Формы мышления
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Уварова Елена Владимировна

Формы мышления. Алгебра высказываний

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formy_myshleniya.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока:

Слайд 2

Цель: Рассмотреть основные понятия логики предикатов.

Слайд 3

Логика – это наука о формах и способах мышления. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие , суждение , умозаключение и доказательство .

Слайд 4

Понятие. Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов. В структуре каждого понятия нужно различать две стороны: содержание и объем . Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков предмета. Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется, и может быть представлено в форме множества объектов, состоящего из элементов множеств.

Слайд 5

Алгебра множеств , одна из основополагающих современных математических теорий. Между множествами может могут быть различные виды отношений: равнозначность , когда объемы понятий полностью совпадают пересечение , когда объемы понятий частично совпадают подчинение , когда объем одного понятия полностью входит в объем другого.

Слайд 6

Для наглядной иллюстрации объемов понятий используются диаграммы Эйлера-Венна. Если имеются какие-либо понятия А, В, С, то объем каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между ними в виде пересекающихся кругов. Пример 1: Отобразить с помощью диаграммы Эйлера-Венна соотношение между объемами понятий натуральные числа и четные числа. Натуральные числа – это множество целых положительных чисел А, а четные – это множество отрицательных и положительных чисел B . Там, где они пересекаются получается множество натуральных четных чисел С: А В С

Слайд 7

А не А Пример 2: Отобразить с помощью диаграммы Эйлера-Венна множество натуральных чисел А и множество не А:

Слайд 8

Высказывание – это предложение в отношении которого можно однозначно сказать истинно оно или ложно. Высказывания бывают общими , частными или единичными .

Слайд 9

Общее высказывание начинается со слов: все, всякий, каждый, ни один . Все кошки умеют летать Всякий ребенок ходит в школу Ни один ребенок не старше своей мамы Каждая рыба умеет плавать

Слайд 10

Частное высказывание начинается со слов: некоторые, большинство и т.п. Некоторые птицы умеют разговаривать Большинство людей любят мороженное

Слайд 11

Во всех других случаях высказывание является единичным.

Слайд 12

Высказывание может быть простым или составным . Простое высказывание, если никакая его часть сама не является высказыванием. Составно е – это высказывание, состоящее из простых высказываний.

Слайд 13

Высказывания имеют определенную логическую форму. Понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается буквой S , а понятие о свойствах и отношениях предмета называется предикатом и обозначается буквой Р .

Слайд 14

Оба эти понятия – субъект и предикат называются терминами суждения . Отношения между субъектом и предикатом выражаются связкой «есть», «не есть», «является», «состоит» и т.д. Таким образом, каждое высказывание состоит из трех элементов – субъекта, предиката и связки . Состав суждения можно выразить общей формулой « S есть Р» или « S не есть Р».

Слайд 15

Пример: Иванов является учеником 10 б. Здесь Иванов – субъект, является – связка, учеником – предикат. Иванов является учеником 10 б. субъект связка предикат

Слайд 16

Умозаключение. Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (вывод). Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогии .

Слайд 17

В дедуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от общего к частному. Например , из двух высказываний: «Ртуть является металлом» и «Все металлы электропроводны» можно сделать вывод «Ртуть электропроводна».

Слайд 18

В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему. Например , установив, что отдельные металлы – железо, медь, цинк и так далее – обладают свойством электропроводности можно сделать вывод, что все металлы электропроводны.

Слайд 19

Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов. Например , химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям, поэтому, когда на Солнце нашли еще неизвестный элемент гелий, предположили, что данный элемент есть и на Земле.

Слайд 20

Доказательство. Доказательство – есть мыслительный процесс, направленный на подтверждение или опровержение какого либо положения посредством других несомненных, ранее обоснованных доводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Понятие как форма мышления"

Урок информатики для 6 класса...

Презентация к уроку "Понятие как форма мышления".

Данная презентация разработана, как наглядный демонстрационный материал к уроку  "Понятие как форма мышления" по учебнику Л.Босовой, 6 класс....

Логика – наука о законах и формах мышления

Логика– наука о законах и формах мышления...

Разработка урока в 6 классе по теме:"Умозаключение как форма мышления"

Разработка урока по теме: "Умозаключение как форма мышления" включает в себя: конспектпрезентациюфайл - тренажер, выполненный в ExcelНадеюсь, пригодится и вам, коллеги...

Урок информатики в 6 классе на тему "Суждение как форма мышления".

Урок  "Суждение как форма мышления" в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса" является десятым в серии уроков по теме «Человек и информация» и ...

Тест по теме "Суждение как форма мышления" 6 класс

Тест по теме "Суждение как форма мышления" для 6 класса по программе Босовой Л.Л....