Циклы. Цикл с параметром
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Смирнова Ирина Аркадьевна

Изучение циклических алгоритмов - одна из важных тем программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikly._tsikl_s_parametrom.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель информатики Смирнова Ирина Аркадьевна

Циклы. Цикл с параметром

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся понимание смысла циклических алгоритмов с параметром;
  • сформировать умение отличать разные виды циклов.

Развивающие:

  • формировать развитие алгоритмического мышления;
  • развивать мировоззрение (т.е. способствовать формированию взглядов на окружающий мир);
  • продолжать способствовать развитию ИКТ - компетентности:
  • уметь извлекать пользу из образовательного опыта,
  • уметь получать и обрабатывать информацию,

Воспитательные: 

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитывать личностные качества:
  • активность,
  • самостоятельность.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: 

  • все способы описания циклических алгоритмов;
  • чем отличается цикл с параметром от циклов с предусловием и постусловием.

Учащиеся должны уметь: 

  • решать задачи на уровне разработки алгоритма, составления блок-схемы и написания программы на языке QBasic.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Программно-дидактическое обеспечение:

ПК, тесты с заданиями, презентация по теоретическому материалу.

Ход урока

I. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами познакомимся с циклическими алгоритмами, научимся решать задачи, используя цикл с параметром. Это одна из очень важных тем в программировании. Тема урока «Циклы. Цикл с параметром».

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, вам необходимо будет ответить на вопросы теста (приложение 1) по предыдущим темам программирования. Дома вам надо было повторить свойства алгоритмов, виды базовых структур алгоритма и формы представления алгебраических выражений на языке QBasic.

II. Изложение нового материала (презентация)

Существует множество ситуаций, когда возникает необходимость повторить какую-то часть программы или даже всю программу целиком. Но, как правило, никогда не требуется повторять её бесконечно (за исключением отдельных случаев, например, программа чем-нибудь управляет).

Базовая структура ЦИКЛ обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла.

Различают два вида циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений (итерационные циклы).

Выход из итерационного цикла осуществляется в случае выполнения заданного условия.

На каждом шаге вычислений происходит последовательное приближение к искомому результату и проверка условия достижения последнего.

Известны три типа циклических структур: цикл с предусловием (цикл-пока), цикл с постусловием (цикл-до) и цикл с параметром.

Цикл с параметром

 Формат записи цикла:

FOR <начальное значение параметра> TO <конечное значение параметра> STEP<шаг цикла>

 операторы тела цикла

NEXT <параметр)

Оператор FOR организует цикл, в котором параметр имеет начальное значение. С каждым новым циклом значение параметра возрастает на величину шага, до тех пор, пока значение параметра не достигнет конечного значения. После чего цикл прекращается. Если значение шага STEP не указано, то по умолчанию шаг равен 1. Начальное значение параметра должно быть меньше конечного, если только шаг не является отрицательным.

III. Примеры программ с использованием цикла с параметром. 

Пример 1.

Составить блок – схему алгоритма перевода градусов по шкале Цельсия (С) в градусы по шкале Фаренгейта (F) для значений от 15о до 30о с шагом 1о.

Перевод осуществлять по формуле F= 1,8C + 32

Напишите программу на языке QBasic.

REM Перевод градусов

PRINT “Температура”

FOR i=15 TO 30

F=1.8*i+32

PRINT “По Цельсию”; i

PRINT “По Фаренгейту”; F

NEXT i

END

Пример 2.

Составить блок – схему алгоритма вычисления суммы чисел от 1 до 5

Напишите программу на языке QBasic.

REM Алгоритм вычисления суммы чисел

S=0

FOR i=1 TO 5

S=S+i

PRINT S

NEXT i

END

Для сильных учащихся и быстро справившихся с решением примеров, в приложении 2 – дополнительные задания.

IV. Домашняя работа.

  1. Используя цикл с параметром, вычислить факториал N!. Вначале программы введите N и запишите DIMA(N).(N!=1*2*3*4…*N).
  2. Если трёхзначное число равно сумме кубов чисел, образующих это число, то такое число называют “магическим” (например, ). Найдите все магические числа.


Приложение 1                                АЛГОРИТМЫ

1. Алгоритм - это

  1. правила выполнения определенных действий;
  2. ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд;
  3. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;
  4. набор команд для компьютера;
  5. протокол вычислительной сети.

2. Алгоритм называется линейным, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
  3. его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
  4. он представим в табличной форме;
  5. он включает в себя вспомогательный алгоритм.

3. Алгоритм включает в себя ветвление, если

  1. он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
  2. ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
  3. его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
  4. он представим в табличной форме;
  5. он включает в себя вспомогательный алгоритм.

4. Свойством алгоритма является:

  1. результативность;
  2. цикличность;
  3. возможность изменения последовательности выполнения команд;
  4. возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;
  5. простота записи на языках программирования.

5. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется

  1. дискретность;
  2. детерминированность;
  3. конечность;
  4. массовость;
  5. результативность.

6. Свойство алгоритма, заключающееся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется

  1. дискретность;
  2. детерминированность;
  3. конечность;
  4. массовость;
  5. результативность.

7. Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется

  1. дискретность;
  2. детерминированность;
  3. конечность;
  4. массовость;
  5. результативность.

8. Свойство алгоритма, заключающееся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется

  1. дискретность;
  2. детерминированность;
  3. конечность;
  4. массовость;
  5. результативность.

9. Свойство алгоритма, заключающееся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется

  1. дискретность;
  2. детерминированность;
  3. конечность;
  4. массовость;
  5. результативность.

10. Выберите верное представление арифметического выражения на алгоритмическом языке:

  1. x + 3y / 5xy
  2. x + 3*y / 5*x*y
  3. (x + 3y) / 5xy
  4. (x + 3*y) / (5*x*y)
  5. x + 3*y / (5*x*y)

11. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

  1. исполнителем алгоритмов;
  2. программой;
  3. листингом;
  4. текстовкой;
  5. протоколом алгоритма.

КЛЮЧ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

3

2

1

3

1

5

4

2

4

2


Приложение 2                        Дополнительные задания

ВАРИАНТ 1
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вывода на экран всех четных двузначных чисел.
2. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления суммы всех трехзначных чисел, кратных 4.
3*. Составьте программу вывода на экран таблицы умножения на 3.

ВАРИАНТ 2
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вывода на экран всех нечетных двузначных чисел.
2. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления суммы всех трехзначных чисел, кратных 5.
3*. Составьте программу вывода на экран таблицы деления на 7.
 
ВАРИАНТ 3
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вывода на экран всех трехзначных чисел, кратных 7.
2. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления суммы всех трехзначных чисел, кратных 13.
3*. Составьте программу вывода на экран таблицы степеней 2ⁿ, где 0 ≤ n ≤ 10.


ВАРИАНТ 4
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вывода на экран всех трехзначных чисел, кратных 9.
2. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления суммы всех трехзначных чисел, кратных 17.
3*. Составьте программу вывода на экран таблицы степеней 3ⁿ, где 0 ≤ n ≤ 10.

ВАРИАНТ 5
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления произведения четных чисел, меньших 15.
2. Составьте таблицу значений функции y = 5x-2 на отрезке [1; 20] с шагом h = 2.
3*. Составьте программу вычисления суммы 80 первых членов арифметической прогрессии, если a1 = 10; d = 3.

ВАРИАНТ 6

1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления произведения нечетных чисел, меньших 16.
2. Составьте таблицу значений функции y = 4x-5 на отрезке [1; 30] с шагом h = 3.
3*. Составьте программу вычисления суммы 100 первых членов арифметической прогрессии, если a1 = 5; d = 4.



ВАРИАНТ 7
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления произведения целых чисел из промежутка [-6; 5).
2. Составьте таблицу значений функции y = 5x² - 2x +1 на отрезке [-5; 5] с шагом h = 2.
3*. Составьте программу вычисления суммы 150 первых членов арифметической прогрессии, если a1 = –200; d = 0,2.

ВАРИАНТ 8
1. Составьте блок-схему алгоритма и программу вычисления произведения целых чисел из промежутка [-8; 4).
2. Составьте таблицу значений функции y = 4x² + 5x - 10 на отрезке [-9; 9] с шагом h = 3.
3*. Составьте программу вычисления суммы 180 первых членов арифметической прогрессии, если a1 = –100; d = 0,4.


ВАРИАНТ 9
1. Составьте программу вычисления первых десяти членов последовательности, заданной формулами n-го члена: xn = n²+5.
2. Составьте программу вычисления значения выражения для данного натурального числа N: 4+8+12+ … +4∙N.
3*. Составьте программу вычисления среднего арифметического целых чисел из отрезка [-4; 15].

ВАРИАНТ 10

1. Составьте программу вычисления первых десяти членов последовательности, заданной формулами n-го члена: xn = n²-10.
2. Составьте программу вычисления значения выражения для данного натурального числа N: 6+12+18+ … +6∙N.
3*. Составьте программу вычисления среднего арифметического целых чисел из отрезка [-6; 33].


ВАРИАНТ 11
1. Составьте программу вычисления первых десяти членов последовательности, заданной формулами n-го члена: xn = 2ⁿ +3.
2. Составьте программу вычисления значения выражения для данного натурального числа N: 1² + 2² + 3² + … + N².
3*. Составьте программу вывода на экран всех делителей натурального числа N.
 
ВАРИАНТ 12
1. Составьте программу вычисления первых десяти членов последовательности, заданной формулами n-го члена: xn = 3ⁿ-5.
2. Составьте программу вычисления значения выражения для данного натурального числа N: 1³ + 2³ + 3³ + … + N³.
3*. Составьте программу вывода на экран всех простых делителей числа N.