Итоговая работа "Базы данных" в 9 классе
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Зинкина Умеда Зобитовна

Разработка урока по теме "Базы данных"  в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.rar717.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ»

Алькеевского МР РТ

Разработка урока

Итоговая работа по базам данных

по Информатике и ИКТ

для 9-х классов

Составитель:

Зинкина Умеда Зобитовна

учитель информатики 

2012/2013


Урок 26

Тема: Итоговая работа по базам данных

Цели:

дидактические: 

  • создать условия для проверки уровня знаний;
  •  контроль, самоконтроль знаний по теме «Хранение информации»;

обучающие:

- создать условия для закрепления знания учащихся по теме «Базы данных»;

- создать условия для закрепления умения хранить и обрабатывать информацию в базах данных;

развивающие:

- развитие навыков работы с базами данных;

- развитие умений осуществлять  самооценку  своей учебной деятельности;

- способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений;

воспитательные:

- воспитание личностных качеств, обеспечивающих развитие творческой личности;

- воспитание таких качеств как самостоятельность, самоконтроль;

- создать условия для воспитания аккуратности и бережного отношения к труду.

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений, навыков.

Дидактические средства: ЦК ЭОР, собственные файлы, HyperTest.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний

Коллективная работа: на доске логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных»[1], учащиеся отвечают на вопросы:

- Поясните значение каждого вида базы данных;

- Какие простые операции используются в базах данных?

- Какие сложные операции можно использовать при работе с базами данных, как их использовать?

- Что значит обработка данных?

- Для чего нужен ключ?

-Что значит условие выборки и как его ввести?

- Может кто-то хочет ещё добавить к ответам?

III. Тестирование

Учащимся предлагается пройти небольшое тестирование по теме с помощью HyperTest[2].

Физкультминутка

IV. Выполнение практического задания № 13[3]

  1. Создать БД «Видеотека», содержащую следующие поля: номер диска, название фильма, жанр, продолжительность, страна, дата приобретения.
  2. Определить первичный ключ.
  3. Заполнить БД следующими данными:

Номер кассеты

Название фильма

Жанр фильма

Длительность фильма

Страна

Дата

поступления

1

Пятый элемент

фантастика

125

США

31.01.2002

2

Титаник

мелодрама

185

США

20.02.2004

3

Кавказская пленница

комедия

100

Россия

28.02.2001

4

Драйв

боевик

115

США

31.01.2005

5

По прозвищу Зверь...

боевик

85

Россия

28.02.2004

6

Профессионал

боевик

125

Франция

25.05.2005

7

Игрушка

комедия

85

Франция

22.04.2006

8

Танцор диско

мелодрама

130

Индия

14.04.2004

9

Патруль времени

фантастика

102

США

28.02.2005

10

Только сильнейшие

боевик

96

США

30.09.2006

11

Ромео и Джульетта

мелодрама

126

США

03.04.2004

12

Зита и Гита

мелодрама

185

Индия

31.01.2003

13

На Дерибасовской хорошая погода

комедия

95

Россия

28.02.2005

14

Джуниор

комедия

90

США

30.04.2003

15

Парк Юрского периода

фантастика

120

США

13.02.2004

16

Крепкий орешек

боевик

120

США

19.12.2005

17

Затерянный мир

фантастика

110

США

26.07.2006

18

Американ бой

боевик

110

Россия

28.02.2005

19

Невезучие

комедия

90

Франция

11.10.2004

20

Танго и Кэш

боевик

98

США

28.02.2005

  1. Создать запрос, с помощью которого вывести на экран название, жанр и длительность для всех фильмов, произведённых в России и США, отсортировав их по ключу «Страна (возр.)+название (убыв)».
  2. Создать запрос для вывода на экран всех фильмов, поступивших в видеотеку в 2004 и 2005 году. Данные отсортировать по дате поступления (по возрастанию).
  3. Создать запрос, с помощью которого удалить из БД записи о фильмах, продолжительность которых менее 100 минут. Определить, сколько записей осталось в таблице.

V. Подведение итогов урока.

Карточка самоконтроля учащегося[4] .

VI.Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тестированию по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»


 Приложение 1

1.Что такое база данных:

+ совокупность определенным образом организованой информации на какую- то тему.

-хранилище текстов, создаваемых с помощью текстового редактора.

2В реляционных базах данных используются 4 основных типа полей, какое из них не входит:

- числовой

- символьный

- дата

- логический

+алгебраический

3 Что такое информационная система:

+ совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно- программных средств для ее хранения, изменение и поиска информации.

- организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.

4 Реляционными БД называются:

+ базы данных с табличной формой организации.

- база данных с символической формой организции.

5В реляционных БД строка таблицы называется:

+ записью

- полем

6 Записи различаются значениями:

+ ключей

- столбцов

7Что такое система управления базами данных:

+ программное обеспечение предназначенное для работы с базами данных.

- програмное обеспечение предназначенное для работы с главным ключом.

8 Какие СУБД называются реляционными:

+ системы, работающие с реляционными базами данных

- системы работающие с реляционными информационными системами.

9 Что определяет формат символьного поля:

- число табличных позиций

+ число символьных позиций

10Формат логической величины:

- два символа

+ один символ

11Чаще всего используются :

- двебуквенные обозначения

+ однобуквенные обозначения

12 Логическое выражение:

+ высказывание по поводу которого можно заключить истенно оно или ложно

- программное обеспечение предназначенное для работ с базами данных

 13 Простейшая форма логического выражения :

+ одна величина логического типа

- две величины логического типа

14Отношениями называются :

+ 6 первых выражений

- 5 пкрвых выражений

15 Лексикографический порядок:

+ упорядоченность слов определяется по алфавитному принципу

- неупорядоченность слов определяется по алфавитному принципу

16Не входит в знаки логических операций:

 - "и"

- "или"

- "не"

+ "а"

17Логическое сложение:

+ " или"

- " не"

18Логическое умножение:

+ "и"

- " не"

19Ключ сортировки:

+ поле, по значению которого производится сортировка

- поле, по значению которого не производится сортировка

20Для выполнения сортировки должна быть указана следующая информация:

+ по значению какого поля производить сортировку

- формирование справки происходит  в определенной последовательности.

21 Отрицание:

+" не"

- " или"

22 Дизъюнкция:

+ логическое сложение

- логическое отрицание

23 Пользователь должен указать:

+ имена всех полей таблицы, их типы и форматы

- создание новых базы данных

24Создание базы данных связанно:

+ с описанием структуры для будущих таблиц

- с описанием структуры для будущих столбцов

25Реляционные базы данных содержат:

+ прямоугольная таблицы

- таблицы в форме квадрата


Приложение 2

Карточка самоконтроля учащегося  по теме

«Хранение и обработка информации в базах данных»

  1. Дата __________________    
  2. Фамилия, имя____________________________________        
  3. Класс_________

Этапы, задания

Самооценка

Трудности,

причина затруднений

Устный ответ

Тестирование

Практическая работа

Итоговая оценка:

Пользователи электронной почты, как вам известно, стремятся придерживаться правил сетевого этикета (нэтикета), а для выражения эмоций используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, “улыбочка”), некоторые из которых приведены ниже.

Смайлики

:-) улыбка

:-))) хохот

:-@ кричит

:-( грусть

:'-( плачет

;-) хитрец

>:-( злится

: 0 зевает

:'-) плачет от счастья

:-& поклялся молчать

Нарисуйте тот смайлик, который отражает ваши эмоции, впечатления от урока.

Смайлик

Твои пожелания, замечания по уроку



Используемая литература:

  1. Информатика и ИКТ  авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. (М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007);
  2. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
  3.  Карточка ресурса ЦК ЭОР №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10581270-4bc2-4675-959b-4656a818e615/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&
  4. Карточка ресурса «Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей»:http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e26891-d0f9-4574-a491-10b11cd2c0d3/view/;
  5. Информатика и ИКТ задачник-практикум  2 часть / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

[1] Карточка ресурса ЦК ЭОР №1 «Логическая схема понятий по теме «СУБД и базы данных» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/10581270-4bc2-4675-959b-4656a818e615/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&

[2] Приложение 1

[3] Карточка ресурса «Практическая работа «Создание базы данных. Поиск и сортировка записей»:http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e26891-d0f9-4574-a491-10b11cd2c0d3/view/

[4] Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа Базы данных "Создаем форму"

Создать Базу данных в виде формы...

База данных 11 класс. Самостоятельные практические работы. Проектирование и обработка двухтабличной базы данных.

Предлагается два вырианта самостоятельной практической работы по теме "Базы данных". 11класс. Работу можно провести как "Зачётная практическая работа по теме База Данных"Перед выполнением самостоятель...

Зачётная работа по теме «Программное обеспечение информационных технологий. Система управления базой данных». 9 класс

Цель урока: Оценка результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала и практических навыков, коррекция в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученностиВид уро...

Зачётная работа по теме «Программное обеспечение информационных технологий. Система управления базой данных». 9 класс

Цель урока: Оценка результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала и практических навыков, коррекция в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученностиВид уро...

Практическая работа «Базы данных».

Пактическая работа включает в себя: создание базы данных, редактировние формы, создание запросов и отчета....

Практическая работа. Создание и заполнение однотаблич¬ной базы данных «Наш класс»

Практическая работа.Создание и заполнение однотаблич­ной базы данных «Наш класс» (9класс)...