Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11-х классов
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Разработан учебный план по информатике и ИКТ для 11-х классов под редакцией Семакин И.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Горнозаводска

СОГЛАСОВАНО.                                                                      УТВЕРЖДАЮ.

                                                     

Протокол                                                                                     Директор

методического объединения                                                               ______________________    

№ ______ от __________________                                       Приказ № _______ от __________

 Программа

«по Информатике и ИКТ»

для   11-х    классов

Учитель  Кузьмина Анна Сергеевна

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 11-х классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с БУП-2008, и программой базового курса информатики и ИКТ, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебник Информатика и ИКТ. Базовый уровень: 10-11 классы / И.Г. Семакин – 6-е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с. Учебник входит в УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень). Содержание учебника опирается на изучение в 8-9 классах основной курс и соответствует принятому стандарту по информатике и ИКТ.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

 Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики в старшей школе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

 Практическая же часть курса направлена на освоение обучающих навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Роль курса направлена на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

 Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающих умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на развивающую жизненную позицию.

В содержании курса информатики в старшей школе акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место курса в учебном плане

Информатика изучается в 11 классе старшей школы с общим количеством часов – 68 учебных часа из расчета 2 часа в неделю

Результаты изучения курса

        Программа обеспечивает достижение выпускникам средней школы следующих личностных, метапредметных, и предметных результатов.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений

Содержание курса

Введение

Технологии использования и разработки информационных систем

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Геоинформационные системы. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных.  3апросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных.

Технологии информационного моделирования

Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Основы социальной информатики

Информационные ресурсы. Информационное общество.  Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

        


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (68 ч.)

Сроки

№ п/п

Тема урока

Форма урока

УУД

Примечание

личностные

предметные

метапредметные

1

Введение

Усвоение новых знаний

Информационные процессы в системах (5 ч.)

2

Автоматическая обработка информации

Усвоение новых знаний

3

Поиск  данных

Усвоение новых знаний

4

Практическая работа № 1

Практикум на ПК

5

Защита информации

Комбинированный урок

6

Практическая работа № 2

Практикум на ПК

Информационные модели (5 ч.)

7

Компьютерное информационное моделирование

Усвоение новых знаний

8

Структура данных

Комбинированный урок

9

Практическая работа № 3

Практикум на ПК

10

Пример структуры данных

Комбинированный урок

11

Алгоритм как модель деятельности

Комбинированный

урок

12

Практическая работа № 4

Практикум на ПК

Программно-технические системы реализации информационных процессов (10 ч.)

13

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

Усвоение новых знаний

14

Программное обеспечение компьютера

Усвоение новых знаний

15

Дискретные модели данных в компьютере

Усвоение новых знаний

16

Практическая работа № 5

Практикум на ПК

17

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука

Комбинированный урок

18

Развитие архитектуры вычислительных систем

Усвоение новых знаний

19

Организация локальных сетей.

Усвоение новых знаний

20

Практическая работа № 6

Практикум на ПК

21

Организация глобальных сетей

Усвоение новых знаний

22

Контрольная работа № 1

Проверка ЗУН

Техническое использование и разработка информационных систем (17 ч.)

23

Понятие информационной системы, классификация ИС

Усвоение новых знаний

24

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Усвоение новых знаний

25

Практическая работа № 7

Практикум на ПК

26

Интернет как глобальная информационная система

Комбинированный урок

27

WWW – Всемирная паутина

Комбинированный урок

28

Средства поиска данных в Интернете

Практикум на ПК

29

Практическая работа № 8

Практикум на ПК

30

Web-сайт – гиперструктура данных

Комбинированный урок

31

Геоинформационные системы

Усвоение новых знаний

32

Практическая работа № 9

Практикум на ПК

33

Базы данных – основа информационных систем

Усвоение новых знаний

34

Проектирование многотабличной БД

Комбинированный урок

35

Создание базы данных

Практикум на ПК

36

Практическая работа № 10

Практикум на ПК

37

Запросы как приложения информационной системы

Практикум на ПК

38

Логические условия выбора данных

Практикум на ПК

39

Контрольная работа № 2

Проверка ЗУН

Технологии информационного моделирования (6 ч.)

40

Моделирование зависимостей между величинами

Усвоение новых знаний

41

Модели статического прогнозирования

Усвоение новых знаний

42

Практическая работа № 11

Практикум на ПК

43

Моделирование корреляционных зависимостей

Комбинированный урок

44

Модели оптимального планирования

Комбинированный урок

45

Контрольная работа №

Проверка ЗУН

Основы социальной информатики (5 ч.)

46

Информационные ресурсы

Усвоение новых знаний

47

Информационное общество

Усвоение новых знаний

48

Практическая работа № 12

Практикум на ПК

49

Правовое регулирование в информационное сфере

Комбинированный урок

50

Проблема в информационной безопасности

Комбинированный урок

51

Годовая контрольная работа

Проверка ЗУН


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Информатика и ИКТ. Рабочая программа 11 класс Семакин И.Г., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.,

В рабочей программе определены цели и задачи курса, представлено тематическое планирование, описана материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: 10-11 классы / И.Г. Семакин – 6-е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Содержание учебника опирается на изучение в 8-9 классах основной курс. Рассматриваются компьютерные технологии реализации информационных процессов, работы с информационными системами и моделями. Уделяется внимание актуальным проблемам социальной информатики.

Технические средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Локальная вычислительная сеть.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)

        Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (по учебнику Н.Д. Угринович)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 8 - 9 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство БИНОМ. Лабо...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (по учебнику Н.Д. Угринович базовый уровень)

         Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 10 - 11 классов (автор Н.Д. Угринович, издательство "БИНОМ. Л...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов  к УМК Л. Л. Босовой...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов  к УМК  Н. В. Макаровой...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой

Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов по УМК Н.Угринович

Размещая данную программу, надеюсь она поможет коллегам в работе....