Рабочая программа по информатике для специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Программа былы разработана согласно требованиям новых стандартов - ФГОС. Предназначена для групп с углубленной подготовкой. Присутствует внеаудиторная работа. Аудиторная нагрузка на семестр составляет 90 часов, общая - 135 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

 

для специальности 270802

 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

углублённая подготовка

2011


        Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» углублённой подготовки, укрупнённая группа 270000 «Архитектура и строительство».

Организация-разработчик: Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж.

Разработчик: Бердникова Е.В., преподаватель дисциплины «Информатика», ПГМСК

        Рекомендована предметной комиссией дисциплин математического и естественнонаучного цикла

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года №28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

Заключение Экспертной комиссии № ____________  от «____»__________ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»


13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности среднего профессионального образования 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» углублённой подготовки, укрупнённая группа 270000 «Архитектура и строительство».

 Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования и, в соответствии с ФГОС, призвана формировать общие компетенции (ОК 1-10) и профессиональные компетенции (ПК 1.1 – 1.4; ПК 2.3; ПК 3.1; ПК 3.3; ПК 4.4).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«Информатика» является дисциплиной математического и общего естественнонаучного цикла, ее изучение направлено на формирование у студента профессиональных качеств.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- работать с различными видами информации с помощью компьютера и других информационных средств и коммуникационных технологий;

- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин в профессиональной деятельности;

- работать с пакетом прикладных программ профессиональной направленности на. электронно-вычислительных машинах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- методику работы с графическим редактором электронно-вычислительных машин при решении профессиональных задач;

- основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;

- основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на электронно-вычислительных машинах.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 135 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 90 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 45 часов.

        Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

        практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

        в том числе:

Работа по поиску и обработке информации

Составление таблиц

подготовка и оформление докладов, рефератов, информационных сообщений

Подготовка плана-конспекта, опорного конспекта

Отработка форматирования диаграмм

4

9

19

11

2

Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса.


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Раздел 1. Информация и информационные процессы

Тема 1.1. Понятие информации

Содержание учебного материала

2

1

1

Подходы к понятию информации и измерение информации. Свойства информации. Виды информационных объектов.

Тема 1.2. Виды информационных процессов

Содержание учебного материала

2

2

1

Сбор, хранение и передача информации.

2

Управление информационными процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

1

Поиск и обработка информации теме: «Обзор и сравнение различных источников информации».

Раздел 2. Средства информационных технологий

Тема 2.1. Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала


6

2

1

Архитектура компьютеров: состав системного блока, подключаемые внешние устройства. Единицы измерения памяти. Устройство и виды памяти.

Самостоятельная работа обучающихся:


4

1

Составление таблицы, содержащей характеристики внешних устройств, подключаемых к компьютеру

Тема 2.2. Программное обеспечение

Содержание учебного материала

12

2

1

Базовое программное обеспечение. Современные операционные системы. Их возможности и отличия.  Программное обеспечение прикладного характера (пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач.)

Самостоятельная работа обучающихся:


5

1

Составление таблицы, содержащей характеристики современных операционных систем

Тема 2.3. Сервисные программы для работы с файлами

Содержание учебного материала

2

2

1

Организация хранения информации на внешних носителях.

Раздел 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 3.1. Возможности программ по созданию и обработке текстовых документов






Содержание учебного материала

2

2

1

Создание документа в текстовом редакторе. Интерфейс программы. Панели инструментов. Настройка окна программы.

Практические работы



4

3

1

Форматирование шрифтов документа. Стандарты шрифтов. Параметры абзаца. Стандартные настройки. Шаблоны документов

2

Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе. Работа с редактором формул MS Equation.


4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и оформление информационного сообщения на тему: «Стандарты текстовых документов»

5

Практические работы

3

3

Создание списков. Виды списков, настройка их параметров.

2

4

Работа с многостраничным документом. Нумерация страниц, оглавление, колонтитулы.

2

5

Графические возможности текстового редактора. Работа с графическими примитивами.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Подготовка доклада на тему: «Стандарты текстовых документов».

Тема 3.2. Сканирование текстовых документов и изображений

Содержание учебного материала

2

2

1

Работа с программой Fine Reader.  Настройка параметров сканирования. Распознавание документов.

Практические работы

2

3

1

Сканирование текстовых документов и изображений. Настройки.

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Подготовка доклада на тему: «Обзор возможностей программы FineReader».

Тема 3.3. Создание презентаций с помощью программы PowerPoint

Содержание учебного материала

6

1

Возможности программы по созданию презентаций. Интерфейс программы. Создание слайдов.

Практические работы

4

3

1

Форматирование слайдов, настройка анимации. Создание презентации.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Подготовка доклада на тему: «Настройка в презентации эффектов анимации».

2

Подготовка доклада на тему: «Особенности настройки звука и видео в презентации».

2

Тема 3.4. Возможности электронных таблиц

Содержание учебного материала


4

2

1

Создание документа в программе MS Excel. Интерфейс программы. Панели инструментов. Структура Рабочего листа. Настройка параметров Рабочего листа.

Практические работы


2

3

1

Математическая обработка числовых данных. Организация вычислений. Встроенные функции программы.

2

Создание электронных документов в MS Excel.

2

3

Использование деловой графики для анализа числовой информации.

2

4

Использование в вычислениях логических функций.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Подготовка опорного конспекта на тему: «Применение инструмента промежуточных итогов при работе со списками».

2

Отработка форматирования диаграмм различных типов

2

3

Разработка обзорного конспекта на тему: «Создание компьютерного теста».

2

Раздел 4. Компьютерная графика

Тема 4.1. Виды компьютерной графики

Содержание учебного материала


4

1

Понятие растровой (пиксельной) графики. Способ формирования изображения. Размер изображения. Программы, предназначенные для создания и обработки графических объектов растрового типа.

2

Понятие векторной графики. Способ формирования изображения. Особенности изображения. Программы, предназначенные для создания и обработки объектов векторной графики.

Практические работы

4

3

1

Создание графических объектов векторного типа.

2

Редактирование графических объектов растрового типа.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка опорного конспекта на тему: «Растровая графика»

2

Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1. MS Outlook. E-mail-электронная почта

Содержание учебного материала

2

2

1

Назначение программы, ее возможности. Папки программы MS Outlook.

2

Основные элементы программы и настройка их параметров: контакты, сообщения, встречи, собрания, задачи.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка конспекта на тему: «Обзор возможностей программы Outlookи сфера ее применения. Сравнительный анализ».

4

Практические работы

4

3

1

Работа с папками программы MS Outlook. Создание Контактов, Встреч, работа с Календарем, обмен сообщениями.

Тема 5.2. Программные средства телекоммуникационных технологий

Содержание учебного материала

2

2

1

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Браузер, Интернет-магазин, Интернет-библиотека.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Подготовка реферата на тему:  «Локальные и глобальные компьютерные сети».

Тема 5.3. Коллективная деятельность в глобальной сети Интернет

Содержание учебного материала


2


2

2

1

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Общие ресурсы сети Интернет.

2

Обмен информацией с помощью электронной почты. Создание электронного почтового ящика.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1

Подготовка плана-конспекта: «Информационно-поисковые системы»

Всего:

135


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Информатика» имеется  кабинет информатики и лаборатории информатики.

         Оборудование учебного кабинета:

 – учебная мебель;

-  рабочее место учителя;

- доска.

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран,

- аудио-центр,

- компьютеры, подключенные к глобальной сети Интернет;

- принтер,

- сканер.

        Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- персональные компьютеры;

- пластиковая доска;

- методические пособия для проведения лабораторных работ.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Основные источники:

  1. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М., 2006.
  2. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М., 2005.
  3. Микляев А.. Учебник пользователя IBM PC. - М.: ООО «Альтекс-А». 2005.
  4. Симонович С. Информатика. Базовый курс.  Санкт-Петербург.: Издательский дом «Форум ИНФРА-М». 2010.
  5. Романова Ю.Д., Лесничная И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций. Учебный курс. «Эксмо». Москва. 2009.
  6. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009.

Дополнительные источники

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. - М, 2002.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2004.
  3. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М., 2004.
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М, 2002.
  5. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М, 2002.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10— 11 кл. - М, 2002.
  7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М., 2005.
  8. Крис Фейли. Мастерская Windows XP, VISTA, OFFICE. ДМК. Москва. 2010
  9. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
  10. Матвеев М.Д., Юдин М.В., Куприянов А.В. Windows XP. Полное руководство. «Наука и техника». Санкт-Петербург. 2009
  11. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс- М., 2004.
  12. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М., 2005.
  13. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. — М., 2006.
  14. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. -М., 2005.
  15. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. — М., 2006.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://book.kbsu.ru/ (Шауцукова)
  2. http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm

Методические разработки:

  1. «Excel. Работа с базами данных. Использование фильтров для анализа списков». Методическое пособие. 2005 г.
  2. «Excel. Работа с базами данных. Создание сводных таблиц». Методическое пособие. 2006 г.
  3. «Excel. Методика создания и работы с базами данных». Методическое пособие. 2007 г.
  4. «Применение электронных таблиц Excel в комплексном курсовом проекте для расчетов площадей поверхностей строений под различные виды отделки». Методическое пособие. 2008 г.
  5. «PowerPoint. Создание презентаций с элементами анимации». Методическое пособие. 2009 г.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады).

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также  в ходе проведения промежуточной аттестации и итогового контроля в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.

        Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только наличие профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки Основные показатели оценки результата


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- работать с различными видами информации с помощью компьютера и других информационных средств и коммуникационных технологий;

- организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин в профессиональной деятельности;

- работать с пакетом прикладных программ профессиональной направленности на электронно-вычислительных машинах.


- проверка качества выполнения практических работ;

- проверка индивидуальных заданий;

- компьютерное тестирование.


        В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- методику работы с графическим редактором электронно-вычислительных машин при решении профессиональных задач;

- основные этапы решения задач с помощью электронно-вычислительных машин;

- основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на электронно-вычислительных машинах.


- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный устный опрос;

-  тестовый контроль;

- письменная контрольная работа;

- проверка и оценка докладов.


Итоговый контроль  

дифференцированный зачёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Информатика для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Базовая подготовка.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспеч...

Рабочая программа по математике специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД. 04 Математика  Программы подготовки специалистов среднего звена:  08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений  Пр...

Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Методические рекомендации по УД «Химия»

Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 1 курс

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэ...

Методические указания для студентов 2 курса, специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Материал призван научить студентов вычислять площади квартир, окон, различных планировочных и объемных коэффициентов, использовать ранее полученные знания по геометрии, установить и показать наглядно ...

Пособие для студентов специальности" Строительство и эксплуатация зданий и сооружений " 1 часть.

Данное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, в программу которых входит изучение современных отраслей строительного дела....