Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Покроева Елена Николаевна

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma2.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская  средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

------------------

МОУ « Вязовская СОШ»

Протокол  №____

от  _________   201_ г.

«Согласовано»

Заместитель  директора

МОУ «Вязовская СОШ »  

______________


от ___________   201_ г..

«Утверждаю»

Директор  

 МОУ  «Вязовская СОШ»

_____________

Приказ № __

«___»  ________     201_ г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  2. Покроевой Елены Николаевны

по учебному курсу  «Информатика»

основной школы 5 класс

Базовый уровень

  1. 201_-201_ учебный  год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по Информатике для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).
  2. Законом Российской Федерации « Об образовании»
  3. Авторской программой  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5» М.

«Просвещение» ИНТ, 2007

Цель– дать учащимся знания, умения и навыки, лежащие в основе информационной культуры.

Задачи программы:

  1. обучение учащихся общим приемам и способам работы с информационными объектами, распознаванию и построению различного рода информационных моделей, а также знакомство с универсальными информационными структурами;
  2. укрепление межпредметных связей, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся  через изучение прикладных аспектов информатики и информационных технологий: информационные знания и умения применяются к задачам  из различных учебных дисциплин, а также к практическим задачам
  3. знакомство с общими принципами работы и возможностями средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), знакомство с основными информационными объектами (текст, графика, таблица, звук и пр
  4. расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией);

научить учащихся:

  1. работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
  2. работать с различными видами представлений информации (текст, рисунок, таблица, схема и т. п.); переходить от одного представления информации к другому;
  3. ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения;
  4. читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; сопоставлять результат с условиями, грамотно осуществлять проверку своего решения;
  5. планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
  6. анализировать языковые объекты;
  7. использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности;
  8. видеть в практических и учебных задачах их информационную природу; уметь представлять процесс в соответствующей информационной модели;
  9. знать отличительные особенности основных информационных структур, уметь использовать их для решения поставленных задач;
  10. использовать различные информационные методы для решения учебных и практических задач (группировка, упорядочение, перебор и др.);
  11. структурировать и передавать информацию, в том числе грамотно представлять письменный ответ и готовить выступление на заданную тему.

Работа с компьютером является полезным и важным дополнением, но не необходимой частью для достижения главных целей курса.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

В курсе используется система базовых понятий современной информатики и математики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в старшей школе и в вузе.

 Центральной научной идеей программы  «Информатика 5» является идея дискретизации – знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными процессами.

Объекты

В числе основных объектов курса представлены объекты, которые дают возможность описать или смоделировать наибольшее число информационных процессов, протекающих в различных науках и в реальной жизни. С другой стороны в курсе представлены объекты разной степени сложности. Наиболее простые объекты – бусины. Они обладают всего двумя характеристическими свойствами – формой и цветом. При этом каждое из свойств всегда принимает одно из дискретного набора строго определенных значений (3 формы и 6 цветов). Таким образом, понятие «бусина» и все связанные с ним можно определить формально и совершенно исчерпывающе. В этом плане понятие «бусина» является искусственным и чисто информатическим, однако очень полезным для обучения.

Буквы и цифры – элементарные объекты, которые используются при построении многих наук, в частности, собственно информатики. Поэтому авторы считают необходимым ввести их в числе основных объектов курса, несмотря на то, что определение их характеристических свойств невозможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, можно сравнивать буквы и цифры как фигурки, но при этом понимая, что для букв цвет ни несет никакой информации, а для цифр – и цвет и размер. Однако эти объекты оказываются незаменимыми при анализе языковых и математических структур.

Фигурки – любое изображение одного предмета, животного, человека, фрукта, знака и др.

Наконец, в числе основных объектов вводятся многоугольники на сетке как пример дискретных объектов, что дает возможность коснуться в данном курсе геометрических информационных процессов. Кроме того, задачи на нахождение площади многоугольника на сетке являются пропедевтическими для последующего изучения геометрии, что на уровне 5 класса оказывается очень полезным.

Дискретные структуры

В курсе 5 класса представлены дискретные структуры трех наиболее часто встречающихся в различных областях науки и жизни видов: неупорядоченные, упорядоченные, ветвящиеся.  Изучаемые структуры различаются сложностью взаимосвязей и отношений составляющих их элементов.

Самая простая по внутренней организации структура, изучемая в курсе – конечное множество.

Конечная последовательность – дискретная структура, имеющая одномерный (линейный) порядок элементов. Таким образом, последовательность определяют не только составляющие ее элементы, но и порядок их следования.

Наиболее сложно организованной структурой в курсе 5 класса является дерево. Понятие дерева широко используется  во многих областях математики и информатики, например, как инструмент при вычислениях, как удобный способ хранения данных, способ сортировки или поиска данных.

Дискретные процессы  

Большая часть материала 5 класса, так или иначе, связана с дискретными процессами, то есть процессами, разложимыми на отдельные шаги. Наиболее подробно рассматриваются процессы, поддающиеся полной формализации, то есть те, в которых известны исходные данные (начальная позиция), возможные шаги (операции, действия, ходы) и определен результат. Так, анализируя процесс игры с полной информацией для двух игроков, мы, обычно, получаем ветвящуюся структуру – дерево, ведь после каждого хода противника у игрока чаще всего имеется несколько вариантов ходов. Таким образом, при анализе дискретных процессов мы используем свойства изученных дискретных структур. Конечно, наиболее наглядно и полно дискретные процессы рассматриваются на материале различных исполнителей.

Рассмотренные в курсе структуры и типы процессов относятся не конкретно к информатике, а к информации вообще. Они имеют место во всех областях науки и жизни, где, так или иначе, проявляются информационные процессы. Таким образом, они являются общенаучными и входят в ядро современного образования, как база для изучения практически всех школьных дисциплин и основа для установления межпредметных связей. Именно поэтому в данном курсе рассматриваются вопросы, находящиеся на стыке информатики с математикой, языком, биологией, теорией игр и др.

Приемы и методы решения информационных задач во многих случаях также являются универсальными и имеют общенаучную ценность. Поэтому в курс включены задачи из любых областей знания, которые допускают применение изученных в курсе методов (метода перебора полного и систематического, метода проб и ошибок, разбиения задач на подзадачи,  метода деления пополам и др.) и приемов работы с информацией (сортировка, упорядочение, использование различных способов выделения объектов, построение дерева или таблицы, пошаговое представление процесса и т. д.). Так в данном курсе дети встречаются с задачами, которые традиционно считаются сугубо математическими, языковыми, биологическими, практическими

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа «Информатика, 5»  рассчитана  на  34 ч в год из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы и предполагает возможность изучения курса, как при наличии, так и  отсутствии компьютеров в школе..  В программу внесены изменения: т.к. продолжительность обучения в 5 классе составляет 35 рабочих недель, то добавлен один час на тему «Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач»

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты

1) формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  1. цепочка (конечная последовательность);
  2. мешок (неупорядоченная совокупность);
  3. одномерная и двумерная таблицы;
  4. круговая и столбчатая диаграммы;
  5. утверждения, логические значения утверждений;
  6. исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  7. дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  8. игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
  1. выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  2. проведение полного перебора объектов;
  3. определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  4. использование имён для указания нужных объектов;
  5. использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  6. сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  7. выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  8. достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  9. использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  10. построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
  11. построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  12. построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  13. использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

5. Содержание учебного предмета, курса

Элементы (1 ч). 

Бусины (трех форм и шести цветов). Одинаковые и разные бусины. Фигурки. Одинаковые и разные фигурки. Арабские цифры. Буквы русского и латинского алфавитов.

Многоугольники на сетке (2 ч). 

Многоугольники на сетке (многоугольники, вершины которых располагаются в узлах прямоугольной сетки). Одинаковые и разные многоугольники. Нахождение площади многоугольника на сетке.

Множества (3 ч).

 Конечное множество. Число элементов множества. Пустое

множество. Одинаковые и разные множества. Подмножество. Операции над множествами (объединение, пересечение).

Последовательности (4 ч). 

Конечная последовательность. Длина последовательности. Пустая последовательность. Одинаковые и разные последовательности. Слово как последовательность букв. Последовательности чисел и слов. Понятия, связанные с расположением элементов в последовательности: следующий элемент, предыдущий элемент, один элемент идет раньше/позже другого. Понятия, связанные с нумерацией элементов от конца и от любого элемента последовательности: третий с конца, второй элемент перед, четвертый элемент после и т. п. Понятия «перед каждым членом», «после каждого члена».

Утверждения (2 ч). 

Истинные и ложные утверждения. Утверждения с неизвестным истинностным значением. Утверждения, не имеющие смысла для данной последовательности.

Сортировка (5 ч). 

Методы сортировки. Упорядочение и группировка. Упорядочение слов в словарях. Упорядочение слов в алфавитном порядке (русский и латинский алфавиты), в обратном алфавитном порядке. Проект «Сортировки» –сортировка большого массива слов в алфавитном порядке. Освоение метода разбиения задачи на подзадачи в ходе групповой работы. Знакомство с различными способами слияния нескольких упорядоченных массивов в один: складывание стопок по алфавиту, последовательное слияние стопок постепенно увеличивающейся длины по две, одновременное слияние всех стопок с использованием сортировочного дерева.

Деревья (5 ч). 

Дерево. Понятия, связанные с расположением вершин дерева:корневые вершины, листья, следующие вершины, предыдущая вершина. Дети и родители. Уровни дерева. Путь дерева, все пути дерева. Применениедеревьев к решению задач: дерево вычисления значения арифметического выражения, дерево всех слов данной длины, родословное дерево, дерево перебора вариантов, дерево порождения всех подмножеств множества и пр.

Игры (6 ч). 

Игры двух игроков с полной информацией. Проведение круговых турниров с заполнением турнирных таблиц. Понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, начальная и заключительная позиции, последовательность позиций игры. Формальное описание знакомых детям игр с помощью этих понятий. Понятия выигрышной и проигрышной позиций. Понятие выигрышной стратегии. Построение выигрышных стратегий для игр путем полного исследования позиций игры. Построение равновесных (симметричных) стратегий, доказательство выигрышности стратегии. Проект «Метод половинного деления» – знакомство с методом половинного деления и его применением для угадывания элемента, описание алгоритма угадывания элемента за наименьшее число шагов. Применение метода половинного деления к решению задач.

Шифрование (биоинформатика) (4 ч). 

Кодирование информации в молекулах ДНК. Понятия: шифр, код, расшифровка, шифровальная таблица. Решение задач на шифрование и на расшифровку. Особенности биологического шифрования – сдвиг рамки считывания, неоднозначность шифра, двойное шифрование. Сравнение цепочек белков –выравнивание биологических последовательностей.Пошаговое превращение одной последовательности в другую. Решение задач на поиск превращения минимальной стоимости.

Составление маршрутов (2 ч). 

Проект «Арбатские переулки» – составление различных маршрутов и поиск наиболее короткого пешего маршрута. Решение задач на формальное пошаговое описание маршрутов движения по городу. Решение задач по схеме метрополитена.

Исполнители (2 ч). 

Проект «Забавное стихотворение» – пропедевтический проект, в ходе которого дети в занимательной и доступной форме знакомятся с различными алгоритмическими конструкциями. В ходе выполнения проекта дети строят бумажный компьютер, который, «выполняя» программу, сочиняет множество смешных  стихотворений.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Номер

урока

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

План.дата

Факт. дата

Домашнее задание

1

Элементы. Одинаковые элементы. Имена. Многоугольники на сетке.

1

Работать по правилам: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений, в условии).  Знакомиться с основными информационными объектами (элементами): цифра, буква, фигура и проч. Именовать объекты. Выделять объекты по описанию, находить одинаковые и разные элементы.

задачи: 4, 6, 10, 13.

2

Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество.

1

Знакомиться с информационным понятием - множество (совокупность). Строить модели учебных и практических задач в виде множеств. Строить множества по описанию, выделять подмножество множества по описанию. Находить одинаковые и разные множества.  

задачи: 18, 22, 24.

3


Последовательность. Одинаковые последовательности.  

1

Знакомиться с информационным понятием - последовательность (цепочка). Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. 

Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности.

задачи: 26, 31, 33.

4

Истинные и ложные утверждения.

Члены последовательности

1

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, последовательностях, множествах.

задачи: 38, 41, 42.

5

Когда утверждения не имеют смысла.  

Утверждения о каждом элементе

1

Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. 

Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности.

задачи: 51, 52, 54.

6

Решение дополнительных задач из темы «Последовательности».

1

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Строить модели учебных и практических задач в виде цепочек. 

Определять истинность утверждений об элементах, последовательностях, множествах. Выделять, достраивать, строить последовательность, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности.

задачи: 4, 6, 10, 13.

7

Площадь многоугольника. Прямоугольный треугольник.  

1

Знакомиться с дискретными информационными объектами на примере многоугольников на сетке. Находить площадь многоугольника на сетке, состоящего из клеток и их половин. Находить площадь прямоугольного треугольника на сетке.

задачи: 18, 22, 24.

8

Пересечение, объединение множеств.  

1

Строить модели учебных и практических задач с помощью схем с пересечением и объединением множеств. Решать арифметические задачи, используя такие схемы.

задачи: 26, 31, 33.

9

Сортировка: упорядочение и группировка.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями - сортировка, упорядочение, группировка, алгоритм, инструкция и проч.  Проводить классификацию, группировать предметы по разным признакам. Выполнять упорядочение предметов по разным правилам и с помощью различных алгоритмов.

задачи: 38, 41, 42.

10

Решение задач на сортировку.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями - сортировка, упорядочение, группировка, алгоритм, инструкция и проч.  Проводить классификацию, группировать предметы по разным признакам. Выполнять упорядочение предметов по разным правилам и с помощью различных алгоритмов.

задачи: 51, 52, 54.

11

Проект «Сортировки».  

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.  Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию

задачи: 4, 6, 10, 13.

12

Проект «Сортировки».  (окончание)

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.  Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию

13

Словари.  

Урок решения проектных задач по теме «Словари».

1

Приобретение навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Знакомиться с различными видами словарей: словарями в картинках, энциклопедиями, орфографическим, толковыми и проч. Знакомиться  с правилами размещения информации в словарях, искать информацию в словарях, как русских, так и иноязычных. Использовать словари для решения учебных и практических задач.

14

Контрольная работа 1.

1

15

Выравнивание, решение трудных задач.  

1

Задачи 151-157

16

Дерево.  

Путь дерева.

1

Знакомиться с информационным понятием -  дерево. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие: путь дерева.

задачи: 159, 160, 164, 168.

17

Родители и дети. Уровень вершины.  

1

Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: путь дерева, родители, дети, уровень дерева и проч.

задачи: 172, 177, 179, 182

18

Дерево перебора вариантов.  

1

Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать деревья для решения задач на перебор.

задачи: 188, 191, 193, 194

19

Поиск кратчайшего пути.  

1

 Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, использовать деревья для решения задач на выбор кратчайшего пути.

задачи: 197, 198, 204, 205

20

Проект «Арбатские переулки».  

1

Приобретать навыки адаптации в окружающем мире:  строить маршрут движения по карте, сопоставлять карту и фотографию местности. Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность  (развитие мотивов учебной деятельности).

21

Проект «Арбатские переулки».  (окончание)

1

Приобретать навыки адаптации в окружающем мире:  строить маршрут движения по карте, сопоставлять карту и фотографию местности. Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность  (развитие мотивов учебной деятельности).

22

Игры с полной информацией. Дерево игры.  

Выигрышная стратегия.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять партию игры в виде последовательности ходов , а  процесс игры в виде дерева всех партий.. Строить дерево игры и ветку из дерева игры.

задачи: 213, 215, 218, 219

23

Выигрышные и проигрышные позиции.  

1

Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, строить выигрышную стратегию для игр с полной информацией; анализировать различные партии игры

задачи: 227, 228,

230, 231.

24

Равновесные выигрышные стратегии.

1

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности:  исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

задачи: 237–239, 242

25

Урок проектных задач по теме «Игры».

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять партию игры в виде последовательности ходов , а  процесс игры в виде дерева всех партий. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности:  исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию для игр с полной информацией; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

задачи: 250, 253–255

26

Проект «Забавное стихотворение».

1

Овладевать основами алгоритмического мышления, знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями: программа, алгоритм, исполнитель, конструкция повторения, цикл и проч. .  Действовать в соответствии с алгоритмом (или программой): составлять стихотворение из готовых словосочетаний действуя по программе.  

Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность  (развитие мотивов учебной деятельности).  

задачи: 262–264, 266

27

Биоинформатика – кодирование информации в ДНК.

1

Использовать информационные знания для описания и объяснения природных процессов: описывать кодирование белков в ДНК с помощью шифрования цепочек. Моделировать кодирование в ДНК шифрованием цепочек букв, шифровать и расшифровывать сообщения, в том числе и фрагменты цепочек ДНК.  

задачи: 275, 280–282

28

Шифрование.

1

Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. 

задачи: 288, 292,

293, 297.

29

Сравнение белков.

1

Использовать информационные знания для описания и объяснения природных процессов: описывать кодирование белков в ДНК с помощью шифрования цепочек.Моделировать процесс сравнения белков с помощью превращения слов.

30

Превращение слов.

1

Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму Моделировать процесс сравнения белков с помощью превращения слов.

задачи: 213, 215, 218, 219

31

Проект «Метод половинного деления».

1

Получение опыта применения информационных методов для решения познавательных и практических задач: знакомиться с методом половинного деления, применять метод половинного деления для решения математических, информационных и практических задач.

задачи: 227, 228,

230, 231.

32

Контрольная работа 2.

1

задачи: 237–239, 242

33

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

34

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

35

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература.

Учебно-методический комплект.

  1. А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика.5.- Учебник для 5 класса.– М, Просвещение. ИНТ,  2012-.
  2. / А.Л.Семёнов, Т.А.Рудченко. Информатика. Тетрадь проектов для 5 класса  . –М, Просвещение: ИНТ,2012-.

Дополнительная литература

  1. А.Л.Семенов, Т.А. Рудченко. Информатика,5. -Книга для учителя для 5 класса.-  М. Просвещение,  2007-.
  2. А.Зак 500 занимательных логических задач для школьников. -Книга для учащихся средней школы-М.ЮНВЕС,2002-191 с.
  3. Л.Ф. Соловьева. Информатика в видеосюжетах.- Книга для учителя.-БХВ-Петербург,2002-206 с.

Цифровые образовательные ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]  . - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 
  2. Сайт Просвещение [Электронный ресурс]  . - Режим доступа:  www.int-edu.ru 
  3. Института новых технологий [Электронный ресурс]  . - Режим доступа: www.prosv.ru 

Материально-технические средства обучения.

  1. Компьютер для учителя.-1
  2.  Компьютеры для учеников-9
  3. Проектор-3
  4. Интерактивная доска1
  5. Принтер2
  6. МФУ-1
  7. Сканер4

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Учащиеся должны знать:

• правила работы с учебником (листами определений и задачами), правила работы в проектах;

• основные свойства базисных объектов – бусин, букв, цифр, фигурок, многоугольников на сетке;

• понятие «множество» и связанные с ним понятия: «подмножество», «пустое множество», «одинаковые множества», «объединение», «пересечение»;

• понятие «последовательность» и связанные с ним понятия: «пустая после довательность», «длина последовательности», «одинаковые последовательности»;

• способы сортировки и упорядочения объектов, правила прямого и обратного лексикографического порядка расстановки слов в словаре;

• понятие «дерево» и связанные с ним понятия: «корневые вершины»,«листья», «уровень дерева», «путь дерева», «следующая вершина», «предыдущая вершина», «дети и родители»;

• основные понятия, касающиеся игр с полной информацией: «правила игры», «ход игры», «позиция игры», «выигрышная позиция», «проигрышная позиция», «выигрышная стра тегия», «равновесная (симметричная) выигрышная стратегия»;

• понятие «шифрование» и связанные с ним понятия: «код», «шифр», «шифровальная таблица», «расшифровка»;

• основной принцип кодирования информации в живых организмах (на уровне общего представления).

Учащиеся должны уметь:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• определять одинаковость и различность базисных объектов (бусин, фигурок, букв, цифр, многоугольников на сетке);

• находить площадь многоугольника на сетке;

• использовать имя объекта и отличать имя объекта от его значения;

• выполнять операции над конечными множествами: объединение,пересечение, постро ение множества всех подмножеств;

• находить инстинностные значения утверждения для данного объекта;

• использовать понятия, связанные с порядком следования членов последова тельности: «следующий», «предыдущий», «перед каждым», «после каждого»,«третий после», «второй перед» и др.;

• определять одинаковость и различность базисных структур курса (множеств, последовательностей);

• строить последовательности, удовлетворяющие некоторому набору условий, в том числе индуктивному описанию;

• строить деревья по их описаниям, в том числе дерево вычисления значения арифметического выражения, дерево классификации, дерево перебора,дерево порождения подмножеств и др.;

• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву, о построении дерева всех слов данной длины из букв данного множества;

• сортировать и упорядочивать объекты по различным признакам, располагать слова в прямом и обратном лексикографическом (словарном) порядке;

• пользоваться алгоритмом сортировки слиянием;

• строить и использовать выигрышные стратегии в играх с полной информацией, в том числе симметричные выигрышные стратегии;

• последовательно выполнять указания инструкции;

• использовать метод разбиения задачи на подзадачи, в частности для организации ее дальнейшего коллективного решения;

• самостоятельно проверять соответствие результата решения задачи поставленному условию;

• использовать метод половинного деления для решения предметных и практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 8 класса по Информатике и ИКТ

Рабочая программапо_____________________информатике______________класс____________________8_________________________учитель _______Вахитова Эльвира Азгаровна_________учебный год__________2011-20...

Рабочая программа кружка "Весёлая свирель" составленна на основе материалов из опыта работы Космовской Марины Львовны г. Курск

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как п...

Рабочая программа 5-6 класс по информатике по Босовой Л. Л.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТв 5 классе необходимо решить следующие задачи:·  показать учащимся роль информации и информационных процессов в их...

Рабочая программа для 10 класса по информатике

Рабочая программа для 10 класса по информатике к учебнику Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. Информатика. Базовый курс: Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.Программа ра...

Рабочая программа для 9 класса по информатике по учебнику Семакин И.Г.

Рабочая программа для 9 класса по информатике разработана на 2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....