Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Информатика+Математика "Кафе «Ученье Свет»"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Пташинская Светлана Ивановна

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия информатики и других предметов повышают интерес учащихся и мотивацию к их изучению. Нестандартные, необычные, интересные мероприятия позволяют даже скучный, трудный материал сделать понятным, доступным. Данная разработка - один из вариантов проведения интегрированного урока (внеклассного мероприятия) Информатика+Математика - Кафе "Ученье Свет".  Задания, конкурсы, тесты можно изменять, усложнять в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия информатики и математики преподавателей ГБОУ НПО АО "ПУ №1"

Пташинской Светланы Ивановны и Звягиной Светланы Павловны

Кафе «Ученье Свет»

Внеклассное мероприятие

Цель

Повышение мотивации к изучению предметов математики и информатики. Активизация деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Развитие творческого интереса к математике, информатике.
  2. Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.
  3. Формирование информационной культуры, логического мышления, коллективной творческой активности.
  4. Расширение кругозора учащихся.
  5. Развитие информационной и коммуникативной компетенции учащихся.

Подготовка помещения, оборудования, организационные вопросы: столы для команд, жюри, стулья для гостей; компьютеры, проектор и экран; оформление стендов; презентация "Ученье Свет"; карточки с заданиями, бланки (меню) для оценивания конкурсов (для жюри), пазлы, задания на ПК, награды командам.

“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”. (Анатоль Франс)

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть (стихотворение, представление жюри)
  3. Основная часть мероприятия
  1. Аперитив                 (разминка)
  2. Закуски

DELикатес «Ус 3 цы»

ЧИПсы «Анаграммные»

Салат «Пикантный из ребусов»

  1. Первые блюда

Окрошка «Именная»

Солянка «Вредная»

  1. Горячее

БИТочки «Филвордные»

Кольца «От Мёбиуса»

Лапша «Разноцветная»

  1. Десерт

Тутти –фрутти «Кодированное»

  1. Напитки

сБИТень «Весёлый» (пазлы)

коктейль информационный

  1. Развлечения

БОДрые забавы

  1. Подведение итогов
  2. Награждение

С.И. - Светлана Ивановна - преподаватель информатики

С.П. - Светлана Павловна - преподаватель математики

С.И.+С.П.


















С.И.


С.П.

Стихотворение - приветствие

Сегодня в этом классе,
А может в кабинете?
А может быть в кафешке
Урок мы проведем?

Он будет необычный.
А может быть привычный?
А может быть веселый
Урок сейчас начнем?

Предметы математика,
А также информатика,
Науки очень сложные
Не выучить никак.

Но вместе мы покажем,
А может и докажем,
И сами вы поймете,
Что это все не так.

Сейчас Светлана Павловна,
А может быть Ивановна?
А может обе вместе?
Вас будут угощать.

Веселые вопросы,
Филворды, анаграммы
И очень много вкусностей
Вам будут предлагать.

Попробуйте, отведайте,
Вкушайте, наслаждайтесь,
Активно отвечайте
И будет счастье вам.

Мы двойки вам исправим,
А может не исправим?
А может и пятерки
Поставим вам в журнал.

Добрый день, уважаемые посетители, гости. …Добро пожаловать в наше кафе «Ученье Свет». Сегодня вам будет предложен огромный выбор фирменных блюд.  Желаем всем «Приятного аппетита»

Дегустировать и оценивать приготовленные блюда будет независимая команда жюри в составе:

  1.  
  2.  
  3.  

МЕНЮ

Аперитив

Закуски

  1. DELикатес «Ус 3 цы»
  2. ЧИПсы «Анаграммные»
  3. Салат «Пи кантный из ребусов»

Первые блюда

1) Окрошка «Именная»

2) Солянка «Вредная»

Горячее

1) БИТочки «Филвордные»

2) Кольца «От Мёбиуса»

3) Лапша «Разноцветная»

Десерт.

1) Тутти –фрутти «Кодированное»

        Напитки

  1. сБИТень «Весёлый»
  2. Коктейль информационный

Развлечения

        Бодрящие забавы

Слайд меню

С.П.

1. «Аперитив» (Разминка)

  1. Варит отлично твоя голова:
    пять плюс один получается…
    (не два, а шесть)
  2. Вышел зайчик погулять,
    лап у зайца ровно…
    (не пять, а четыре)
  3. Скажи, когда везде отключен свет,
    Наш ноутбук работать будет?    
    (Да)
  4. А выключишь компьютер без труда,
    Лишь дёрнув штепсель из розетки?    
    (Нет)
  5. Ходит в народе такая молва:
    шесть минус три получается…
    (не два, а три)
  6. Говорил учитель Ире,
    что два больше, чем…
    (один, а не четыре)
  7. А можно на экране указать предмет,
    Лишь щёлкнув кнопкой мыши?
    (Да)
  8. Ответь, а может иногда компьютер
    Включен быть, а на экране темнота?
    (Да)
  9. Меньше в десять раз, чем метр,
    всем известно…
    (дециметр)
  10. Ты на птичку посмотри:
    лап у птицы ровно …
    (две, а не три)
  11. Способен ли компьютер, дай ответ,
    Три дня работать безотказно?
    (Да)
  12. А тех, кому и года нет,
    Сажают за компьютер?
    (Нет)
  13. У меня собачка есть,
    у нее хвостов аж…
    (один, а не шесть)


  1. У доски ты говори,
    что концов у палки…
    (два, а не три)
  2. А в Painte нарисовать букет
    Из белых лилий можно?
    (Да)
  3. На уроках будешь спать,
    за ответ получишь…
    (два, а не пять)

С.И. –

за правильный ответ – смайлик

С.И.





















Меню закусок сегодня на редкость разнообразно! Вам предлагается широкий выбор блюд! И главное: у Вас есть уникальная возможность приготовить все их самостоятельно или коллективно!

2. DEL икатес “Ус 3 цы»

  1. О,              КАН ЯБР,     ЕНИЕ,      
  2. ИКАТНОСТЬ,    ОТ  ,        ПРЕ  ,
  3. ОПРЕ ЕНИЕ,              С КА,      НЕ Я    
  4. ПОНЕ ЬНИК,       ЬФИН,     ЯНКА,  
  5. ЬТА,              КРЕН Ь,   
  6. МО Ь,          И
  1. Дело, канделябр деление,
  2. деликатность, отдел, предел,
  3. определение, сделка, неделя,
  4. понедельник, дельфин, делянка,
  5. дельта, крендель,
  6. модель, Дели 


  1. АК 3 СА,     ВИ 3 НА,     ГАС 3 Т,    III КО
  2. III УМФ,     III ТОН,     УС III ЦА,      Ш 1+2 Х
  3. ПА 5-2 ОТ,     6:2 БУНАЛ,     7-4 БУНА
  4. ОСЕ 12:4 НА,     О 6х0,5 ЦАНИЕ,     ОС I+II Ё
  5. СМО V-II НЫ,     ДМИ VI-III Й
  6. 100-97 ЛЛЕР,         МА III АРХАТ
  7. БИССЕК IX:III СА,     ДИРЕК 9-6 СА,     МА II+I ЦА
  8. IV-I КОТАЖ,     ЭЛЕК VII-IV ЧКА,     С 9:III Ж

 Актриса, витрина, гастрит, трико,

 триумф, тритон, устрица, штрих,

патриот, трибунал, трибуна,

 осетрина, отрицание, остриё,

 смотрины, Дмитрий,

 триллер, матриархат

биссектриса, директриса, матрица,

 трикотаж, электричка, стриж

Отвечают по очереди

С.П.

3. ЧИПсы «Анаграммные»

АНАГРАММА (от греч. «вновь» и «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или нескольких). Например, апельсин — спаниель.

Путем перестановки нужно расшифровать слова, относящиеся к математике или информатике. После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее и подчеркнуть его.

1) КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. 

2) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.  

3) ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ. 

4) УХЛС, УСКВ, ИЕНЯНООБ, ГОМЗ. 

5) КАБОТРАОБ, ИЕНЕХРНА, ТОРЛЯКУКАЛЬ, ЕЕААПРДЧ.  

6) КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦФИ.  

7) ЛЕБАГАР, ОЕКРЬН, ТЖЕОДОТВС, ОБРМ

8) РЕНИУАНВЕ, ТПЬСЕНЕ, РЕВАТСВЕНОН, СЕКОЛО

9) МАПРЯЯ, ЧУЛ, РЕЗОТОК, РИПЕТРЕМ

10) ОНРЬЕК,  РВУАЕИНЕН, СОКМСО,  ИСЧОЛ.

11) ЧАДАЗА, ЦЯИНКУНФ, МЕНПЕРНАЕЯ,  ВАРУНИЕНЕ

12) ВРАКДАТ, ИЕТПАРЯЦ, БОМР,   РУЛИГТЕНЬКО.

Ответы:

1) Текст, число, график, бумага. Бумага - носитель информации, всё остальное - виды.

2) Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер-устройство вывода данных, всё остальное - устройства ввода.

3) Монитор, плоттер, принтер, мышь. Мышь - устройство ввода данных, всё остальное - устройства вывода.

4) Слух,  вкус, обоняние,  мозг. Мозг обрабатывает информацию, всё остальное - органы чувств.

5) Обработка,  хранение,  калькулятор, передача. Калькулятор - вычислительное устройство, всё остальное - виды работы с информацией.

6) Точка, нота, буква, цифра. Ноту  нельзя ввести с клавиатуры,  всё остальное - можно.

7) Алгебра, корень, тождество, ромб. Ромб  - геометрическая фигура.

8) Уравнение, степень, неравенство, колесо. Колесо

9) Прямая, луч, отрезок, периметр. Периметр.

10) Корень, уравнение, космос, число. Космос.

11) Задача, функция, переменная, уравнение. Задача.

12) Квадрат, трапеция, ромб, треугольник. Треугольник – остальные четырёхугольники.

Пока жюри считает баллы, несколько анаграмм проверяем (зачитывают свои ответы, показываем на слайде)

Карточки – раздать – С.П.

С.И.

4. Салат «p кантный» из ребусов

Отгадать ребусы по очереди. За каждый правильный – 1 балл

Лобачевский, передача, диагональ, обработка,  диаметр, алгоритм,  параллелепипед, архивация, одиннадцать, интернет, число, графика.

С.П.

На первое у нас сегодня восхитительные блюда для гурманов.

5)  Окрошка «Именная»

Командам выдаются карточки с именами математиков и людей, связанных с компьютером. Составить правильные пары имен и фамилий учёных.

Леонард Эйлер                     Блез Паскаль

Пьер Ферма                          Билл Гейтс

Франсуа Виет                       Ада Лавлейс

Якоб Бернулли                            

Рене Декарт                            

Август Мёбиус                        

Софья Ковалевская                      

Ответы – зачитать, жюри отмечает ошибки.

С.И.

6) Солянка «Вредная» 
(10 вредных советов зачитывают учащиеся)

А сейчас попробуем «Соляночку», да не простую, а вредную.

В нашем кафе особо ценятся творческие посетители. Компьютерным голосом, голосом робота, с выражением, с юмором, по очереди вы будете давать советы другой команде.  Совет можно продекламировать, пропеть, дополняя жестами и т.п.

Оценивается артистизм, оригинальность. Минута – на размышление.

Вредные советы

Я советую вам, дети, -
Не гуляйте в Интернете.
Много гадостей нежданных будут вас подстерегать.

Вам компьютерные сети
Могут быть опасны, дети.
И поэтому вам лучше в Интернете не гулять.

И ночами не блуждайте
Вы по разным страшным сайтам.
Что хорошего там можно вам на сайтах увидать?

Не спешите сразу смело
Распаковывать эмейлы.
В них троянскую лошадку может кто-то вам прислать.

Или даже гадкий вирус,
И заглючит сразу Виндоус.
Мама будет не в восторге, папа схватит свой ремень.

И пройдет всего минута,
Как сломается компьютер.
И чинить его придется злому папе целый день.

А еще скажу, ребята -
Не сидите вы по чатам
Дяди глупые научат нехорошим всем словам.

Нет в помине этикета
На просторах Интернета
Ну и чем тогда, скажите, он полезен будет вам?

Злые хакеры секретно
Вас взломают незаметно
И тогда вам будет худо, смело вам признаюсь я.

Вы послушайте советы -
Не гуляйте в Интернете
Лучше книжечки читайте, пользы больше в них, друзья!!!

Раздать карточки

(по 5 каждой группе)

С.И.

На горячее в нашем кафе поистине обжигащие блюда!

7) БИТочки «Филвордные» (по 2 участника от команды заполняют филворд на ПК)                   открыть общий диск (Z:)…папка группы…

Проверка будет после конкурса Тутти-Фрутти


С.П.

8) Кольца «От Мёбиуса» (Ленты, клей (2 шт.), ножницы, фломастеры)

Было бы здорово, если бы можно было изготовить рубашку без изнанки? Её можно было бы одевать с двух сторон? Нет, тут дело посложнее: рубашка только с одной стороны.

Таких рубашек не бывает, но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать.

Вот, например цилиндр. Он представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая “границы”, нельзя очутиться на другой стороне.


(Опыт Лист Мебиуса): я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду вести вправо и надеюсь прийти в ту же точку, но на другой стороне листа.

Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрел немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус, ученик “короля математики” К. Гаусса.

Ныне эта поверхность называется листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительные свойства: он имеет один край; одну поверхность. Действительно, начав закрашивать лист с любого места, можно убедиться, что постепенно вся поверхность будет закрашена.

“Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную – муху и разрешить ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если конечно, паук ползает быстрее.

Так изучение свойств именно этой поверхности во многом положила начало развитию новой ветви геометрии – науки топологии.

В Вашингтоне у входа в Музей истории и техники установлен вращающийся монумент этой поверхности – стальной ленты закрученной на полвитка.

Эксперимент.

(преподаватель показывает и объясняет эксперимент).

Я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мебиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто – из одного кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Практическое задание для учащихся.

– Возьмите бумажные ленты, клей и ножницы. Приготовьте листы Мебиуса и проведите эксперимент.

Получили кольцо, перекрученное дважды. Разрежьте это кольцо еще раз по середине.

Вывод: получили 2 сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.

– Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из неё лист Мебиуса.Эти свойства листа Мебиуса не смогли оставить равнодушными знаменитого художника  М. Эшера. Он посвятил ему серию картин (демонстрация репродукций художника - слайды). Также свойства листа Мебиуса используют в матричном принтере. В картридже красящая лента склеена как лист Мебиуса (демонстрация картриджа).

С.И.

9) Лапша «Разноцветная»

Составить чайнворд (домино) из всех предложенных слов. 

Карточки

С.П.


С.И

И, наконец, на десерт у нас - сладенькое!

10) Тутти – фрутти «Кодированное»

История 0 и 1 (рассказ преподавателей об истории 0, 1 и двоичной системе)

Двоичная с/с, (вопросы будут связаны с С\С).

Отвечают по-очереди.

  1. Конь о 100 ногах и тот спотыкается.
  2. У 111 мамок дитя без глаза.
  3. За битого 10 небитых дают.
  4. За 10 зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Ей было 1100 лет, (12)
Она в 101-й класс ходила,
(5)
В портфеле по 100 книг носила –
(4)
Все это правда, а не бред
.

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
101 карась в ведерке
И 100 пескаря.

Посчитайте-ка улов
У кого ответ готов?  
(9)

* Задания могут быть сложнее, в зависимости от подготовки аудитории

Проверка результатов конкурса «Биточки Филвордные»

С.П.

А сейчас предлагаем вам изысканный любимый напиток программистов с манящим названием

11) сБИТень «Весёлый»                              Собрать паззлы

Выдать паззлы

С.И.

12) Коктейль «Информационный» (тест на ПК)

С.П.

12) БОДрые забавы

Жестами , мимикой объяснить слово из математики или информатики своим соперникам. Каждое угаданное слово - 1 балл.

Карточки  

С.И.

Ну, а в заключение, у нас – спецпредложение.

Самый внимательный (бдительный) посетитель, который может заметить изюминку в каждом блюде, получит приз (подарОК!)

  1. Найдите максимальное количество знакомых терминов в названиях блюд. Кто готов – поднимает руку. (Назвать количество и объяснить значение терминов)
  2. Объяснить название нашего кафе «Ученье Свет»

ответы могут быть разные:

1) учащиеся объясняют смысл пословицы

2) преподавателей информатики и математики зовут Светлана (а то, чему они учат, звучит как Ученье Свет)

С.П.,

С.И.

Слово жюри

Награждение

Надеемся, что вам понравилось в нашем кафе «Ученье Свет», и вы уходите от нас с отличным настроением!

Будьте здоровы. Заходите к нам почаще. А сейчас мы закрываемся. До новых встреч!

Используемые материалы:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. (Игровые методы обучения).

2. Сайт учителя математики Савченко Елены Михайловны: http://le-savchen.ucoz.ru/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию образования Приморского края

Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Уссурийска, КГАПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления». В ходе...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

"Математический конферанс" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия

Конспект интегрированного внеклассного мероприятия (музыка - математика)ЦЕЛЬ: выявление общих закономерностей в музыке и математике.ЗАДАЧИ:1) развитие логического и абстрактного мышления;2)воспитание ...