КАКОЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО РЕБЕР МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ГРАФ, ИМЕЮЩИЙ N ВЕРШИН?
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Славянская  Лариса Владимировна

 В учебнике  «Информатика и ИКТ» мы прочитали задачу: Какое наибольшее число ребер может содержать граф, имеющий n вершин?

Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить одно из свойств графов.

Задача исследования:

  • Разработать принцип построение  модели графов
  • Выявить и обосновать методику подсчета ребер
  • При построение  модели графов учесть наглядность данного свойства

 Объект исследования: изучение свойств  графов.

Предмет исследования: установление  зависимость  количество ребер графа от количества его вершин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАКОЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО РЕБЕР МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ГРАФ,

ИМЕЮЩИЙ N ВЕРШИН?

Выполнили: Воробьева Элиза Александровна, Тищенко Алина Витальевна ученицы 10 класса, руководитель: Славянская Лариса Владимировна. Волгоград 2013

Введение.

Тема «Графы» в школьном курсе информатики изучается в седьмом классе в теме «Математические модели», в 10 классе базовый уровень «Информационные модели»,   в 10 классе профильный уровень «Дискретные приближения непрерывных моделей.

Постановка проблемы.

 В учебнике 1 «Информатика и ИКТ» мы прочитали задачу: Какое наибольшее число ребер может содержать граф, имеющий n вершин?

Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить одно из свойств графов.

Задача исследования:

  1. Разработать принцип построение  модели графов
  2. Выявить и обосновать методику подсчета ребер
  3. При построение  модели графов учесть наглядность данного свойства

 Объект исследования: изучение свойств  графов.

Предмет исследования: установление  зависимость  количество ребер графа от количества его вершин.

Понятие графа. Простейшие свойства

Граф — это конечная совокупность вершин, некоторые из которых соединены ребрами. Мы будем рассматривать только такие графы, у которых две вершины могут быть соединены только одним ребром. Если ребро соединяет вершину саму с собой, то такое ребро называют петлей.

Мы будем рассматривать только такие графы, у которых две вершины могут быть соединены только одним ребром. Конфигурации, когда пара вершин соединена несколькими ребрами, — в этом случае говорят, что задан мультиграф, а ребра, соединяющие одну и ту же пару вершин, называют кратными. Если ребро соединяет вершину саму с собой, то такое ребро называют петлей.

Если две различные вершины графа соединены ребром, то такие вершины называются смежными. Количество ребер, выходящих из одной вершины, называется степенью этой вершины. Для петли будем считать, что это ребро выходит из вершины дважды. Степень вершины а будем обозначать v(а).

Свойство, относящееся к любым графам.

Теорема 1. Сумма степеней всех вершин графа равна удвоенному числу его ребер.

Лемма о рукопожатиях. Теорема 2. Количество вершин нечетной степени любого графа всегда четно.

Маршрутом на графе называется последовательность ребер е1, е2, …, еk, в которой конец одного ребра служит началом следующего. Если при этом конец последнего ребра последовательности совпал с началом первого ребра, то маршрут называется циклическим. Для графа, изображенного на рис. 2, последовательности е1, е2, е4, е5, е2, е3 и е2, е4, е5 являются маршрутами, причем второй из них — циклический. А последовательность е1, е2, е5 маршрутом не является. Рис. 2

Если вершина является концом какого-либо ребра, принадлежащего маршруту, то будем говорить, что данный маршрут проходит через эту вершину.

В таблице показаны результаты исследования для графов, имеющих петли, и для графов не имеющих петли.

Количество вершин N

Наибольшее число ребер графа, имеющего n вершин

Наибольшее число ребер графа , имеющего n вершин  с петлей

3








R=3=n      (3*2/2)

R=6=2n          (3+3*2/2)

4





R=6=n+n/2       (4*3/2)

R=10=2n+n/2           (4+4*3/2)  

5

R=10=2n    (5*4/2)

R=15=3n       (5+ 5*4/2)

6

R=15=2n+n/2     (6*5/2)

R=21=3n+n/2      (6+6*5/2)

7

R=3n=21       2     (7*6/2)

R=4n=28      (7+7*6/2)

8


R=3n+n/2=28         (8*7/2)

R=4n+n/2=36       (8+8*7/2)

9






R=4n=36    2     (9*8/2)

R=5n=45      (9+9*8/2)

10












R=4n+n/2=45  (10*9/2)

R=5n+n/2=55       (10+10*9/2)

При решении задачи мы увидели закономерность, которая подтвердилась при анализ большого количества примеров. На сайте  http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/theory/graph-general/random-2005   факультета  «Информационных технологий и программирования», кафедра компьютерных технологий в разделе «Дискретная математика: алгоритмы» в теме  «Модель Эрдёша-Реньи»   упоминается формула   максимального количество ребер, что совпадает с первым столбцом нашего исследования. О решении задачи информация нам не попалась, было просмотрено около 10 сайтов по данной теме. На просмотренных сайтах мы не нашли решение данной задачи:

При построении  схем графов участвовали все учащиеся класса. Сложность построения заключается в том, чтобы не пропустить ребер, правильно их посчитать. Для построения использовался векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор «Word».

Вывод теоретический  . Рассмотренная задача решена практическим методом построения последовательности графов. Для графов с вершинами без петель  зависимость  количество ребер графа от количества его вершин выражается формулой R=N*(N-1)/2. Для графов с вершинами с петлями  зависимость  количество ребер графа от количества его вершин выражается формулой R= N +N *(N-1)/2.

Вывод практический, мотивация учеников. Решение данной задачи позволит учащимся понять практический смысл графа и с большим интересом изучать сложный материал дискретной математики в школьном курсе информатики.

Литература

Информатика и ИКТ,  А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Москва, «Просвещение» 2009.

Электронные ресурсы

  1. http://inf.1september.ru/article.php?ID=200702001
  2. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1659/5/1334886_schoolbook.pdf 
  3. http://rain.ifmo.ru/cat/view.php/theory/graph-general/random-2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень вершины и подсчет числа ребер графа

Урок на тему "Степень вершины и подсчет числа ребер графа" направлен на изучение и первичное закрепление новых знаний. Позволяет сформировать представление о новом материале....

Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа

Презентация на тему "Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа" предназначена для наглядного представления теоретического материала урока....

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Урок математики в 5 классе "Какие бывают числа"

Урок-исследование в информационной образовательной среде....

"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...