4. повторение (1ч.)

    Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

    учащиеся должны:

    1. для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
    2. называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
    3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
    4. понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
    5. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
    6. понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
    7. иметь представление о назначении и области применения моделей;
    8. различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
    9. приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
    10. уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
    11. знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
    12. знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
    13. осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
    14. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
    15. давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
    16. осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
    17. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
    18. выполнять основные операции с объектами файловой системы;
    19. уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
    20. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
    21. выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
    22. создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
    23. для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

    Календарно - тематическое планирование

    Дата проведения уроков

    Раздел программы

    Тема урока

    Контроль

    Практика

    Примечание

    по плану

    факт

    1

    6.09

     

    Объекты и их имена (6) 

    Вводный инструктаж по Тб в кабинете информатики. Объекты и их имена. Признаки объектов.

    Практическая работа №1 «Работа с объектами операционной системы»

    2

    13.09

     

    Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

    Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы»

    3

    20.09

     

    Состав объектов.

    Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задание 1-3)

    4

    27.09

     

    Системы объектов.  

    Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задание 4-6)

    5

    4.10

     

    Система и окружающая среда.

    Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (задание 7-9)

    6

    11.10

     

    Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы»

    Контрольная работа

    Интерактивные тесты

    7

    18.10

     

    Информационное моделирование (20)

    Модели объектов и их назначение

    Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задание 1-3)

    8

    25.10

     

    Информационные модели

    Практическая работа №11 «Графические модели»

    9

    1.11

     

    Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

    Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задание 4,5)

    10

    15.11

     

    Словесные информационные модели.

    Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задание 6,7)

    11

    22.11

     

    Словесные информационные модели.

    Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (задание 8,9)

    12

    29.11

     

    Многоуровневые списки.

    Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

    13

    6.12

     

    Математические модели. Контрольная работа  по №2 теме «Модели»

    Контрольная работа

    Интерактивные тесты

    14

     

    Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

    Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (задание 1, 2)

    15

    13.12

     

    Простые таблицы.  

    Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (задание 3, 4)

    16

    20.12

    Сложные таблицы.

    Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (задание 5, 6)

    17

    27.12

     

    Табличное решение логических задач.

    Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (задание 7)

    18

    17.01

     

    Вычислительные таблицы.

    Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц»

    19

    24.01

     

    Знакомство с электронными таблицами.

    Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (задание 1-3)

    20

    31.01

     

    Работа с электронными таблицами.

    Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (задание 4-6)

    21

    7.02

     

    Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

    Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 5-7)

    22

    14.02

     

    Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.  

    Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 1-3)

    23

    21.02

     

    Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

    Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 4)

    24

    28.02

     

    Многообразие схем.

    Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задание 1,2)

    25

    7.03

     

    Информационные модели на графах.

    Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задание 3-5)

    26

    14.03

    Деревья. Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»

    Контрольная работа

    Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задание 6,7)

    27

    21.03

     

    Алгоритмика (7)

    Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление чертежником.

    Работа в среде алгоритмика.

    28

    4.04

     

    Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

    Работа в среде алгоритмика.

    29

    11.04

     

    Исполнитель Чертежник. Цикл «повторять n-раз».

    Работа в среде алгоритмика.

    30

    18.04

     

    Исполнитель Робот. Управление роботом.

    Работа в среде алгоритмика.

    31

    25.04

     

    Исполнитель Робот. Цикл «пока».

    Работа в среде алгоритмика.

    32

    2.05

    Исполнитель Робот. Ветвление.

    Работа в среде алгоритмика.

    33

    16.05

     

    Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика»

    Контрольная работа

    34

    23.05

     

    Итоговое повторение (2 ч)

    Итоговая контрольная работа

    Контрольная работа

    Практическая работа №12 «Итоговая работа»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л. Л.

    Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – ...

    рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс Босова Л. Л.

    Примерная программа (начального общего образования) по информатике и ИКТ (Информатика и ИКТ. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. – ...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс Босова Л.Л....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс Босова Л.Л....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс Босова Л.Л.

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс Босова Л.Л....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 - 7 класс Л.Л. Босова

    Рабочая программа по информатике и ИКТ адресована учащимся 5 – 7 классов, тип – общеобразовательная,  тип учебного заведения - общеобразовательная школа.Количество часов в год-Для 5 класса - 34 ч...

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс Босова Л Л

    С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классах предмета «Информатика...