методическая разработка для уроков в 6 классе СИНКВЕЙНЫ
методическая разработка по информатике и икт (6, 7 класс) на тему

Иванова Татьяна Федоровна

теоретический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn_metodichka.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ   МАТЕРИАЛЫ

по использованию Синквейнов

 на уроках

информатики и ИКТ

Содержание

  • 5. Графический синквейн
  • 6 Примеры составления сиквейнов. ____________________________...5
  • 7 Литература. Ссылки.  ______________________________________   7

Синквейн

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2].

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

 Правила составления

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31)[3]. Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

  • Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
  • Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
  • Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
  • Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
  • Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы[4] (например, для подведения итогов по пройденному произведению[5]) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

 Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли[6]

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной[.

Способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. А синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу, резюмировать информацию.

 Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Технологию создания синквейнов можно использовать на уроках Информатики и ИКТ при изучении темы: ПОНЯТИЯ

Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения: 

Графический синквейн

Графический синквейн - это технология, объединяющая составление синквейна, на основе графического представления.

Когда  знакомлю учащихся с синквейнами, сначала объясняю им, как пишутся такие стихотворения: При написании существуют определенные правила

  • Первая строка заключает в себе слово, чаще всего существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
  • Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательных или причастия. Они необходимы для описания признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
  • Третья строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом действия. Т.е. что делает ваш объект.
  • Четвертая строка – фраза из четырех, пяти слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту.
  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Затем целесообразно дать учащимся несколько примеров (приложение 1).

Технологии создания графических синквейнов.

  • Определитесь, на какую тему будет ваш синквейн.

     Соответственно, рисунки вы будете выбирать из подходящего каталога.

  • Выбирайте фон таким образом, чтобы он гармонично сочетался со слайдами.
  • Выбирайте фон таким образом, чтобы не исчезла его перспектива и красота при наложении на него других картинок.


 Данную технологию можно применять на уроках информатики при изучении темы «Мультимедийные презентации». Существует возможность составления синквейнов и на других предметных занятиях.
Для школьников написание синквейна является сложной задачей. Как показывает практика, составление графических синквейнов, подкрепленных визуальными образами, уже не вызывает такой трудности у учащихся.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

       Использовать эту технологию можно для решения разнообразных задач: инновационных направленных на то, чтобы для учащихся общение в сети Интернет было познавательным, эмоционально насыщенным, обогащающим культурно, расширяющим их кругозор, для создания рекламы.

После этого можно предложить написать синквейн.
    Озвучьте ваш результат.

Литература

  1.  Баннов А. Учимся думать вместе : Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105.
  2.  Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии (рус.). Школа: день за днем. Проверено 28 мая 2009.
  3.  Синквейн (с примером) (рус.). Проверено 28 мая 2009.
  4.  Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы (рус.). Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Проверено 28 мая 2009.
  5.  Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? (рус.). Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006). Проверено 28 мая 2009.
  6.  Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005). Проверено 28 мая 2009.
  7.  Написание синквейнов и работа с ними (рус.). Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). Проверено 28 мая 2009.

Ссылки

Приложение 1.

ПРИМЕРЫ   СИНКВЕЙНОВ

Синквейн на тему "Александр I"
1. Правитель
2. Благословенный, всероссийский
3. Разрабатывал, участвовал, возглавлял
4. Десятый российский император
5. Реформатор

Синквейн на слово "Толерантность":
1. Принятие
2. Терпеливое, уважительное
3. Поддерживать, принимать, доверять
4. способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас
5. Понимание

Синквейн на тему "Дмитрий Донской"
1. Князь.
2. Святой, Владимирский
3. Возглавлял, руководил, возводил
4. Победил Мамая в Куликовской битве
5. Вождь национального значения.

Синквейн на тему "Иван III"
1. Князь
2. Великий, московский
3. Заключал, договаривался, воевал
4. Сочетал дипломатию и военную силу
5. Создатель московского государства.

Синквейн на тему  «село»
1. Деревня
2. Сельский, населенный
3. Жить, трудиться, выращивать
4. Тип крестьянского поселения
5. Населенный пункт

Синквейн на тему: «Василий Теркин»
1. Солдат
2. Бывалый, веселый
3. Защищал, освобождал, жил
4. Русский чудо-человек.
5. Боец

Синквейн на тему "образ жизни"

1. Форма деятельности
2. Индивидуальная, групповая
3. Трудиться, проявлять, действовать
4. Особенности поведения, общения и склада мышления
5. Стиль жизни

синквейн на словосочетание "Социальная психология".

1. Отрасль
2. Общественная, межличностная
3. Изучать, взаимодействовать, разрешать
4. Раздел психологии
5. Область знаний

синквейн на слово «государство»


1. Организация
2. Правовая, экономическая
3. Управляет, защищает, подавляет
4. Система политической власти
5. Способ организации общества

синквейн про Углич

1. Город.
2. Древнейший, российский.
3. Возводилось, наследовалось, выжигалось
4. Содержит уникальные памятники зодчества
5. Один из городов Золотого кольца России

синквейн на тему «самовоспитание»


1. Процесс
2. Личностный, сознательный
3. Вырабатывает, формирует, совершенствует
4. Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными
5. Воспитание самого себя

примеры графических синквейнов

         

Приложение 3.

Задания к практической работе:

  1. В рабочей тетради на печатной основе выполнить ….
  2. По готовым синквейнам написать краткий рассказ об объекте с использованием слов и фраз, входящих в синквейн).

Вариант 1

1.Организация
2. Правовая, экономическая
3. Управляет, защищает, подавляет
4. Система политической власти
5. Способ организации общества

Вариант 2

1.Процесс
2. Личностный, сознательный
3. Вырабатывает, формирует, совершенствует
4. Выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными
5. Воспитание самого себя

Вариант 3

1.Форма деятельности
2. Индивидуальная, групповая
3. Трудиться, проявлять, действовать
4. Особенности поведения, общения и склада мышления
5. Стиль жизни

Вариант 4

1. Князь.
2. Святой, Владимирский
3. Возглавлял, руководил, возводил
4. Победил Мамая в Куликовской битве
5. Вождь национального значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...