Формирование информационной компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения
статья по информатике и икт по теме

Зянгирова Лилия Фанильевна

Рассмотрение одного из решений проблемы   в достижении нового уровня организации учебного процесса, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Бакалы

Инновационный педагогический проект

учителя информатики

Зянгировой  Лилии Фанильевны

Формирование информационной  компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

 Сократ

Тема проекта: Формирование информационной  компетентности учащихся в условиях креативной организации обучения

Идея проекта (главная цель): креативная организация обучения, направленного на творческую самореализацию  учащихся, посредством современных технологий ИТ-подготовки.

«Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – старт к профессиональной карьере.

Одной из задач современного образования является повышение многообразия форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности позволяют существенно увеличивать возможность обучающихся, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в образовательном пространстве. С появлением всемирной глобальной сети и бурным развитием мультимедийных средств появилась возможность вывести образовательную деятельность на новый качественный уровень.

Наиболее эффективные модели организации учебного процесса в средней школе сегодня и в ближайшем будущем должны быть связаны с ИТ-подготовкой учащихся. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, в целом значительно изменилось представление об общем культурном уровне человека. Теперь его неотъемлемым компонентом является IT-грамотность, а также виртуальная компетентность: умение жить в социальных сетях, работать через интернет, быстро находить и обрабатывать нужную информацию и т. д. Часто превращается в ведущее условие социальной и профессиональной успешности.

Во-вторых, современные технологии ИТ-подготовки резко расширяют образовательное пространство учащихся, создают условия для освоения различных компетенций, осуществления множества проектов, приобретения опыта действия и общения в различных средах и сообществах.

В-третьих, современная ИТ-сфера — это практически единственный ключ к мотивации современного школьника, это то, что для него действительно важно, актуально и интересно.

Внедрение новых схем, технологий и методик работы с учащимися, в том числе с использованием электронных средств обучения, открывает качественно новые перспективы, новые возможности и новые методы передачи школьникам профессиональных и социальных умений.  Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого саморазвития учащихся и его потребности в самореализации.

Анализ литературы и практики показывает наличие противоречия между:

  1. требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
  2. потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
  3. возросшими запросами ВУЗов и требованиями производства к уровню информационной компетентности выпускников школы и их реальным информационным умениям,  которые явно недостаточны для начала профессиональной деятельности;
  4. сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей, и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;
  5. возросшими потребностями в переработке и освоении стремительно

       увеличивающихся потоков информации,  и связанного с этим

       постоянного снижения уровня здоровья детей и подростков;

  1. необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

Таким образом, проблема  заключается в достижении нового уровня организации учебного процесса, обеспечивающего возможность творческой самореализации учащихся.

Цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

  1. реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
  2. развивать творческую инициативу ученика;
  3. воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Основные направления реализации:

Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

  1. информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
  2. коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
  3. социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
  4. предметную (способность применять полученные знания на практике).

Этапы реализации:

I этап: Диагностический, методологический (2009-2010 годы)

изучение состояния проблемы в теории и практике, специфики исследовательских способностей учащихся, методики организации исследований школьниками разных возрастных групп;

II этап: Деятельностный (2010-2011 годы)

Внедрение метода проектов, организация системы научно-исследовательской, творческой деятельности обучающихся, учет индивидуальных достижений.

III этап: Констатирующий (2011-2012 годы)

Обобщение опыта работы по проектной деятельности, создание банка педагогического опыта при работе с талантливыми детьми.

Теоретическая база опыта

Методологическую основу работы составили философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие учение о разностороннем развитии личности, а также его творческой самореализации. Теоретическую основу исследования составили труды по теории личности, развитию и саморазвитию личности, различные аспекты которых разрабатывались в трудах В.И.Андреева, Л.И.Божович, П.П.Блонского, Л.В.Выготского и др., а также положения концепции практического использования информационно-коммуникационных технологий для развития творческих методов обучения (Ю.Г.Репьев, Е.С.Полат, В.П.Тихомиров, A.B.Хуторской и др.) и формирования информационной среды учебных заведений (А.А.Андреев, И.Г.Захарова, В.А.Ясвин и др.). Данное обобщение основывается на теории проектного, личностно-ориентированного и компетентностного  подходов.

Практическая реализация

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.

Ведущую роль отвожу проектной деятельности, которую, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

        Основные этапы метода проектов
1. Подготовительный: определение темы и целей проекта.
2. Планирование
a. Определение источников информации;
b. Определение способов сбора и анализа информации;
c. Определение способа представления результатов;
d. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
e. Распределение задач (обязанностей) между членами группы;
3. Исследование:
a. Сбор информации;
b. Решение промежуточных задач;
c. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;
4. Результаты:
a. Анализ информации. Формулирование выводов.
5. Подготовка к защите проекта:
a. представление проекта на конференции;
b.    оформление портфолио;
c.     подготовка стендовой защиты;
d.    разработка электронной презентации и т.д.
6.     Презентация (отчёт):
a.     Возможные формы отчёта: устный,  устный с демонстрацией материалов, письменный.
7.     Оценка результатов и процесса (рефлексия)

        Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в старших классах, над которыми ребята работают во внеурочное время. Проект как форма рациональной индивидуальной или коллективной познавательной деятельности предполагает планирование и осуществление исследовательской практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников и приносящей конкретную общественную пользу. Участие в проекте расширяет кругозор учащихся и увеличивает их теоретический и практический запас. Оно дает возможность использовать различные источники информации и современные информационные технологии. Школьники в процессе создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом, оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы.

Я использую проектную деятельность на прикладных программах. Информационные среды для разработки проектов:

1. Текстовый процессор;
2. Табличный процессор;
3. Графические редакторы;
4. Публикации;
5. Базы данных;
6.  Презентации;

7. Среды программирования;

8. Web- сайты.

     
   Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?

Рефлексивные умения:
 • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
 • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
 • Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
 • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
 • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
 • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
 • Умение выдвигать гипотезы;
 • Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
 • Навыки коллективного планирования;
 • Умение взаимодействовать с любым партнером;
 • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
 • Навыки делового партнерского общения;
 • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
Менеджерские умения и навыки:
 • Умение проектировать процесс ;
 • Умение планировать деятельность, время, ресурсы;
 • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
 • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
 • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
 • Умение вести дискуссию;
 • Умение отстаивать свою точку зрения;
 • Умение находить компромисс;
 • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
 • Навыки монологической речи;
 • Умение уверенно держать себя во время выступления;
 • Артистические умения;
 • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
 • Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Важным мотивом для учащихся при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение творческих проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по различным предметам в виде презентаций, тестов, кроссвордов, различным конкурсам. Лучшие проекты представляются на районном  конкурсе «КРИТ» ученических проектов, используются на уроках учителей школы. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте. А для этого нужно, чтобы тема исследовательского проекта была интересной, увлекательной, выполнимой для школьника, оригинальной, должна соответствовать уровню образованности автора.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  1. победы и призовые места учащихся в предметных олимпиадах муниципального  уровня, участие в олимпиаде по программированию регионального уровня;
  2. победы и призовые места во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ» - компьютеры, информация, технология, в конкурсе информационных технологий «КРИТ»;
  3. активное участие моих воспитанников и призовые места в ежегодной конференции в рамках Малой Академии Наук;
  4. успешная сдача выпускниками ЕГЭ по информатике, итоговой аттестации в форме ГИА;
  5. высокое качество знаний учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям;
  6. успешная социализация моих выпускников.

        Таким образом, задачи, поставленные в начале проекта были решены, цель исследования подходит к завершению.

          Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, хочется надеяться поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карьере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Выдержки)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования ...

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченн

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным...