Систематизированный учет использования ИКТ
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Мирзаханян Нона Суреновна

Систематизированный учет использования ИКТ

в учебном процессе средней общеобразовательной школы № 21 МО РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика осуществления мониторинга использования ИКТ

 в учебном процессе средней общеобразовательной школы


Систематизированный учет использования ИКТ

в учебном процессе средней общеобразовательной школы № 21 МО РФ

Учитель информатики и экономики  ФГОУ СОШ № 21 МО РФ

Мирзаханян Н.С.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должно обеспечивать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных  информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
  • укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, курсам основной образовательной программы среднего (полного) общего образования на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, раздел 27.

ИКТ- не панацея, а средство  обучения

Изменения в современном образовании

  • Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности (Личностно-ориентированное образование: ведущий вид деятельности – познавательная, деятельность учения).
  • Изменяется понимание «фундаментализации» образования (база для непрерывного образования; уметь, владея системой знаний о…)
  • Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы

Основные положения

  • Информатизация образования - это процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования, направленный на достижение нового качества
  • Информатизация является одновременно и важнейшим компонентом, и необходимым условием модернизации образования.
  • Одним из важнейших компонентов информационно-коммуникативной компетентности является активное и самостоятельное критическое отношение к материалам, поступающим из средств массовой информации и Интернет.

Педагогические цели использования ИКТ в образовании

  1. Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:
  • развитие мышления,
  • развитие коммуникативных способностей,
  • развитие навыков исследовательской деятельности,
  • формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
  • формирование информационной культуры.
  1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:
  • подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
  • подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
  • подготовка специалистов в области ИТ
  1. Интенсификация образовательного процесса:  
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
  • углубление межпредметных связей.

Структура и содержание ИКТ компетентности педагога

В содержании и структуре ИКТ компетентности, можно выделить общепедагогическую и предметную составляющие:

  • общепедагогическая составляющая – это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания,
  • предметная составляющая -  специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).

Взаимосвязь педагогических и информационных технологий

Основные направления использования ИКТ в образовании

Создание и использование презентаций для:

  • объяснении нового материала на уроке
  • наглядной демонстрация процессов (диаграммы, таблицы, моделирование опытов…)
  • представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований:
  • сопровождения доклада ученика
  • создание фотоальбома
  • совместного изучения источников и материалов
  • организации самостоятельной работы обучающихся
  • корректировки знаний
  • дополнительных занятия
  • углубленного изучения материала
  • проверки усвоения содержания (создание тестов).

Использование публикаций

В учебной деятельности:

  • для создания газет об исторической личности, об историческом событии, с погружением в эпоху
  • для создания информационных листков, брошюр, буклетов
  • для представления работ учащихся

Во внеурочной деятельности:

  • для создания объявлений, пригласительных билетов, рекламных листовок
  • для ведения календаря важных событий класса, школы
  • для ведения домашнего еженедельника

Использование мультимедиа

  • Иллюстрирование сложных физических, биологических явлений, химических реакций
  • Использование оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования при изучении иностранных языков
  • Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин
  • Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
  • Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ
  • Организация виртуальных лабораторных, практических работ в различных областях знаний
  • Организация виртуальных экскурсий

Этапы процесса информатизации образовательного процесса в школе:

  • Информированность участников образовательного процесса об информационных технологиях и их применениях
  • Компьютерная грамотность, первоначальные умения использования информационно-коммуникационных технологий.
  • Использование ИКТ для решения задач образования в рамках традиционных учебных предметов и методов учебной работы
  • Трансформация системы образования на основе использования ИКТ для достижения качественно новых образовательных результатов.

 Подготовка учителя

Важнейшее условие успеха программы информатизации образования - новая позиция учителя и руководителя школы, способных успешно претворять в жизнь личностно-ориентированный подход в обучении (современные методы индивидуализации обучения).

Образовательный потенциал ИТ

1. По отношению к учебной деятельности:

  • повышение мотивации
  • активизация работы учащихся

2. По роли в развитии учащихся:

  • осознание назначения компьютера;
  • показ современных средств познания;
  • повышение научности;
  • возможность разного представления информации;
  • развитие модельных представлений,
  • приобретение умений самостоятельного моделирования;

3. По техническим возможностям:

  • моделирование трудновоспроизводимых процессов;
  • наглядность;
  • расширение диапазона исследований;
  • работа с быстропротекающими процессами;
  • подробность исследования;
  • сокращение времени.

Условия эффективного использования ИКТ

  • Готовность системы образования к использованию ИТ.
  • Техническое качество применяемых ИТ.
  • Педагогическое качество программного продукта.
  • Психолого-валеологическое качество.
  • Профессиональная подготовка учителя.
  • Применение в условиях обычного урока.
  • Комплексный характер использования.
  • Разнообразие форм использования (в сочетании с обоснованностью выбора)
  • Подготовка учащегося к использованию.

Условия эффективного применения компьютерных средств

  1. Применение компьютерных средств обучения приносит необходимый педагогический эффект только в том случае, когда учитель, руководящий обучением детей в школе, имеет высокую квалификацию.
  2. Применение компьютерных средств в учебном процессе не только не принесет экономии средств, но и потребует дополнительных, довольно значительных расходов.
  3. Применение компьютерных средств в учебном процессе  способствует увеличению темпа изучения материала, но это увеличение не может быть большим, так как пропускная способность нашего мозга имеет определенный предел.
  4. Компьютерные средства должны использоваться в классе или предметном кабинете в органической связи с другими средствами наглядности, ибо только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных фаз учебного процесса.
  5. Использование компьютерных средств не должно носить преобладающий характер, а играть вспомогательную роль, составляя лишь часть урока;
  6. Подбор компьютерных средств должен определяться общим планом урока в соответствии с дидактической целевой установкой.
  7. Важным условием эффективного использования компьютерных средств обучения является их надежность и простота.
  8. Учащиеся должны быть готовы к работе с компьютерными средствами как технически, так и психологически

Проблемы и недостатки ИТ

  • Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение.
  • Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным.
  • Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности.
  • Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.

Психологические риски применения ИКТ

  • компьютерная тревожность;
  • персонификация компьютера, нарушения общения;
  • компьютерная зависимость;
  • усиление агрессии вследствие применения компьютерных игр

Начальный этап информатизации образовательного процесса - выявление текущего состояния вопроса

Проведение анонимного анкетирования преподавательского состава и его результаты:

1.Как давно вы используете на своих уроках ИКТ?

1-2 года

2-3 года

6-12 месяцев

3-6 месяцев

Не использую, но планирую, как только появится в моем кабинете, меня интересует эта технология

7

17

3

3

3


2. Какие типы заданий/инструменты Вы используете?

Набор изображений

Презентации

Аудио и видео

материалы

Обучающие программы, диски

Тесты

Другое

(указать)

19

20

27

24

15

0

3. Как часто Вы используете на своих уроках ИКТ?

Не реже одного урока в неделю

Каждый урок

Использую редко

Не использую

Другое (указать)

6

11

14

1

3


4.Что является препятствием для  Вас при использовании средств ИКТ на уроке?

Необходимость подготовки материалов особого формата  к урокам.

11

Незнание программного обеспечения, инструментов использования (необходимо обучение).

5

Большая загруженность.

11

Незнание, как встроить ИКТ на разных этапах урока.

0

Негативное отношение.

1

Неуверенность в использовании.

4

Другое(указать)

11

В конце учебного года учителями школы были представлены отчеты об использовании ИКТ в учебном процессе за год согласно прилагаемой форме(смотри далее).


Форма отчета

Уч. год: _________    Полугодие: _____     Четверть: __   Предмет: _____________________

Преподаватель: ______________________________________    Всего часов по плану: ____

Использованные

средства ИКТ и ТСО

Дата проведения урока

Урок №

Класс

Место проведения урока

Тема урока

Презентация

Internet

Обучающая программа

Видео-материал

Аудио-материал

Другое

Компьютер

Проектор

Интерактивая доска

Видео-оборудование

Аудио-оборудование

Другое


Полученные данные были обобщены по предметным методобъединениям и на их основе была составлена сводка об использовании ИКТ-ТСО в учебном процессе за 2011-2012 уч. г.

Сводка по использованию ИКТ и ТСО учителями за 2011-2012 учебный год

Учебный материал

ТСО

Методобъединение

Презентация

Internet

Обучающая программа

Видео-материал

Аудио-материал

Другое

Компьютер

Проектор

Интерактив-ная доска

Видео-оборудование

Аудио-оборудование

Другое

Начальные классы

214

51

29

153

35

5

224

10

0

214

30

0

Словесники (Русский язык и литература)

208

0

29

230

221

6

220

206

0

221

211

14

Англ. яз.

56

8

83

16

897

4

31

8

1

18

897

10

МИНТ (математика и информатика)

70

7

294

9

0

30

367

89

89

5

0

Ест. науки (биология, физика, химия)

9

4

4

55

0

0

26

16

1

44

0

10

Географии и истории

0

4

5

13

0

0

8

1

1

13

0

0

Золотой ключ (ИЗО, черчение, музыка, МХК, технология)

25

0

14

16

43

0

41

0

0

89

4

0


На основании результатов мониторинга были приняты и осуществлены на практике решения об оснащении и доукомплектации учебных классов и кабинетов школы необходимым оборудованием и программным обеспечением.

Параллельно в период летних каникул было организовано обучение персонала школы новым методикам ведения учебного процесса с использованием ИКТ-ТСО.

В результате проделанной работы уже в первом полугодии 2012-2013 учебного года был взято направление на интенсификацию использования ИКТ-ТСО в учебном процессе школы что и отражено в приводимых ниже данных за первое полугодие 2012-2013 учебного года.


Сводка по использованию ИКТ и ТСО учителями за I полугодие 2012-2013 учебного года

Учебный материал

ТСО

Методобъединение

Презентация

Internet

Обучающая программа

Видео-материал

Аудио-материал

Другое

Компьютер

Проектор

Интерактив-ная доска

Видео-оборудование

Аудио-оборудование

Другое

Начальные классы

220

51

29

160

40

5

300

5

0

240

40

0

Словесники (Русский язык и литература)

210

20

35

230

221

6

265

206

0

230

211

6

Англ. яз.

60

35

83

30

400

4

178

8

3

30

400

4

МИНТ (математика и информатика)

80

30

304

12

0

30

414

80

100

12

0

0

Ест. науки (биология, физика, химия)

40

20

20

60

0

0

80

16

1

60

0

10

Географии и истории

3

40

10

13

0

0

53

2

2

13

0

0

Золотой ключ (ИЗО, черчение, музыка, МХК, технология)

50

20

30

16

43

0

100

0

10

70

43

0

Сводки составлены на основе представленных учителями отчетов об использовании ИКТ и ТСО в учебном процессе.

На основе анализа полученных данных и приобретённого опыта мониторинга была разработана методика мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе


Мониторинг использования

информационно-коммуникационных технологий

в общеобразовательной школе

Подготовительный этап мониторинга

Улучшение организационных условий учебного процесса:

  • повышение эффективности обучения за счет включения новых механизмов наглядности, интерактивности учебного процесса;
  • использование вариативных источников учебной информации;
  • уплотнение учебной информации за счет возможности ее свертывания и развертывания во времени и пространстве (гипертекст);
  • оптимизация темпа работы ученика: уровневая дифференциация, индивидуализация обучения, выбор индивидуальной образовательной траектории;
  • эффективная реализация межпредметных связей;
  • оптимизация профессиональной деятельности педагога на основе информатизации его отдельных функций.

Улучшение психолого-педагогических условий учебной деятельности:

  • создание у учащегося устойчивого интереса и положительной мотивации учения за счет естественного интереса к новому инструменту познания — компьютеру;
  • гуманное отношение к учащемуся, обеспечение положительного эмоционального состояния учащихся, отсутствие страха в момент незнания;
  • создание благоприятных условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры обучаемого;
  • включение механизма развития у учащихся исследовательских, творческих качеств;
  • развитие качеств рефлексии, самореализации, самопознания.

Дидактические возможности ИТК

  • Источник информации
  • Рационализация форм преподнесения учебной информации
  • Повышение степени наглядности событий, явлений
  • Организация и направление восприятия
  • Удовлетворение любознательности учащихся
  • Создание эмоционального отношения учащихся к учебной информации
  • Усиливают интерес учащихся к учебе
  • Делают доступным для учащихся недоступный материал
  • Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний
  • Экономия времени и энергии учащихся и учителя
  • Создание условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения

Для чего нужен мониторинг?

  • Реальное владение педагогами информационными технологиями
  • Эффективность использования средств ИКТ
  • Перспективы совершенствования применения информационных технологий
  • Планирование направлений развития ресурсной и материально-технической базы
  • Возможности создания единой информационной среды в ОУ

Практический этап мониторинга

Формы мониторинга

  • Анализ учебной документации, журнала посещений кабинета ИКТ, отчетов педагогов об использование ИКТ.
  • Анализ материалов портфолио педагога.
  • Анализ отчета школы по ИКТ
  • Мониторинг использования Интернет учителями и педагогами.
  • Посещение учебных занятий, элективных курсов.
  • Беседы с учителями.

Виды используемых методик анализа урока

Анализ урока с применением информационно- коммуникационных технологий

Критерии оценки

Результат

1. Использованные средства ИКТ

2. Владение ИКТ:

начальный уровень

средний уровень

свободное владение

3. Умения и навыки использования програм-мно-методического обеспечения урока:

мультимедийные учебники,

энциклопедии,

программы,

готовые презентации,

собственные презентации

4. Роль ученика на уроке:

слушатель;

соучастник;

создатель (участник) учебного программного продукта.

5. Методическая целесообразность и орга-ничность использования ИКТ на уроке.

6. Результативность урока


Анализ урока с использованием интерактивной доски

Выполнение основных требований к уроку:

постановка и достижение основной цели урока;

соответствие урока дидактическим принципам;

эффективность урока и оптимальность работы учителя;

целесообразность выбранных методов и приемов обучения, развития и воспитания.

Результативность работы преподавателя:

качество этапа актуализации:

успешность применения приемов актуализации,

достигнутый уровень опорных знаний и умений,

эффективность побуждений к учению;

качество этапа формирования новых понятий и способов действий:

эффективность самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся,

всесторонность и глубина объяснений учителя,

степень сформированности основных понятий и способов действий;

качество этапа применения знаний и формирования умений и навыков:

успешность выполнения учащимися самостоятельной работы,

степень их подготовленности к выполнению домашнего задания.

Дидактический потенциал интерактивной доски (ИД) на уроке:

Какую роль учитель отводит ИД на данном уроке для личностного развития учащихся?

Были ли поставлены учителем перед учащимися задачи по освоению возможностей и/или инструментов ИД?

Удалось ли привлечь самих учащихся к постановке задач использования и освоения ИД?

Участие школьников в организации урока с использованием ИД:

взаимное обучение

взаимный контроль

взаимная оценка

роли учащихся на уроке:

ответственные за организацию и порядок на уроке:

Организационная структура урока

Изменилась ли типовая структура урока из-за использования ИД?

Как изменилась (если ДА) деятельность учащихся на каждом этапе при использовании ИД?

Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе урока при работе с ИД?

Была ли творческой самостоятельная работа учащихся по освоению предметного содержания с использованием возможностей ИД?

Методы, приемы приведения учащихся в состояние активности

Возможности ИД, использованные для данной цели

Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг другу, к учебнику и т.д.?

Как использовалась ИД для инициирования постановки вопросов?

Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке?

Имела ли место индивидуальная поддержка?

Какие инструменты и ресурсы ИД создавали условия для осуществления индивидуальной поддержки?


Отчет об использовании ИКТ

в работе учителя в 20___-20___ учебном году.

Фамилия имя, отчество педагога ____________________________________

Преподаваемый предмет _________________________________

Умение работы на ПК

нет

Умение работы с

DVD-проигрывателем

начальные умения

интерактивной доской

свободное владение

мультимедийным проектором

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе:

1 полугодие

Кол-во уроков

В том чмсле в каб.ИКТ

В других учебных кабинетах

Уроки с использованием ПК и (или) МП

Уроки с использованием интерактивной доски.

Уроки с использованием TV и DVD или видеомагнитофона

Использование сети Интернет

поиск информации,

создание мультимедийных презентаций

тестирование

подготовка к ЕГЭ

другие формы: ______________________

Созданные педагогом ЭОР

Созданные учащимися под руководством педагога ЭОР

Использование школьной медиатеки

(названия дисков и видеокассет)

2 полугодие

Кол-во уроков

В том чмсле в каб.ИКТ

В других учебных кабинетах

Уроки с использованием ПК и (или) МП

Уроки с использованием интерактивной доски.

Уроки с использованием TV и DVD или видеомагнитофона

Использование сети Интернет

поиск информации,

создание мультимедийных презентаций

тестирование

подготовка к ЕГЭ

другие формы: ______________________

Созданные педагогом ЭОР

Созданные учащимися под руководством педагога ЭОР

Использование школьной медиатеки

(названия дисков и видеокассет)


Мониторинг обеспеченности учащихся и педагогов средствами ИКТ

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся, имеющих ПК

Кол-во учащихся, у которых ПК подключен к Интернет

Наличие ПК у учителя дома

Наличие подключения к Интернет у учителя дома

Ежемесячный мониторинг

использования информационно-коммуникационных технологий педагогическими работниками школы

Фамилия, имя, отчество, должность

Степень владения ПК

Кол-во уроков с ПК

Кол-во уроков с ИД

Кол-во уроков с ТВ-ДВД

Кол-во уроков в кабинете ИКТ

ЭОР, созданные

педагогом

ЭОР, созданные учащимися

Школьная медиатека

Интернет


Результаты

мониторинга обеспеченности учащихся и педагогов

средствами ИКТ в 20____ - 20____ учебном году

Показатель

Доля, %

Учащиеся, имеющие дома персональный компьютер

Учащиеся, у которых домашний персональный компьютер подключен к Интернет

Учителя, имеющие дома персональный компьютер

Учителя, у которых домашний персональный компьютер подключен к Интернет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

Систематизированный учет использования ИКТ

Систематизированный учет использования ИКТ в учебном процессе средней общеобразовательной школы № 21 МО РФ...

Систематизированная дидактика

Электронный дидактический материал  в таблиеу с использованием гиперссылок (с условным обозначением,  указанным  в таблице)...