Главные вкладки

    Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "
    статья (информатика и икт) по теме

    Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей

    «Умный хозяин культивирует почву. Дальновидный воспитывает работника».

    Японская мудрость

    Одаренность – это совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях.

    XXI век – век, в котором содержание образования уже не самоцель, а средство приобретения личного опыта, условие самоопределения и самореализации личности. Это влечет за собой высокий интеллектуальный и творческий потенциал в целом нации.

    При рождении каждый ребенок имеет удивительную способность – к познанию всего, что его окружает. От природы он одарен такими качествами, как способностью мыслить и творить. Выявить, поддержать и развить эти способности у детей – одна из приоритетных задач современного образования.

    В современном мире – в мире высоких компьютерных технологий, любой ребенок является неотъемлемой частью электронной культуры. В нескончаемом информационном потоке учителю отводится роль координатора, направляющего ребенка в «его русло», фильтрующего информацию, держащего «руку на пульсе», так как знания – предмет относительный и не всегда надежный, потому что, быстро устаревают и обновляются, и процесс этот непрерывный.

    Я считаю, что на сегодняшний день одной из главных задач, стоящих перед учителем для развития и роста числа одаренных детей, является расширения кругозора, углубление знаний и активизация умственной деятельности детей. С развитием информационных технологий изменилось и развитие современных детей. В жизнь современного ребенка тесно вошел компьютер, что повлекло за собой использование для самообразования электронные информационные технологии.

    Сейчас уже, когда интернет стал неотъемлемой частью современного человека, появилась огромная возможность пользования нескончаемыми интернет ресурсами. Всемирная сеть дает учителю уникальную возможность в раскрытии творческого роста каждого ребенка, выявить его одаренность на начальных этапах и дальнейшее развитие его как всестороннеразвитой личности. Интернет – ресурсы (ЭОР) позволяют:

    1. восполнить недостаток источников бумажного материала;
    2. максимально раскрыть творческий потенциал;
    3. удовлетворить желание ребенка достичь высокого интеллектуального развития;
    4. удовлетворить желание ученика в практическом опыте самостоятельной добычи новых знаний.

    Для практической деятельности наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:

    1. адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся; 
    2. интерактивность, мультимедийность ресурса; информативность, научность, целесообразность;
    3. возможность сетевого использования и другие.

    Я думаю, что при условии систематического использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается возможность в раскрытии творческого потенциала одаренных детей в разных областях.

    В нашей школе выявление одаренных детей начинается уже в начальном звене школы. Работа по поиску, выявлению и развитию одаренности и способности у детей – одно из важных направлений в деятельности МОУ «Бессоновская СОШ». Организуются индивидуальные, групповые занятия с одаренными детьми, участие в олимпиадах, работа в проектной деятельности и т.д. Особую значимость приобретают международные, всероссийские, региональные, муниципальные дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины, где ребенок может оптимально раскрыть свои возможности с привлечением дополнительных ресурсов.

    Благодаря дистанционным конкурсам для одаренных детей, развиваются следующие важные функции:

    1. Образовательная, направленная на формирование информационной культуры учащихся, опыта творческой деятельности, стимулирует к самообучению, поддерживает позитивный интерес к новым знаниям;
    2. Воспитательная, состоящая в том, что в конкурсной деятельности формируются нравственные и этические нормы поведения в информационном обществе, способность следовать нормам поведения в инфосфере, исполнять принятые в ней законы;
    3. Коммуникативная, проявляющаяся в организации общения между его субъектами;
    4. Представительская, состоящая в определении престижа школы, области.

    При проведении дистанционных конкурсов, олимпиад, викторин и т.д. наиболее важными этапами являются:

    1. Мотивация к участию,
    2. Подготовка (тренировка) к участию,
    3. Решение конкурсных задач,
    4. Разбор трудных задач.
    5. Результат.
    6. Рефлексия.

    Оценивая уровни сформированности универсальных учебных действий своих учеников по 10 бальной шкале (чем больше, тем выше уровень) среди тех, кто участвует в дистанционных конкурсах (Участник) и тех, кто не принимает в них участие (Остальные), можно построить следующую сравнительную таблицу:

    № п/п

    УУД

    Участник[1]

    Остальные[2]

    Личностные УУД

    1

    Самоопределение

    8

    3

    2

    Смыслообразование

    8

    3

    3

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

    7

    5

    Регулятивные УУД

    4

    Целепологание

    8

    6

    5

    Планирование

    8

    4

    6

    Пронозирование

    7

    5

    7

    Контроль

    8

    4

    8

    Коррекция

    9

    7

    9

    Оценка

    9

    6

    10

    Волевая саморегуляция

    10

    3

    Познавательные УУД

    а) Общеучебные УУД:

    11

    Самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности.

    9

    7

    12

    Поиск и выделение необходимой информации.

    10

    6

    13

    Моделирование, преобразование модели.

    8

    6

    14

    Структурирование знаний.

    9

    7

    15

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    9

    6

    16

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    9

    5

    17

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    9

    6

    18

    Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

    9

    6

    19

    Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

    9

    6

    20

    Определение основной и второстепенной информации.

    9

    6

    21

    Свободная ориентация и воспроизведение текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

    8

    5

    22

    Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

    8

    5

    23

    Постановка и формирование проблемы.

    9

    6

    24

    Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    9

    6

    б) Логические УУД:

    25

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных т несущественных)

    9

    6

    26

    Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания, восполняя недостающие компоненты.

    9

    5

    27

    Обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация.

    9

    6

    28

    Подведение под понятие, выведение следствий.

    9

    6

    29

    Установление причинно-следственных связей.

    10

    6

    30

    Построение логической цепи рассуждений.

    10

    6

    31

    Доказательство

    9

    5

    32

    Выдвижение гипотез и их обоснование.

    9

    5

    в) Постановка и решение проблемы:

    33

    Формулирование проблемы.

    9

    5

    34

    Самостоятельное создание способов решения проблем.

    8

    4

    Коммуникативные

    35

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    10

    6

    36

    Постановка вопросов.

    10

    7

    37

    Разрешение конфликтов.

    10

    6

    38

    Управление поведением партнера.

    10

    7

    39

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    9

    5

    40

    Владение монологической и диалогической формами речи

    9

    7

    № п/п

    УУД

    Участник[3]

    Остальные[4]

    Личностные УУД

    1

    Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями)

    8

    7

    2

    Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний).

    9

    6

    3

    Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

    8

    6

    4

    Широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения)

    9

    6

    5

    Узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение)

    8

    8

    6

    Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).

    8

    7

    7

    Внутренняя мотивация.

    10

    6

    8

    Мотивация достижения успеха.

    10

    8

    На основании результатов дистанционных олимпиад можно составить следующие диаграммы степени усвоения тем школьной программы по информатике:

    Начальный уровень (1-2 кл.)

    код

    Тема

    Степень усвоения

    1.1.2

    Язык как способ представления и передачи информации

    100

    1.1.3

    Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный

    100

    1.1.4

    Единицы измерения количества информации. Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации

    50

    1.1.6

    Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи

    100

    1.1.7

    Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления

    60

    1.1.8

    Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII.Основные используемые кодировки кириллицы

    50

    1.2.2

    Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл

    100

    1.2.4

    Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

    100

    1.4.2

    Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

    100

    1.5.1

    История развития вычислительной техники

    25

    2.2.4

    Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)

    100

    2.4.1

    Растровая графика. Графические объекты и операции над ними

    0

    2.7.1

    Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети

    50

    2.7.2

    Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр.

    33,33

    2.8.1

    Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования)

    0

    Подготовительный уровень (3-4 кл.)

    код

    Тема

    Степень усвоения

    1.1.1

    Различные подходы к определению понятия "информация". Виды информационных процессов. Информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах

    100

    1.1.2

    Язык как способ представления и передачи информации

    100

    1.1.5

    Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче

    62,5

    1.1.8

    Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII.Основные используемые кодировки кириллицы

    100

    1.2.1

    Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма

    75

    1.4.1

    Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей

    100

    1.4.2

    Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

    72,22

    1.4.4

    Построение и использование информационных моделей реальных процессов (физических, химических, биологических, экономических)

    100

    Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ открывает широкие возможности для индивидуального подхода в выявлении и творческого роста одаренных детей. Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей. Проведение олимпиад, научных конференций, семинаров, конкурсов, соревнований, выставок творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям, участие в телеконференциях позволяет каждому одаренному ребенку проявить себя, передать свой опыт, а также использовать опыт своих сверстников.

    Список использованной литературы

    1. http://www.infoznaika.ru/ - международная конкурс игра по информатике.
    2. http://vot-zadachka.ru/index.php - сайт «Центра развития мышления и интеллекта», всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы.
    3. http://www.art-talant.org/ - всероссийский сайт «Академия развития творчества».
    4. http://www.unikru.ru/ - Всероссийский сайт «Мир конкурсов».
    5. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
    6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.:Воронеж, 1997. 
    7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагно-стики. – М.: «Школа-пресс», 1993.
    8. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
    9. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
    10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М., 1996. – 96 с.


    [1] Оценивая уровень и структуру мотивации своих учеников по 10 бальной шкале (чем больше, тем выше уровень) среди тех, кто участвует в дистанционных конкурсах (Участник) и тех, кто не принимает в них участие (Остальные), можно построить следующую сравнительную таблицу:

    [3] Оценивая уровень и структуру мотивации своих учеников по 10 бальной шкале (чем больше, тем выше уровень) среди тех, кто участвует в дистанционных конкурсах (Участник) и тех, кто не принимает в них участие (Остальные), можно построить следующую сравнительную таблицу:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

    В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

    Методическая разработка: " Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

    Предмет: природоведение . Методическая разработка  урока ознакомления с новым материалом по теме " Явления природы. Физические и  химические явления".Технологии :информационно-ком...

    ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

    По-моему мнению, использование ЭОР это неотъемлемая часть любого современного урока, и тем более урока информатики и ИКТ. ЭОР позволяют наглядным образом представить новый материал, закрепить знания в...

    Применение электронных образовательных ресурсов при обучении информатике

    В настоящее время применение ЭОР на уроках информатики носит разнообразный характер. Это обучающие, развивающие, контролирующие, тренирующие, диагностические программы. Тренажеры применяются при ...

    "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики"

    Презентация "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики" раскрывает возможности ЭОР при подготовке урока. Приводятся примеры наиболее популяную коллекцию ЭОР....

    Статья по информатике "Применение электронных образовательных ресурсов в обучении информатике"

    Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлени...