Учебно-методическая разработка открытого урока
методическая разработка по информатике и икт по теме

Куликова Наталья Юрьевна

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: Практическая работа «Автоматизация ввода и форматирования данных». Разработка включает в себя: проект занятия, содержанире занятия, психолого-педагогическую характеристику группы,  самонализ занятия, приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc458 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «АРЗАМАССКИЙ КОММЕРЧЕСКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

Практическая работа «Автоматизация ввода

и форматирования данных»

Подготовили:

КПН, преподаватель информационных дисциплин, Куликова Н.Ю.

преподаватель спецдисциплин

Макаров В.В.

г. Арзамас,   2013  г.

План

  1. Введение

  1. Проект занятия
  1. Психолого-педагогическая характеристика группы
  2. Проект занятия
  3. Содержание занятия
  4. Самоанализ занятия
  1. Список используемой литературы
  2. Приложение
  1.  Инструктаж по выполнению практической работы
  2. Коды программ

Введение

Открытое занятие на тему: Практическая работа «Автоматизация ввода и форматирования данных» проведено в группе 307 со студентами третьего курса, обучающимися по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям). Тема занятия является темой междисциплинарного курса МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем, который  входит в профессиональный модуль ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем.

Проект  открытого занятия составлен в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии, утвержденных Министерством образования науки и Российской федерации 23 июня 2010 года.

В результате изучения МДК.01.02. «Методы и средства проектирования информационных систем» обучающийся должен:

знать:

  • цели автоматизации организации;
  • задачи и функции информационных систем;
  • типы организационных структур;
  • реинжиниринг бизнес-процессов;
  • основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
  • особенности программных средств используемых в разработке информационных систем;
  • методы и средства проектирования информационных систем;
  • основные понятия системного анализа;
  • методы и средства автоматизации пользовательских задач в офисных приложениях;
  • основы языка и инструментарий среды VBA;
  • свойства и методы важнейших компонентов объектной модели текстового процессора, табличного процессора, настольной СУБД;
  • национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества;

уметь:

  • выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;
  • использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов организации;
  • строить архитектурную схему организации;
  • проводить анализ предметной области;
  • осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
  • использовать методы офисного программирования для модификации отдельных компонентов информационной системы;
  • оформлять программную и техническую документацию, с использованием стандартов оформления программной документации;
  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • применять документацию систем качества;
  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.

Техник по информационным системам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Техник по информационным системам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности по эксплуатации и модификации информационных систем:

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этане опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

ПК 1.8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.

При проектировании  занятия, выстраивании целей учтены вышеприведенные компетенции. Квалификационные требования, необходимые  для выполнения практической работы студентами составлены в соответствии с  требованиями к знаниям и умениям в результате изучения МДК.01.02. «Методы и средства проектирования информационных систем».

Психолого-педагогическая характеристика группы

В подгруппе 12 человек,  из них две девушки, десять юношей. Уровень овладения материалом выше среднего. На занятиях студенты, как правило, очень активны, трудолюбивы. Особенно ярко проявляются на практических занятиях аккуратность, исполнительность, точность.

На фоне всей группы особенно выделяются Слюдова Наталья, Маликов Мксим, Скворцов Алексей, они  имеют желание работать не только на занятиях, но и дома, что особенно важно в программировании. Также повышенный интерес к спецдисциплинам проявляют Мещаков Сергей, Вишняков Иван, Маклова Наталья, Захаров Александр, Вишняков Иван, Буланов Александр, Барсуков Евгений. Все  студенты проявляют особый интерес к информационным дисциплинам, проявляют творчество при выполнении практических заданий; понимают значимость информационных технологий в будущей профессии, поэтому всегда упорно и терпеливо идут к цели при выполнении практических заданий.

За время обучения в группе сложилась дружеская атмосфера, явно выражены взаимоподдержка и взаимопомощь. Есть студенты с хорошо развитым логическим мышлением, умением анализировать и делать соответствующие выводы. В целом группа работает на хорошем уровне. Учащиеся отзывчивые, добрые, трудолюбивые.

ПРОЕКТ

открытого занятия

Преподаватель: Куликова Наталья Юрьевна

Дата проведения: 29.11.2013

Группа: 307

Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям)

Профессиональный модуль: ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем

Междисциплинарный курс: МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем

Тема: Практическая работа «Автоматизация ввода и форматирования данных»

Тип занятия: урок формирования умений и навыков

Вид занятия: практическое занятие

Квалификационные требования

для выполнения практической работы студенты

должны знать:

  • методы и средства автоматизации пользовательских задач в офисных приложениях; основы языка и инструментарий среды VBA, Delphi; свойства и методы важнейших компонентов объектной модели текстового процессора, табличного процессора, настольной СУБД;

должны уметь:

  • проводить анализ предметной области; осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств; использовать методы офисного программирования для модификации отдельных компонентов информационной системы;

Цели занятия:

обучающая:

  • обучение отбору данных для анализа (ПК 1.2.);
  • отработка навыков ведения диалога со специалистами смежной группы и заказчиком при разработке модуля информационной системы по автоматизации ввода, обработки, форматирования данных (ПК 1.2.) и использованию модуля информационной системы (ПК 1.8.); отработка навыков выявления ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы (ПК 1.4.);
  • закрепление навыков по разработке модуля информационной системы (ПК 1.1.), закрепление навыков экспериментального тестированиямодулей информационной системы (ПК 1.4.).

развивающая:

  • формирование навыков рационального планирования и организации своей деятельности (ОК 2);
  • развитие умения выявлять профессиональные проблемы и принимать решения в стандартных ситуациях (ОК 3); развитие ассоциативного мышления, умений анализировать и аргументировать результаты своей деятельности (ОК 7);
  • тренировка навыков работы с компьютерной техникой, Интернет-ресурсами (ОК 4, ОК 5).

воспитывающая:

  • воспитание исполнительности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности при выполнении заданий (ОК 6);
  • воспитание самокритичности при анализе собственной деятельности(ОК 8);
  • воспитание вежливости, терпимости и тактичности в общении и оценке деятельности других людей (ОК 7).

Педагогические технологии: элементы деловой игры, балльно-рейтинговая система оценивания, дифференцированное обучение, элементы проектной деятельности.

Междисциплинарные связи: основы алгоритмизации и программирования; устройство и функционирование информационной системы; иностранный язык (английский); базы данных; основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем; компьютерные сети.

Средства обучения:

  • Компьютеры с OSWindows’7, локальная сеть, сеть Интернет;
  • Среда программирования Delphi7, VBA;
  • Браузер Opera;
  • программа Commfort, Skype;
  • вебкамера;
  • принтер;
  • документкамера, Интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • инструктаж к лабораторной работе;
  • индивидуальное техническое задание;
  • рекомендуемый внешний вид проекта.

Литература:

1. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы: учебник для студ. сред.проф. образования / К.Н.Мезенцев – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.

2. Рудаков А.В.  Технология разработки программных продуктов: учебник для студ. сред.проф. образования / А.В.Рудаков. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

3. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

Структура занятия

Этапы урока

Теоретическое обоснование деятельности преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

Время урока, мин

  1. Организационный момент

Приветствие студентов, преподавателя. Проверка готовности к занятию.

1

2. Актуализация опорных знаний студентов и мотивация учебной деятельности методом  беседы

2.1 Выдача руководителям групп студентов  технического задания с последующим проведением анализа (2 мин)

2.2 Вопросы для беседы (5 мин)

- каково назначение системы (программы);

- перечислите цели и задачи системы (программы);

- назовите объект автоматизации;

- перечислите требования к системе (программе);

- какую среду программирования будете применять?

Руководители групп  получают техническое задание, анализируют его и распределяют между «сотрудниками» отдела

Отвечают на вопросы

7

3.Сообщение темы, целей занятия

Сообщение темы, целей занятия

2

4. Инструктаж по выполнению лабораторной работы

  • обсуждение  методических рекомендаций по выполнению лабораторной работы
  • порядок выполнения и оформления работы

Слушают, участвуют в обсуждении

2

5. Организация самостоятельной работы студентов и контроль за ходом выполнения задания

Оказание индивидуальной помощи

5.1. Работа проводится в микро-группах (20 мин).

1 группа — автоматизация ведомости составления педагогической нагрузки;

2 группа — автоматизация работы с базой данных обучающихся ГБОУ СПО АКТТ;

3 группа —автоматизация заполнения зачетно-экзаменационной ведомости и вывод на печать;

4 группа — автоматизация заполнения командировочного листа;

5 группа — экспертная система

5.2. По завершении выполнения задания каждая группа презентует созданный проект, анализирует работу проекта (10 мин)

30

6.  Подведение итогов занятия и оценка деятельности студентов

- анализ деятельности студентов;

- выставление оценок.

2

7. Сообщение домашнего задания

Подготовить отчет по практической  работе, доработать проект, учесть замечания и пожелания.

1

Содержание занятия

Этапы урока

Теоретическое обоснование деятельности преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

  1. Организационный момент  1мин)

Приветствие студентов, преподавателя. Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, садитесь.  На занятии присутствуют гости, пусть вас это не смущает, настраивайтесь на активную, плодотворную работу.

- Наше занятие сегодня пройдет в форме деловой игры. Поэтому я пригласила Владимира Викторовича, он поможет нам при написании программ.

Готовность к уроку

  1. Актуализация опорных знаний студентов и мотивация учебной деятельности методом  беседы 7 мин

  1. Выдача руководителям групп студентов  технического задания с последующим проведением анализа (2 мин)

- Итак, начнем оперативное совещание. Наша компания Парус на протяжении нескольких лет работает с Арзамасским коммерческо-техническим техникумом. Вот и сегодня нам поступило пять заказов различной сложности. Евгений, вашему отделу я поручаю самое сложное задание, посмотрите пока техническое задание, составленное заказчиком. Вадим, вам необходимо выполнить два задания. Максим, вашему отделу передаю также два задания.  

2.2 Вопросы для беседы (5 мин)

- Евгений, с чем Вашему отделу предстоит сегодня работать? Перечислите:

назначение программы, цели и задачи программы, требования к программе.

- Вадим, прокомментируйте Ваши задания.

- Максим, в чем будет заключаться ваша работа сегодня?

- Задача на сегодняшний день ясна.

Руководители групп  получают техническое задание, анализируют его и распределяют между «сотрудниками» отдела

Отвечают на вопросы

3.Сообщение темы, целей занятия 2 мин

Сообщение темы, целей занятия

- Сегодня мы с вами выполняем практическую работу на тему «Автоматизация ввода и форматирования данных». Вам необходимо создать программу, являющуюся модулем будущей информационной системы, протестировать и  представить в завершении.

Слушают

4. Инструктаж по выполнению практической  работы  2 мин

  • обсуждение  методических рекомендаций по выполнению практической работы
  • порядок выполнения и оформления работы

- для работы за компьютером напоминаю правила по ТБ: не делать резких движений, не дотрагиваться до монитора, не работать влажными руками, трогать разъемы соединительных кабелей, класть предметы на клавиатуру, при появлении запаха гари прекратить работу.

- для выполнения лабораторной работы вам предложены методические рекомендации. Тему, цель и оборудование  отразите в отчете, предложены образцы кодов, задания и контрольные вопросы. На составление программы 20 мин вам. Если вопросов нет, то приступаем к работе.

Слушают, участвуют в обсуждении

5. Организация  самостоятельной работы студентов и контроль за ходом выполнения задания 30 мин 

Оказание индивидуальной помощи

5.1. Работа проводится в микро-группах (20 мин).

1 группа — автоматизация ведомости составления педагогической нагрузки;

2 группа — автоматизация работы с базой данных обучающихся ГБОУ СПО АКТТ;

3 группа —автоматизация заполнения зачетно-экзаменационной ведомости и вывод на печать;

4 группа — автоматизация заполнения командировочного листа;

5 группа — экспертная система

5.2. По завершении выполнения задания каждая группа презентует созданный проект, анализирует работу проекта (10 мин)

- Заканчиваем работу и пересылаем проекты во второй отдел на компьютер Алексея.

- К нам на презентацию проектов пришла Анжелика Викторовна, зам.директора по УР ГБОУ СПО АКТТ. Поэтому, если ваша работа заинтересует ее, то нужно будет выдать рекомендации по эксплуатации вашей программы.

- Пожалуйста, Слюдова Наталья и Маликов Максим. А.В. вопросы есть? У меня вопрос, вы программировали в VBA, можно посмотреть код. Что обозначает команда Copy…?  Спасибо, вопросов нет.

- Скворцов Алексей и Ковалев Андрей. Спасибо.

- Муравьев Николай, Буланов Александр. А.В. есть вопросы?

- Маклова Наталья и Захаров Александр. Данные желательно фиксировать в базе данных, это на будущее вам.

- Вишняков Иван, Бакин Вадим. Вопросы есть? (Вопрос от Макловой Н., Барсукова Е.)

6.  Подведение итогов занятия и оценка деятельности студентов 2 мин 

- анализ деятельности студентов;

- выставление оценок.

Всем спасибо. Программы, которые вы продемонстрировали действительно интересные, имеют прикладной характер. Можно использовать их и в ваших будущих курсовых работах. За работу я выставляю отлично Муравьеву Н., Слюдовой Н., Скворцову А., остальным студентам – хорошо.

7. Сообщение домашнего задания 1 мин 

Подготовить отчет по лабораторной работе, доработать проект, учесть замечания и пожелания.

Дома вам необходимо составить отчет по проделанной работе, представленные сегодня проекты дорабатывать с учетом пожеланий и замечаний. Спасибо за работу на уроке, урок окончен.

Записывают

Самоанализ занятия

Учебное занятие по ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем, МДК.01.02. Методы и средства проектирования информационных систем проведено в 307 группе 3 курса, обучающихся по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям).

Следует отметить, что студенты данной группы обладают уровнем базовых знаний выше среднего, в процессе обучения выявлен актив группы, на который всегда опираюсь. Следует отметить, что студенты всегда активны, проявляют повышенный интерес к изучению информационных систем, в работе проявляют творческий подход.

Данная тема в данном разделе модуля играет важную роль, т.к. выполнение предложенных практических заданий направлено на формирование ряда профессиональных компетенций. Организационной формой занятия выбрано  практическое  занятие, ведущей дидактической целью которого является формирование умений и навыков.

Реализация модульных программ внесла изменения в подходы к  целеполаганию при подготовке к занятиям. Основой  целеполагания стали общие и профессиональные компетенции, поэтому и цели занятия я выстраиваю, ориентируясь на них. Это предполагает изменение методов и форм подачи материала, а также контроля достижения поставленных целей.

Основной обучающей целью урока стало формирование навыков разработки, создания модуля информационной системы, сотрудничая при этом с заказчиком. Для достижения данной цели я построила урок в виде деловой игры.

На  1–ом этапе проверяю готовность к уроку, настраиваю студентов на активную практическую деятельность.

На 2-ом этапе использую элементы деловой игры, провожу круглый стол с начальниками IT-отделов  для  осуществления актуализации и мотивации учебной деятельности студентов.  

На 3-ем –сообщаю тему и цель занятия.

На 4-ом – комментирую инструктаж по выполнению лабораторной работы.

На 5-ом этапе применяю элементы проектной деятельности и элементы деловой игры для проведения лабораторной работы, также использую дифференцированный подход.

На 6-ом этапе использую балльно-рейтинговую систему оценивания студентов.

На 7-ом этапе сообщаю домашнее задание.

Достигнутые результаты позволяют  мне сделать вывод, что цели урока в основном достигнуты.

Нужно сказать, что мы стараемся отслеживать динамику знаний, умений и навыков наших студентов и с появлением западающих каких-то элементов стараемся вносить корректирующие действия в планы последующих уроков.

Поскольку отработка навыков происходит на практике, то когда студент идёт на практику мы обязательно даём рекомендации преподавателю по практике, чтобы учесть при выполнении тех или иных видов работ. И в обратную сторону, преподаватель по практике указывает на западающие узкие места и мы вносим корректирующие элементы в планы будущих уроков для ликвидации выявленных пробелов.

Чтобы иметь полную картину динамики успешности наших студентов, мы ведём карту анализа индивидуальных достижений, где находят отражение их успехи в овладении знаниями, умениями и навыками.

Список используемой литературы

1. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы: учебник для студ. сред.проф. образования / К.Н.Мезенцев – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.

2. Рудаков А.В.  Технология разработки программных продуктов: учебник для студ. сред.проф. образования / А.В.Рудаков. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

3. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

Приложение 1

Практическая работа

«Автоматизация ввода и форматирования данных»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создать программу согласно техническому  заданию, протестировать, исправить ошибки.

Для выполнения работы необходимо

знать:

  • методы и средства автоматизации пользовательских задач в офисных приложениях;
  • основы языка и инструментарий среды VBA, Delphi;
  • свойства и методы важнейших компонентов объектной модели текстового процессора, табличного процессора, настольной СУБД;

должны уметь:

  • проводить анализ предметной области;
  • осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
  • использовать методы офисного программирования для модификации отдельных компонентов информационной системы.

Выполнение данной лабораторной работы способствует формированию профессиональных компетенций:

  • ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
  • ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
  • ПК 1.4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этане опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
  • ПК 1.8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, принтер, вебкамера, мультимедийный проектор, локальная сеть, сеть Интернет, OS Windows’7, среда программирования Delphi7, VBA, программа Comfort, Skype.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 30 минут

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Основные команды при создании макроса в среде Microsoft Visual Basic

Выбор цвета

Selection.Interior.ColorIndex = 10  

Копирование строки

Selection.EntireRow.Copy

Поиск следующего

Set RezPoiska = Cells.FindNext(RezPoiska)

Возврат к первому

If RezPoiska.Address = firstAddress Then Exit Do 'вернулись к первой найденной

Union(Selection, RezPoiska).Select

Добавление листа в книге

Sheets.Add After:=Sheets(Sheets.Count)

Выделение листа

Sheets("Лист1").Select

Выделение ячейки

Range("A1").Select

Вставка в активный лист

ActiveSheet.Paste

Выделение диапазопа

Range("B603:B608").Select

Копирование выделения

Selection.Copy

Вывод окна для ввода значения

Iskomoe = InputBox("Введите шаблон искомого слова (символы подстановки *, ?)", , Iskomoe)

Set RezPoiska = Cells.Find(What:=Iskomoe, LookIn:=xlFormulas, _

LookAt:=xlPart, SearchOrder:=xlByColumns, SearchDirection:=xlNext, _

MatchCase:=False, SearchFormat:=False)

Задаем цвет для выделения

With Selection.Interior

        .PatternColorIndex = xlAutomatic

        .Color = 65535

Копирование строк на другой лист

Dim iCells As Range

For Each iCells In Range("A2:A5")

Range(iCells, iCells.Offset(, 7)).Copy

Workbooks.Add

ActiveSheet.Paste

ActiveWorkbook.SaveAs Filename:="C:\Temp\" & iCells & ".xls"

Next iCells

  1. Основные команды для работы с приложением Excel из среды программирования Delphi

Запуск приложения Excel

CreateOleObjectExcel := CreateOleObject('Excel.Application');

Открытие рабочей книги из папки с проектом

Excel.Workbooks.Open(GetCurrentDir() + '\1.xlsx');

Активируем рабочий лист

Excel.sheets.item['лист1'].activate;

Очищаем ячейку

Excel.Range['c6']:='';

Приравниваем ячейку значению из Combobox, DateTimePicker, Label

Excel.Range['c6']:=Combobox1.text;

Excel.Range['F12']:=DateTimePicker1.date;

Excel.Range['b16']:=label1.Caption;

Условия

If  not (edit23.Text='') then begin

Excel.Range['g36']:=DateTimePicker1.date;

 end;

if(form1.ComboBox3.ItemIndex=1) and (edit3.Text='5') then begin

 Excel.Range['i16']:='отлично';

Сохраняем книгу

Excel.save;

Закрываем книгу

Excel.ActiveWorkbook.Close;

Закрываем приложение

Excel.Application.Quit;

Процедура «Печать»

var

Excel:variant;

begin

Excel := CreateOleObject('Excel.Application');

Excel.Workbooks.Open(GetCurrentDir() + '\1.xlsx');

Excel.sheets.item['лист1'].activate;

Excel.Worksheets.PrintOut;

Excel.ActiveWorkbook.Close;

Excel.Application.Quit;

Очистка Edit

edit3.Clear;

  1. Основные команды для работы с приложением Access из среды программирования Delphi

Вставка в  DBGridEh

Form1.ADOQuery1.insert;

Form1.ADOQuery1.Post;

close;

Удаление из DBGridEh

ADOQuery1.Delete;

Выборка по определенному столбцу

var

help1, help2: string;

begin

help1:='%'+unit1.Form1.DBEditEh1.text+'%';

help2:=QuotedStr(help1);

begin

ADOQuery1.Close;

ADOQuery1.sql.clear;

ADOQuery1.sql.add('SELECT *');

ADOQuery1.sql.add('from таблица1');

ADOQuery1.sql.add('where «название столбца» like '+help2);

ADOQuery1.Open;

  1. Автоматическая выборка по нескольким условиям, введенным в Editы

ADOQuery1.Active := False;

ADOQuery1.SQL.Clear;

ADOQuery1.SQL.Add('SELECT *');

ADOQuery1.SQL.Add('FROM таблица1');

ADOQuery1.SQL.Add('WHERE группа LIKE' + #39 + dbEditeh4.Text + '%' + #39 +' AND ');

ADOQuery1.SQL.Add('фамилия LIKE' + #39 + dbEditeh5.Text + '%' + #39 +' AND ');

ADOQuery1.SQL.Add('пол LIKE' + #39 + dbEditeh6.Text + '%' + #39);

ADOQuery1.Active := True;

Сортировка по определенному столбцу

ADOQuery1.Close;

ADOQuery1.sql.clear;

ADOQuery1.sql.add('SELECT * from таблица1 order by «название столбца»');

ADOQuery1.Open;

Считывание системного времени

PrintDBGridEh1.SetSubstitutes(['%[Today]',DateToStr(Now)]);

Предосмотр перед печатью

PrintDBGridEh1.preview;

Видимость и невидимость колонок в DBGridEH

DBGrideh1.Columns[0].Visible := False;

DBGrideh1.Columns[1].Visible := true;


процедура открытия диалогового окна для выбора файла

begin

if OpenDialog1.Execute then

begin

ADOConnection1.Close;

adoquery1.Active:=False;

try

if OpenDialog1.Execute then

AdoConnection1.ConnectionString := 'Data Source=' + OpenDialog1.FileName;

AdoConnection1.Open;

adoquery1.ConnectionString := 'Provider=Microsoft.Jet.OLEDB.4.0;Data Source='+ OpenDialog1.FileName;

adoquery1.Active:=true;

except

ShowMessage('Ошибка подключения !');

end;

ADOConnection1.Connected := true;

DBGrideh1.columns[0].Visible:=false;

end;

end;

end.

Создание логина и пароля

var q,w:string;

begin

q:='qwerty';

w:='qwerty';

if (edit1.text=q) and   (edit2.text=w)  then

form1.Show;

form2.hide


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

Задание.

  1. Создать проект «Автоматизация ведомости составления педагогической нагрузки» согласно техническому заданию.
  2. Создать проект «Автоматизация работы с базой данных обучающихся ГБОУ СПО АКТТ» согласно техническому заданию.
  3. Создать проект «Автоматизация заполнения зачетно-экзаменационной ведомости и вывод на печать» согласно техническому заданию.
  4. Создать проект «Автоматизация заполнения командировочного листа» согласно техническому заданию.
  5. Создать проект Экспертная система «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» согласно техническому заданию.

В отчет приложить код созданной программы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите объект автоматизации полученного задания
  2. Назовите область применения созданной ИС
  3. Перечислите основные функции созданной ИС.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы: учебник для студ. сред.проф. образования / К.Н.Мезенцев – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.

2. Рудаков А.В.  Технология разработки программных продуктов: учебник для студ. сред.проф. образования / А.В.Рудаков. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

3. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

Приложение 2

Техническое задание 1

  1. Наименование и область применения. «Автоматизация работы с базой данных обучающихся ГБОУ СПО АКТТ». Система может быть применена в любом учебном заведении.
  2. Основание для выполнения работы: Распоряжение зам. директора по УР ГБОУ СПО АКТТ
  3. Цель и назначение работы: Обеспечение оперативного  учета контингента студентов техникума.  
  4. Требования к системе. Ввод, редактирование, удаление  данных в БД. Возможность проведение выборки данных по определенным критериям (фамилия, имя, отчество, группа). Вывод на печать с возможностью выбора полей. Защита логином и паролем данной программы.

Техническое задание 2

  1. Наименование и область применения. «Автоматизация заполнения командировочного листа». Система может быть применена в любой организации.
  2. Основание для выполнения работы: Распоряжение начальника отдела кадров ГБОУ СПО АКТТ
  3. Цель и назначение работы: Обеспечение оперативного заполнения командировочного листа.
  4. Требования к системе. На основании образца бланка командировочного листа обеспечить автоматическое заполнение ведомости посредством выбора и ввода нужных значений и последующей печати.

Техническое задание 3

  1. Наименование и область применения. «Автоматизация заполнения зачетно-экзаменационной ведомости и вывод на печать». Система может быть применена в высших и средних  учебных заведениях.
  2. Основание для выполнения работы: Распоряжение зав. отделением СПО ГБОУ СПО АКТТ
  3. Цель и назначение работы: Обеспечение оперативного заполнения зачетно-зкзаменационной ведомости.
  4. Требования к системе. На основании образца бланка зачетно-экзаменационной ведомости обеспечить автоматическое заполнение ведомости посредством выбора и ввода нужных значений и последующей печати.

Техническое задание 4

  1. Наименование и область применения. Экспертная система «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Система может быть применена в образовательном учреждении.
  2. Основание для выполнения работы: Просьба классного руководителя из ГБОУ СПО АКТТ
  3. Цель и назначение работы: Обеспечение удобства обработки данных социологического опроса и вывод результатов.
  4. Требования к системе. Разработать систему, которая предоставляет перечень вопросов, ответив на которые пользователь узнает вид предпочтительной ему профессиональной деятельности.

Техническое задание 5

  1. Наименование и область применения. «Автоматизация ведомости составления педагогической нагрузки». Система может быть применена в ГБОУ СПО АКТТ.
  2. Основание для выполнения работы: Распоряжение зам.директора по УР ГБОУ СПО АКТТ
  3. Цель и назначение работы: Обеспечение автоматического расчета нагрузки (часов) на каждого преподавателя
  4. Требования к системе. На основании предложенного зам.директора документа необходимо произвести выборку преподавателей, разместить в отдельном документе, подсчитать общее количество часов.

Приложение 3

Задание 4. Создать проект «Автоматизация заполнения командировочного листа» согласно техническому заданию.

unit Unit1;

interface

uses

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

  Dialogs, StdCtrls, ComCtrls;

type

 

TForm1 = class(TForm)

    Edit1: TEdit;

    Edit2: TEdit;

    Edit3: TEdit;

    Edit4: TEdit;

    Button1: TButton;

    OpenDialog1: TOpenDialog;

    Label1: TLabel;

    Label2: TLabel;

    Label3: TLabel;

    Label4: TLabel;

    Label5: TLabel;

    Edit5: TEdit;

    Label6: TLabel;

    Edit6: TEdit;

    Label7: TLabel;

    Edit7: TEdit;

    Label8: TLabel;

    DateTimePicker1: TDateTimePicker;

    DateTimePicker2: TDateTimePicker;

    Label9: TLabel;

    Label10: TLabel;

    Label11: TLabel;

    Edit8: TEdit;

    Label12: TLabel;

    Edit9: TEdit;

    Label13: TLabel;

    Label14: TLabel;

    DateTimePicker3: TDateTimePicker;

    Label15: TLabel;

    Label16: TLabel;

    Label17: TLabel;

    Edit10: TEdit;

    Label18: TLabel;

    procedure Button1Click(Sender: TObject);

  private

    { Private declarations }

  public

    { Public declarations }

  end;

var

  Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

uses

ComObj;

function SetBmText(var aBms:variant; const aBmsName, aText:string):

boolean;

var bm,rng:variant;

begin

result:=aBms.Exists(aBmsName);

if not result then Exit;

Bm:=aBms.item(aBmsName);

Rng:=Bm.Range;

Bm.delete;

rng.Text:=aText;

aBms.Add(aBmsName,Rng);

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

wdApp,wdDocs,wdDoc,wdBms: variant;

Od:TOpenDialog;

begin

Od:=OpenDialog1;

if Od.InitialDir=''then

Od.InitialDir:=ExtractFilePath(Application.ExeName);

Od.Title:='Выберете шаблон,на основе которого будет создан новый документ';

if not Od.Execute then Exit;

if not FileExists(Od.FileName)then begin

MessageDlg('Файл с заданныйм именем не найден.Действие отменено.',mtWarning,[mbOk],0);

Exit;

end;

try

wdApp:=CreateOleObject('Word.Application');

except

ShowMessage('Не удалось запустить Ms Word.Действие отменено.');

Exit;

end;

wdApp.Visible:=True;

wdDocs:=wdApp.Documents;

wdDoc:=wdDocs.open(FileName:=Od.FileName);

wdBms:=wdDoc.Bookmarks;

SetBmText(wdBms,'naimen',edit1.Text);

SetBmText(wdBms,'fio',edit2.Text);

SetBmText(wdBms,'stryktur',edit3.Text);

SetBmText(wdBms,'doljnost',edit4.Text);

SetBmText(wdBms,'mesto',edit5.Text);

SetBmText(wdBms,'cel',edit6.Text);

SetBmText(wdBms,'na',edit7.Text);

SetBmText(wdBms,'pasport',edit8.Text);

SetBmText(wdBms,'nomer',edit9.Text);

SetBmText(wdBms,'tabel',edit10.text);

//SetBmText(wdBms,'s',datatimetostr(DateTimePicker1.date));

end;

end.

Задание 3. Создать проект «Автоматизация заполнения зачетно-экзаменационной ведомости и вывод на печать» согласно техническому заданию.

Запуск приложения Excel

CreateOleObjectExcel := CreateOleObject('Excel.Application');

Открытие рабочей книги из папки с проектом

Excel.Workbooks.Open(GetCurrentDir() + '\1.xlsx');

Активируем рабочий лист

Excel.sheets.item['лист1'].activate;

Очищаем ячейку

Excel.Range['c6']:='';

Приравниваем ячейку значению из Combobox, DateTimePicker, Label

Excel.Range['c6']:=Combobox1.text;

Excel.Range['F12']:=DateTimePicker1.date;

Excel.Range['b16']:=label1.Caption;

Условия

if not (edit23.Text='') then begin

Excel.Range['g36']:=DateTimePicker1.date;

 end;

if(form1.ComboBox3.ItemIndex=1) and (edit3.Text='5') then begin

   Excel.Range['i16']:='отлично';

 

Сохраняем книгу

Excel.save;

Закрываем книгу

Excel.ActiveWorkbook.Close;

Закрываем приложение

Excel.Application.Quit;

Процедура «Печать»

var

Excel:variant;

begin

Excel := CreateOleObject('Excel.Application');

Excel.Workbooks.Open(GetCurrentDir() + '\1.xlsx');

Excel.sheets.item['лист1'].activate;

Excel.Worksheets.PrintOut;

Excel.ActiveWorkbook.Close;

Excel.Application.Quit;

Очистка Edit

edit3.Clear;

примерный вид формы

Вид документа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...

Учебно-методическое пособие к открытому занятию "Составление букетов"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит презентацию открытого занятия по дополнительному образованию "Составление букетов", конспект самого занятия, а также в приложении представле...