Рабочая программа по информатике 5-6 на основе авторской Л.Босовой
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Сергибаева Елена Дмитриевна

Рабочая программа составлена для работы на базовой площадке пилотного проекта по реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_5-6.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №____________

от ____»__________2013г.

Принято

на заседании

Педагогического совета

протокол №____________

от «____»__________2013г.

Утверждаю

директор

МБОУ «СОШ №20»

И.В. Ларина_______________

Приказ №_________________

от «_____»___________2013г.

Рабочая программа

По (предмет, курс):  информатике и ИКТ

Класс или ступень обучения: 5-6 класс

Количество часов: 70

Срок реализации программы: 2 года

Составитель (ФИО, должность, квалификационная категория):

Е.Д. Сергибаева,  учитель информатики высшей категории

Новомосковск, 2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса информатика для 5-6 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации : [Федеральный Закон принят гос. Думой 29 дек. 2012 № 273] [Электронный ресурс] Режим доступа : http://mamamasi.ru/index.php?id=27 ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от «17» декабря 2010 г. № 1897] [ресурс] Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ;
  • Босова, Л. Л. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы. [Текст] Л. Л. Босова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013, 88 стр.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №20» на преподавание информатики в 5 и в 6 классах выделен 1 ч из части, формируемый участниками образовательного процесса. На практические работы отводится 36 часов, на контрольные – 5 часов.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «СОШ №20». Она включает в себя все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса информатики Л.Босовой.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (контрольные работы, тесты, проверочные работы, интеллектуальные карты) и устный (фронтальный, выборочный, групповой и индивидуальный опросы).

В авторскую программу добавлены контрольные работы для обобщения и систематизации изученного по следующим темам: «Компьютер», «Объекты и системы», «Информация вокруг нас», «Информационные модели», «Алгоритмика».

Для реализации рабочей программы используется УМК, включающий в себя:

  1. авторская программа;
  2. учебники для 5, 6 классов;
  3. рабочие тетради для 5, 6 классов;
  4. электронные приложения к каждому учебнику;
  5. методические пособия для учителя;
  6. сайт методической поддержки УМК.

В рамках внеурочной деятельности целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и реализуется в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.

В конце учебного года предусмотрено проведение нескольких занятий в форме конференции, где каждый ученик или группа учеников представят оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определённый опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. Курс информатики в 5-6 классах ориентирован на выпускников начальной школы, получивших определённую подготовку в области информатики и информационных технологий. Курс информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность информационной подготовки школьников и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения основного курса информатики в 7-9 классах по программам Л.Л.Босовой, И.Г.Семакина, Н.Д.Угриновича.

Обучение информатике и ИКТ в  5-6 классах направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ:

- овладение умениями работать с различными видами информации;

- самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность;

- представлять и оценивать ее результаты;

- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учающихся).

В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Изучение информатики в 5-6 классах позволяет решить следующие задачи:

- показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие обучающихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности обучающиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе обучающиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых обучающихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Содержание тем учебного курса

Общее число часов – 70 ч.

1. Компьютер (7 часов)

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места  ИОТ-014-2013, ИОТ-015-2013. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Ввод информации в память компьютера. Управление компьютером. Компьютерные объекты. Файлы и папки. Размер файла.

Практические работы:

1. «Вспоминаем клавиатуру»

2. «Вспоминаем приемы управления компьютером»

3. «Создаем и сохраняем файлы». 

4. «Работаем с основными объектами операционной системы»

5. «Работаем с объектами файловой системы»

Контрольная работа:

1. «Компьютер».

Аналитическая деятельность:

- выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

- определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод

информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

- выбирать и запускать нужную программу;

- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

2. Объекты и системы (8 часов)

Объекты окружающего мира.  Компьютерные объекты. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. Отношение входит в состав. Отношение является разновидностью. Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Персональный компьютер как система.  

Практические работы:

6. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»

7. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»

8. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

9. «Создаем компьютерные документы»

10. «Конструируем и исследуем графические объекты»

Контрольная работа:

2.  «Объекты и системы».

Аналитическая деятельность:

- анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

- выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

- изменять свойства панели задач;

- узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

- упорядочивать информацию в личной папке.

3. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация вокруг нас. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Табличное решение логических задач. Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Разнообразие задач обработки информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия.

Практические работы:

11. «Работаем с электронной почтой»

12. «Ищем информацию в сети Интернет»

13. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»

Контрольная работа:

3. «Информация вокруг нас».

Аналитическая деятельность:

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры информационных носителей;

- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

- работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

- сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

- систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

- вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

- решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Структура таблицы.  Диаграммы.

Практические работы:

14. «Вводим текст».

15. «Редактируем текст».

16. «Работаем с фрагментами текста»

17. «Форматируем текст».

18. «Создаем простые таблицы».

19. «Создаём списки».

20. «Строим диаграммы»

Аналитическая деятельность:

- соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

- определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;

Практическая деятельность:

- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;

- создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

- создавать и форматировать списки;

- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

4. Компьютерная графика (6 часов)

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации.  Работа в графическом редакторе.

Обработка графической информации. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации.

Практические работы: 

21. «Изучаем инструменты графического редактора».

22. «Работаем с графическими фрагментами».

23. «Планируем работу в графическом редакторе».

Аналитическая деятельность:

- выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

- планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

- определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Практическая деятельность:

- использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

- создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными

фрагментами.

Информационные модели (10 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Математические модели. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.  Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.  Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Практические работы: 

24. «Создаем графические модели»

25. «Создаем словесные модели»

26. «Создаем многоуровневые списки»

27. «Создаем табличные модели»

28. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

29. «Создаем модели — графики и диаграммы»

30. «Создаем модели — схемы, графы и деревья»

Контрольная работа:

4. «Информационные модели»

Аналитическая деятельность:

- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

- создавать словесные модели (описания);

- создавать многоуровневые списки;

- создавать табличные модели;

- создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

- создавать диаграммы и графики;

- создавать схемы, графы, деревья;

- создавать графические модели.

Создание мультимедийных объектов (7 часов)

Создание движущихся изображений. Создание анимации по собственному замыслу.

Практические работы: 

31. «Создаем анимацию по собственному замыслу».

32. «Создаем слайд-шоу»

33. «Создаем линейную презентацию ‘Часы’»

34. «Создаем презентацию с гиперссылками ‘Времена года’»

35. «Создаем циклическую презентацию ‘Скакалочка’»

Аналитическая деятельность:

- планировать последовательность событий на заданную тему;

- подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

- использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;

- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Алгоритмика (8 часов)

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы  записи  алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. Конструкция повторения.

Практические работы: 

36. «Построение алгоритмических конструкций»

Контрольная работа:

5. «Алгоритмика»

Аналитическая деятельность:

- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

- составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Повторение (4 часа)

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер

7

2

5

2

Объекты и системы

8

3

5

3

Информация вокруг нас

12

9

3

4

Подготовка текстов на компьютере

8

1

7

5

Компьютерная графика

6

3

3

6

Информационные модели

10

3

7

7

Создание мультимедийных объектов

7

2

5

8

Алгоритмика

8

7

1

Повторение

4

4

Итого:

70

52

18

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

- развития личности, государства, общества; •   понимание роли информационных процессов в современном мире;

- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой

информации;

- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно-полезной,   учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания  основных  гигиенических,  эргономических  и технических  условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного   процесса,   так   и   в   других   жизненных   ситуациях.   Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать     обобщения,     устанавливать     аналогии,      классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- структурирование и визуализация информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

- умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

- умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

- умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;

- фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;

- создание графических объектов;

- создание музыкальных и звуковых сообщений;

- создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;

- коммуникация и социальное взаимодействие;

- поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Тематический  контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет  оценить  знания  и  умения  учащихся,  полученные  в  ходе  достаточно продолжительного периода работы.    Итоговый  контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В  качестве  одной  из  основных  форм  контроля  выступает  тестирование.

Организации  тестирования  в  5  классе   уделяется  особое  внимание,  так  как, возможно,  для  большинства  учащихся  это   первый  опыт  соответствующей деятельности.

При  выставлении  оценок  желательно  придерживаться  следующих  общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  •  грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).        

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Сегодня,  в  условиях  личностно-ориентированного  обучения  все  чаще  происходит:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной  теме  и  данному  предмету;  
  • интеграция  количественной  и  качественной  оценок;
  • перенос  акцента  с  оценки  на  самооценку.  

В  этой  связи  большие  возможности  имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его  усилия, прогресс или достижения в определенной области. На  уроке информатики в качестве  портфолио  естественным  образом  выступает  личная  файловая  папка, содержащая  все  работы  компьютерного  практикума,  выполненные   учеником  в  течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер  - рабочее место учителя и учащихся.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Принтер.
  4. Наушники.
  5. Колонки.

Программные средства

  1. Операционная система Windows XP.
  2. Microsoft Office 2003.
  3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса.
  4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.
  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 5 класс»
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 6 класс»
  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема

Тип

урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Вид контроля, измерений

Домашнее

задание

Дата

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Урок актуализации новых знаний

Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация, виды информации по форме представления, действия с информацией

Л.: принимают ценности здорового образа жизни за счет знания  основных  гигиенических,  эргономических  и технических  условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

М.: умеют выбирать источники информации.

П.: имеют понятие об информации, видах информации по форме представления, действиях с информацией.

Индивидуальный опрос, выборочный опрос

§1 РТ №1-11

2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Урок актуализации новых знаний

Сферы применения ПК. Аппаратное  обеспечение ПК.

Л.: осваивают типичные ситуации по управлению персональных средств ИКТ.

М.: умеют проводить аналогию действий между устройствами ПК и человеком.

П.: знают основные и дополнительные устройства ПК и их назначение.

Фронтальный опрос

§2 РТ №12-24

3

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1. «Вспоминаем клавиатуру»

Комбинированный урок

Устройства ввода информации, группы клавиш на ПК.

Л.: повышают образовательный уровень.

М.: получают навыки ввода информации с клавиатуры.

П.: имеют представление об устройствах ввода.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§3 РТ №25-33

4

Управление компьютером. Практическая работа №2. «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Комбинированный урок

Программное обеспечение  ПК

Л.: выражают положительное отношение к своей деятельности и к процессу познания.

М.: получают навыки управления ПК.

П.: имеют представление о  программном обеспечении ПК

Индивидуальный опрос, практическая работа

§4, ПР 1, РТ №38-53

5

Хранение информации. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».

Комбинированный урок

Хранение информации. Носители информации. Файлы и папки. Сохранение файлов в личной папке.

Л.: создают индивидуальную информационную среду.

М.: умеют работать с файлами, упорядочивать информацию в личном информационном пространстве.

П.: имеют представление о хранении информации, носителях информации, о файлах и папках

Индивидуальный опрос, практическая работа

§5 РТ №55-67

6

Контрольная работа №1. «Компьютер».

Передача информации

Комбинированный урок

Интерактивное тестирование.

Источники и приемники информации. Информационный канал.

Л.: понимают значение коммуникации для жизни человека и человечества.

М.: понимают единую сущность процесса передачи информации.

П.: имеют общие представления о передаче информации как информационном процессе.

Интерактивный тест, фронтальный опрос

§6 (1,2)

 РТ №70-74

7

Электронная почта. Практическая работа №4.  «Работаем с электронной почтой»

Комбинированный урок

Электронная почта как средство коммуникации.

Л.: выражают положительное отношение к своей деятельности и к процессу познания.

М.: умеют отправлять и получать электронные письма.

П.: имеют представления об электронном письме.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§6 (3)

  РТ №76-77

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

Урок актуализации новых знаний

Код. Кодирование.

Л.: понимают значение различных кодов в жизни человека.

М.: умеют перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

П.: имеют представления о кодах и кодировании.

Фронтальный опрос

§7(1,2)  РТ №79-98

9

Метод координат

Урок актуализации новых знаний

Числовой способ кодирования. Метод координат.

Л.: дают адекватную оценку своей деятельности.

М.: понимают необходимость выбора той или иной формы представления информации.

П.: имеют представление о методе координат.

Фронтальный опрос

§7(3) РТ №99-101

2 четверть

10

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

Урок актуализации и формирования новых знаний

Текст как самая распространенная форма представления информации.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

П.: имеют представление о тексте как форме представления информации.

Фронтальный опрос

§8(1,2) РТ №102-105

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5. «Вводим текст»

Комбинированный урок

Объекты текстового документа. Правила ввода текста.

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

П.: знают основные правила ввода текста.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(3,4) , составить конспект, РТ №111

12

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст».

Комбинированный урок

Вставка, удаление, замена символов.

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

П.: умеют редактировать текстовые документы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(5) РТ №110,112

13

Работа с фрагментами текста Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста»

Комбинированный урок

Поиск заданного фрагмента и замена его на другой.

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды..

М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

П.: умеют работать с фрагментами текста.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(6)  РТ №113-115

14

Форматирование текста. Практическая работа №8.  «Форматируем текст».

Комбинированный урок

Преобразования документа на этапе форматирования

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют оформлять текст в соответствии с заданными требованиями.

П.: умеют форматировать текстовый документ.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(7) РТ №118, 119

15

Структура таблицы. Практическая работа №9. «Создаем простые таблицы».

Комбинированный урок

Понятия «таблица», «столбец таблицы», «строка таблицы», «ячейка таблицы».

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют применять таблицы для представления разного рода однотипной информации.

П.: умеют создавать простые таблицы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§9(1) стр.55-58 РТ №121-124

16

Табличное решение логических задач.

Урок актуализации и формирования новых знаний

Табличный способ решения логических задач.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.

П.: умеют представлять информацию в табличной форме.

Фронтальный опрос

§9(2) РТ №126-129

По плану: 16 ч., к.р. – 1, п.р. - 9

17

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Урок актуализации и формирования новых знаний

Преобразования текста в рисунок, преобразование рисунка в схему.

Л.:  чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: понимают необходимость выбора той или иной формы представления.

П.: умеют преобразовывать текст в рисунок, рисунок в схему.

Фронтальный опрос

§10(1,2) РТ № 132

18

Диаграммы. Практическая работа №10.  «Строим диаграммы»

Комбинированный урок

Построение диаграмм.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

П.: умеют строить столбиковые и круговые диаграммы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§10(3)  РТ №134-137

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора».

Комбинированный урок

Растровая и векторная графика. Графический примитив. Растровый графический редактор. Инструменты графического редактора.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

П.: умеют создавать несложные изображения с помощью графического редактора.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§11(1) РТ №138,139

20

Устройства ввода графической информации.  Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами»

Комбинированный урок

Способы ввода графической информации.  Графический примитив. Фрагмент.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

П.: умеют создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§11(2)  РТ №142-144

21

Работа в графическом редакторе.

Практическая работа №13.  «Планируем работу в графическом редакторе»

Комбинированный урок

Создание сложных графических объектов из простых с предварительным планированием работы.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать работу по конструированию сложных объектов из простых..

П.: умеют создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§11 РТ №145

22

Разнообразие задач обработки информации

Урок актуализации и формирования новых знаний

Два типа обработки информации. Представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации.

П.: имеют представление двух типах обработки информации.

Фронтальный опрос

§12(1) РТ №148-150

23

Кодирование как изменение формы представления информации

Урок актуализации и формирования новых знаний

Обработка информации, изменяющей форму ее представления.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую.

П.: имеют представление о кодировании как изменение формы представления информации.

Групповой опрос

§12(2) РТ №151,152

24

Систематизация информации. Практическая работа №14. «Создаём списки».

Комбинированный урок

Систематизация информации. Способ упорядочивания информации.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации.

П.: имеют представление об информационных задачах и их разнообразии.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§12(3)  РТ №153-155

25

Поиск информации. Практическая работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет»

Комбинированный урок

Поиск информации. Обработка информации, не изменяющей ее содержание.

Л.: анализируют и критично оценивают получаемую информацию.

М.: умеют искать и выделять необходимую информацию.

П.: имеют представление о поиске информации как информационной задаче.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§12(4) РТ №158-162

26

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16.  «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

Комбинированный урок

Задачи на вычисление по заданным правилам, ведущих к получению нового содержания.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют анализировать и делать выводы.

П.: имеют представление об обработке информации путем преобразования по заданным правилам.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§12(5)  РТ №165-174

4 четверть

27

Преобразование информации путем рассуждений

Урок актуализации и формирования новых знаний

Преобразование информации путем рассуждений как еще один способ обработки информации,  ведущей к получению нового содержания.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют анализировать и делать выводы.

П.: имеют представление об обработке информации путем логических рассуждений.

Групповой опрос

§12(6)  РТ №176-178

28

Разработка плана действий и его запись

Урок актуализации и формирования новых знаний

Формы записи плана действий

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление об обработке информации путем разработки плана действий.

Групповой опрос

§12(7)  РТ  №179,180

29

Запись плана действий в табличной форме

Урок актуализации и формирования новых знаний

Табличная форма записи плана действий.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление об обработке информации путем разработки плана действий.

Групповой опрос

§12(8)  РТ №181-184

30

Контрольная работа №2. «Информация вокруг нас».

Анализ контрольных работ

Урок контроля и коррекция знаний

Систематизация материала, изученного в 5 классе. Интерактивное тестирование.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление об анимации, как о последовательности событий.

Интерактивный тест, фронтальный опрос,

§ 12 (9)

31

Создание движущихся изображений

Комбинированный урок

Анимация. Работа в редакторе презентаций.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: приобретают навыки работы с редактором презентаций.

Индивидуальный опрос, работа в редакторе PowerPoint

§12

32

Практическая работа №17.  «Создаем анимацию по собственному замыслу»

Комбинированный урок

Создание и демонстрация итогового проекта.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют структурировать знания, умеют искать и выделять необходимую информацию.

П.: имеют представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Индивидуальный опрос, практическая работа

Повторить основные понятия

33

Практическая работа №18. «Создаем слайд-шоу» (выполнение и защита итогового проекта)

Комбинированный урок

Планирование и создание слайд-шоу

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

П.: имеют представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Практическая работа, защита итогового проекта

выполнить проект - РТ стр.136-142

34

Повторение. Аппаратное обеспечение ПК.

35

Повторение. Программное обеспечение ПК.

По плану: 19 ч., к.р. – 1, п.р. – 9

За  год:   по плану: 35 ч., к.р. – 2, п.р. - 18

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема

Тип

урока

Элемент содержания

Планируемые результаты

Вид контроля, измерений

Домашнее задание

Дата

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Урок актуализации новых знаний

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Л.: приобретают навыки  безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

М.: умеют  работать  с  учебником;   умеют  работать  с  электронным  приложением  к  учебнику;  умеют  анализировать  объекты

окружающей действительности, указывая их признаки  —  свойства, действия,

поведение, состояния.

П.: имеют понятие об общих представлениях об объектах окружающего мира и их признаках.

Индивидуальный опрос, выборочный опрос

Введение,

§1

2

Компьютерные объекты. Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами операционной системы»

Комбинированный урок

Компьютерные объекты.

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: приобретают ИКТ-компетентность.

П.: имеют представление о компьютерных объектах и их признаках.

Фронтальный опрос

§2(1)

3

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2.

«Работаем с объектами файловой системы»

Комбинированный урок

Файловая система

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: приобретают ИКТ-компетентность.

П.: имеют представление о компьютерных объектах и их признаках, о файловой системе.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§2(2,3)

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами

Урок актуализации и формирования новых знаний

Отношение является элементом множества. Примеры  отношений  между  объектами

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: умеют  выявлять  отношения,  связывающие  данный объект с другими объектами.

П.: имеют представление об  отношениях между объектами

Индивидуальный опрос, практическая работа

§3(1, 2,3)

5

Отношение входит в состав. Практическая работа №3. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»

Комбинированный урок

Отношение «входит в состав»

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: умеют  выявлять  отношения,  связывающие  данный объект с другими объектами.

П.: имеют представление об  отношениях между объектами

Индивидуальный опрос, практическая работа

§3(4)

6

Отношение является разновидностью. Классификация объектов

Урок актуализации новых знаний

Представление об отношении «является разновидностью». Классификация

Л.: понимают значение логического мышления.

М.: умеют выбирать основания для классификации.

П.: имеют представление об отношении «является разновидностью».

Фронтальный опрос

§4(1,2)

7

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4.  «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»

Комбинированный урок

Примеры  отношения «является разновидностью».

Л.: понимают значение логического мышления.

М.: умеют выбирать основания для классификации.

П.: знают подходы к классификации компьютерных объектов.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§4(3,4)

8

Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы

Урок актуализации и формирования новых знаний

Понятия системы, ее состава и структуры

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

П.: имеют представления о системе, ее состава и структуры.

Интерактивный тест, фронтальный опрос

§5(1,2)

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Комбинированный урок

Понятия системы, черного ящика

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

П.: имеют представления о системе черный  ящик.

Фронтальный опрос

§5(3,4)

II четверть

10

Персональный компьютер как система.  Практическая работа №6. «Создаем компьютерные документы»

Комбинированный урок

Понятие  интерфейса, представление  о  компьютере  как

системе

Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни.

М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода.

П.: имеют понятие об интерфейсе, имеют представление  о  компьютере  как

системе.

Фронтальный опрос

§6

11

Контрольная работа №1. «Объекты и системы».

Как мы познаем окружающий мир.

Комбинированный урок

Интерактивное тестирование.

Способы познания окружающего мира.

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

М.: имеют понятие об информативности сообщения.

П.: имеют представление о способах познания окружающего мира.

Тестирование, фронтальный опрос

§7

12

Понятие как форма мышления.

Как образуются понятия.   Практическая работа №7. «Конструируем и исследуем графические объекты»

Комбинированный урок

Понятие как совокупность существенных признаков объекта

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

М.: владеют основными логическими операциями – анализ, сравнение, обобщение и синтез.

П.: имеют представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(1,2)

13

Определение понятия.

Конструируем и исследуем графические объекты

Урок актуализации и формирования новых знаний

Определение понятия

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

М.: владеют основными логическими операциями – анализ, сравнение, обобщение и синтез.

П.: умеют определять понятия.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(3)

14

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8. «Создаем графические модели»

Комбинированный урок

Информационное моделирование как метод познания.

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: владеют знаково-символическими действиями.

П.: имеют представление о моделях и моделировании.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§8(9)

15

Словесные информационные модели.

Словесные описания (научные, художественные). Практическая работа №9.  «Создаем словесные модели»

Комбинированный урок

Представление о словесных описаниях как информационных

моделях

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

П.: имеют представление о знаковых словесных информационных моделях.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§10 (1,2, 3)

16

Математические модели.

Практическая работа №10. «Создаем многоуровневые списки»

Комбинированный урок

Математические модели как разновидность

информационных моделей

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

П.: имеют представление о математических моделях как разновидности информационных моделей.

Фронтальный опрос, интерактивный тест

§10(4)

По плану: 16 ч., к.р. – 1, пр. - 10

III четверть

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11. «Создаем табличные модели»

Комбинированный урок

Табличные модели как разновидность

информационных моделей

Л.:  умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

П.: имеют представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей.

Фронтальный опрос

§11(1,2)

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.  Практическая работа №12.  «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Комбинированный урок

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.  

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

П.: умеют логические задачи с помощью нескольких таблиц.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§11(3,4)

19

Зачем нужны графики и диаграммы.

Наглядное представление процессов изменения величин.

Практическая работа №13.  «Создаем модели — графики и диаграммы»

Комбинированный урок

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

П.: умеют создавать графики и диаграммы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§12(1,2)

20

Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели — графики и диаграммы (продолжение)

Комбинированный урок

Наглядное представление процессов изменения величин.

Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают  значение  информационного  моделирования  как метода познания окружающей действительности.

М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

П.: умеют создавать графики и диаграммы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§12(3)

21

Многообразие схем.

Практическая работа №14. «Создаем модели — схемы, графы и деревья»

Комбинированный урок

Создание моделей: схемы, графы, деревья.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют «читать» графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую.

П.: умеют создавать модели: схемы, графы, деревья.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§13(1)

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач

Урок актуализации и формирования новых знаний

Использование графов при решении задач

Л.: имеют представление об информации как важнейшем стратегическом ресурсе.

М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации.

П.: имеют представление об использовании графов при решении задач

Фронтальный опрос

§13(2,3)

23

Контрольная работа №2. «Информационные модели»

Что такое алгоритм

Урок актуализации и формирования новых знаний

Интерактивное тестирование. Понятие «алгоритм», свойства алгоритма

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: владеют информационно-логическими умениями: определяют понятия.

П.: знают определение алгоритма и свойства алгоритма.

Тестирование, фронтальный опрос

§ 14

24

Исполнители вокруг нас

Урок актуализации и формирования новых знаний

Исполнители

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации.

П.: имеют представление об исполнителях алгоритмов.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§15

25

Формы  записи  алгоритмов

Урок актуализации и формирования новых знаний

Формы  записи  алгоритмов

Л.: владеют первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

М.: владеют умениями самостоятельно планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление о форме записи алгоритмов.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§16

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15. «Создаем линейную презентацию ‘Часы’»

Комбинированный урок

Линейные алгоритмы

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

П.: умеют составлять линейные алгоритмы.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§17(1)

IV четверть

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16.  «Создаем презентацию с гиперссылками ‘Времена года’»

Урок актуализации и формирования новых знаний

Алгоритмы с ветвлениями

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

П.: умеют составлять алгоритмы с ветвлениями.

Групповой опрос

§17(2)

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №17.  «Создаем циклическую презентацию ‘Скакалочка’»

Урок актуализации и формирования новых знаний

Алгоритмы с повторениями.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

П.: умеют составлять алгоритмы с повторениями.

Групповой опрос

§17(3)

29

Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником

Урок актуализации и формирования новых знаний

Знакомство с исполнителем Чертежник.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление об  исполнителе Чертежник.

Групповой опрос

§18(1,2)

30

Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов

Урок актуализации и формирования новых знаний

Вспомогательные алгоритмы

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: имеют представление об анимации, как о последовательности событий.

Фронтальный опрос

§ 18 (3)

31

Конструкция повторения.

Урок актуализации и формирования новых знаний

Конструкция повторения.

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей.

П.: знают конструкции повторения.

Индивидуальный опрос, практическая работа

§ 18 (4)

32

Практическая работа №18. «Построение алгоритмических конструкций»

Комбинированный урок

Построение алгоритмических конструкций.

Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.

М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

П.: умеют строить алгоритмические конструкции.

Индивидуальный опрос, практическая работа

Повторить основные понятия

33

Контрольная работа №3. «Алгоритмика».

Анализ контрольных работ

Урок контроля знаний

Алгоритмы и исполнители

Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире.

М.: умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи.

П.: имеют представление об понятиях, изученных по теме «Алгоритмика».

Контрольная работа

выполнить проект - РТ стр.136-142

34

Повторение. Объекты и системы

35

Повторение. Информационные модели

По плану: 19 ч., к.р. – 2, п.р. – 8

За  год:   по плану: 35 ч., к.р. – 3, п.р. - 18



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс

Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс

Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы к учебнику Босовой Л.Л. с поурочным планированием....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босова Л.Л.

Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 13)2.«...