Рабочая программа для элективного курса по информатике и ИКТ "Основы программироваания на языке Паскаль"
элективный курс (информатика и икт, 8 класс) на тему
Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 8 класса рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) в I полугодии или 18 часов во II полугодии и посвящён изучению языка программирования Паскаль.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника училища по учебной работе «____»______________ 20 ___г. | УТВЕРЖДАЮ Начальник училища «____»______________ 20 ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по информатике и ИКТ
«Основы программирования на языке Паскаль» для 8 классов
на 2013-2014 учебный год
Классы: 8
Количество часов:
- 1 час в неделю;
- 16 часов в I полугодии или 19 часов во II полугодии.
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ разработана на основании программы «Программа элективного курса «Основы программирования на языке Паскаль», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Разработал:
- Писчаскин В.Н., преподаватель высшей квалификационной категории.
Рассмотрено и одобрено на заседании отдельной дисциплины «Математика, информатика и ИКТ», протокол № … от «…» ……………………. 20 … г. Руководитель отдельной дисциплины ______________________ (подпись) (расшифровка) |
Оглавление
Пояснительная записка | 3 |
Содержание | 6 |
Тематическое планирование | 7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса | 8 |
Список литературы для преподавателей | 9 |
Дополнительная литература для обучающихся | 9 |
Перечень web-сайтов для дополнительного образования по предмету | 10 |
Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 8 класса рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) в I полугодии или 19 часов во II полугодии, ориентирован на предпрофильную подготовку суворовцев и посвящён изучению языка программирования Паскаль.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления суворовцев. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.
Цели элективного курса:
- раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
- ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;
- подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи элективного курса:
- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;
- знакомство со структурированными типами данных;
- профессиональное самоопределение;
- развитие алгоритмического мышления;
- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования.
Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения суворовцами практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
1. Программист – профессия будущего (1 ч)
Профессия программиста. Программирование. Языки программирования и история их развития.
2. Язык программирования PASCAL (15/18 ч)
2.1 Работа в среде PASCAL (3 ч)
Вход в среду. Выход из среды. Открытие нового окна. Открытие уже существующего файла (программы). Алфавит PASCAL. Структура программы. Типы данных языка PASCAL. Переменные и константы в PASCAL. Арифметические выражения и оператор присваивания.
2.2 Программирование линейных алгоритмов (1 ч)
Понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм.
2.3 Программирование ветвящихся алгоритмов (3 ч)
Условный оператор. Оператор выбора. Организация ветвлений с помощью условного оператора и оператора выбора.
2.4 Программирование циклических алгоритмов (3 ч)
Циклы. Организация программ циклической структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром.
2.5 Программирование с использованием подпрограмм (3 ч)
Подпрограммы. Процедура. Функция.
2.6 Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности (2/5 ч).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | |
I полугодие | II полугодие | ||
1. | Программист – профессия будущего | 1 | 1 |
2. | Язык программирования PASCAL. | 15 | 18 |
2.1 | Работа в среде PASCAL. | 3 | 3 |
Алфавит PASCAL. Структура программы. | |||
Типы данных языка PASCAL. | |||
Переменные и константы в PASCAL. Арифметические выражения и оператор присваивания. | |||
2.2 | Организация ввода – вывода. Программирование линейных алгоритмов. | 1 | 1 |
2.3 | Программирование ветвящихся алгоритмов. | 3 | 3 |
Организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора | |||
Программирование с использованием условных операторов | |||
Программирование с использованием операторов выбора | |||
2.4 | Программирование циклических алгоритмов. | 3 | 3 |
Программирование циклов с известным числом повторений | |||
Программирование циклов с предусловием | |||
Программирование циклов с постусловием | |||
2.5 | Программирование с использованием подпрограмм | 3 | 3 |
Общие сведения о подпрограммах. Программирование с использованием подпрограмм | |||
Разработка задач с использованием процедур | |||
Функции, определяемые пользователем | |||
2.6 | Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности. | 2 | 5 |
ИТОГО: | 16 | 19 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате освоения элективного курса
обучающиеся должны знать:
- алгоритмические конструкции, исполнители;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- общую структуру языка программирования, его синтаксис;
- правила определения типа переменной и ее описания;
- правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
- правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры, функции;
- основные приёмы отладки и тестирования программ.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;
- распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- использовать процедуры и функции при решении задач;
правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
- записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
- описывать тип и размерность массивов;
- составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
- понимать листинг, корректировать программу;
- выводить результаты на дисплей или записывать в файл;
- решать олимпиадные задачи начального уровня.
- проводить отладку и тестирование программ.
Список литературы для преподавателей
- Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
- Информатика: весь курс: для подготовки к ЕГЭ/ О.Ю. Заславская./М.: Эксмо, 2009.
- ГИА. Информатика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – Ярославль,: Академия развития, 2012.
- ГИА – 2011. Экзамен в новой форме: Информатика: 9 класс/ сост. Д.П. Кириенко и др. –М.: АСТ: Артель, 2011
- Информатика. Сборник тренировочных вариантов экзаменационных работ. ФИПИ 2012. АСТ, «Астрель» Москва.
Дополнительная литература для обучающихся
- Информатика. Сборник тренировочных вариантов экзаменационных работ. ФИПИ 2012. АСТ, «Астрель» Москва.
- Готовимся к ГИА. Информатика. 8, 9 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ Сост. О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – Ярославль,: Академия развития, 2010.
- Материалы информационных ресурсов Интернета.
Перечень web-сайтов для дополнительного образования по предмету
- http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей
- http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"
- http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
- http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
- http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников
- http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
- http://www.nethistory.ru - История Интернета в России
- http://www.child.ru - Московский детский клуб "Компьютер"
- http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"
- http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
- http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или "Азбука PC" для начинающих
- http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или "Популярно о работе компьютера"
- http://niac.natm.ru/graphinfo - Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР
- http://www.itdrom.com - Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение
- http://algolist.manual.ru - Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники
- http://acm.timus.ru - Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой
- http://inform-school.narod.ru - Изучаем алгоритмизацию
- http://algorithm.narod.ru - Некоторые математические алгоритмы
Преподаватель информатики и ИКТ: В. Писчаскин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для элективных курсов по информатике "Программирование в среде LabVIEW"
содержит краткое тематическое планирование, конспекты уроков, лабораторные работы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-457624-1404319175.jpg)
Рабочая программа для элективного курса по информатике и ИКТ "Основы программироваания на языке Паскаль"
Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для обучающихся 8 класса рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) в I полугодии или 18 часов во II полугодии и посвя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-97779-1355246960.jpg)
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521471-1415565388.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11-х классов с углублённым изучением английского языка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку 2004г., Примерных ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/15/picture-96335-1523812650.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу «Математические основы информатики»
«Математические основы информатики» программа элективного курса Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина, Москва Бином. Лаборатория знаний, 2012...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1213160-1580383512.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1244157-1587730140.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....