СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"
статья по информатике и икт на тему

Шагина Елена Авенировна

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновационного учреждения профессионального образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Шагина Елена Авенировна,

                                                                          учитель трудового обучения

                                                                          МБОУДД «ГМУК № 2»

                                                                          г. Владимир

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ОПЕРАТОР ЭВ И ВМ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОЙ УЧАЩИХСЯ

Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных

механизмов в динамично развивающемся глобальном обществе. Возникает проблема формирования и развития информационной культуры личности, решить которую невозможно  без  информатизации  образования,  а

информационные  и  коммуникационные  технологии должны  стать  основой  деятельности  всех  субъектов системы образования, потому что система образования по  своей  сущности  есть  система  информационная.  В

современных условиях без использования коммуникационных технологий невозможно полноценно построить учебный процесс, поэтому задачей образования является выбор наиболее эргономичных и функциональных ИКТ-средств,  которые  бы  максимально  соответствовали целям и задачам обучения.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Термин «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика или обучаемого со средством обучения. Следует  признать,  что  интерактивное  обучение  – это  специальная  форма  организации  познавательной деятельности.  Она  предполагает  вполне  конкретные

и  прогнозируемые  цели.  Одна  из  таких  целей  состоит в  создании  комфортных  условий  обучения,  таких,  при которых  ученик  чувствует  свою  успешность,  свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в организации учебного  процесса  таким  образом,  что  практически все  учащиеся  оказываются  вовлеченными  в  процесс познания,  они  имеют  возможность  и  рефлектировать по  поводу  того,  что  они  знают  и  думают.  Совместная

деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит

это  в  атмосфере  доброжелательности  и  взаимной поддержки,  что  позволяет  не  только  получить  новые знания, но и развить саму познавательную деятельность. Интерактивная  деятельность  на  уроках  предполагает организацию  и  развитие  диалогового  общения,  которое  ведёт  к  взаимопониманию,  взаимодействию,  к совместному решению общих задач, но значимых для каждого ученика.

Помимо  общепринятых  форм  обучения,  эффективными методами обучения считаются информационные технологии (интерактивная доска, программа создания презентаций, электронные таблицы и т.д.).

 Все большую популярность в учебном процессе сегодня приобретает такое средство как  интерактивная  доска. Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учащихся.

Наш комбинат оснащен  двумя интерактивными досками SMART Board. Сегодня мы  можем  сделать  вывод,  что  педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств, изменяют механизм восприятия и осмысления получаемой учеником информации.

Возникают предпосылки для реализации дидактического принципа наглядности обучения на принципиально новом уровне. Осмысление информации может быть уже не только теоретическим, но и практическим, а именно: наглядно-образным или наглядно-действенным. А это позволяет  обеспечить  лучшее  понимание  и  усвоение учебного материала в процессе обучения.

 Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учеников. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее, они легкодоступны и обеспечивают хороший темп занятия.

         Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски — уйти от привнесённой компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

 Вторая задача интерактивных досок — повышение эффективности подачи материала.

 Третья задача интерактивной доски в аудитории — организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

        Возможности использования интерактивной доски:

 1. Презентации, демонстрации и создание моделей.

 Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.

 2. Активное вовлечение учащихся.

 Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.

         3. Улучшение темпа и течения занятия. 

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять основные области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию быстрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить самые важные моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях.

 

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эта эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

 Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:

 - обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

 - развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

 - предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

 - использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

 - обеспечение хорошего темпа урока;

 - предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;

 - упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

 - обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

 - стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Возможности применения интерактивной доски на уроках

трудового обучения по профессии «Оператор ЭВ и ВМ»

Мотивом для получения профессии «Оператор ЭВ и ВМ», в первую очередь, выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

 Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Поэтому выигрышно применять технические новинки. Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д.

         Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

 Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

 Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

 Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

 Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

 Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

 Способы использования интерактивной доски:

  • объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
  • проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);
  • защита проектов учащимися;
  • создание различных образов, путем «собирания» их средствами доски;
  • проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;
  • выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

 В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

  1. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании. Электронный научный журнал  ISSN 1817-6321 «Современные проблемы науки и образования».

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-354455.html?page=2#9086775

  1. http://www.rsvpu.ru/filedirectory/3468/Innovaz_prof_ped_2012.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...