Программа по ФГОС
рабочая программа по информатике и икт по теме

Уфимцева Ирина Сергеевена

Для 2 и 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos-2_klass.doc73.5 КБ
Файл fgos-3_klass.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС

 «Информатика»

2 класс

Программа составлена на основе программы «Информатика и ИТК» -начальный уровень ( под редакцией профессора Н.В.Макаровой)

Пояснительная записка

      Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в  школе информатику предлагается рассматривать как «одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных технологий».  С другой стороны, программа любого авторского курса обязана включать в полном объеме существующий минимум содержания, в том числе даже атавистические (с точки зрения авторов программы) элементы минимума содержания. При этом при пересмотре минимума содержания информатики необходимо в обязательном порядке пересматривать и программу любого авторского курса. Перечисляя степени свободы для авторских программ курса информатики, можно упомянуть содержание, выходящее за границы минимума, порядок изложения и группирование отдельных тем в общие разделы, содержание пропедевтического и профильных компонентов программы курса.
Рассматривая
курс информатики как общеобразовательный, необходимо учитывать в том числе и возможность преподавания информатики в не компьютеризованных школах. Основная реализуемая в данной программе идея для школ, не способных обеспечить ученикам доступ к современной компьютерной технике, состоит не только в изучении фундаментальных понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве инструмента. При таком подходе можно ожидать, что, например, ученик, освоивший логику подготовки наглядного обеспечения к выступлению и специфику проектирования слайд-фильмов, легко освоит приложение типа MS PowerPoint, рассматривая его как удобный инструмент для знакомой ему деятельности. Для школ, обеспеченных компьютерной техникой, предварительное изучение таких видов деятельности сделает освоение широко распространенных приложений более осмысленным.

Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Информатика»

• Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.

• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.

• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.
• Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.

• Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.

    Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители». Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами:
• Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий.
• Использование всего потенциала Образовательной системы  в процессе обучения информатике. Например, многие элементы направления «Информационная грамотность» могут быть освоены при обучении другим предметам Образовательной системы – в первую очередь при обучении риторике и курсу «Чтение–литература».
• Акцентирование внимания при определении содержания пропедевтического курса информатики (1–5-й классы) на пропедевтику логически сложных тем основного курса – в первую очередь это темы направления «Проектирование объектов и процессов» такие, как алгоритмы и объекты, формальная логика, формализация и моделирование. При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в основном курсе проходит намного проще и быстрее.

      Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта – наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта – описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта – логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение 8 лет обучения информатике в начальной школе. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам. С точки зрения подготовки преподавателей данный подход ориентирует на введение соответствующих разделов в программу обучения учителей начальной школы.

Цели и задачи курса

В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе определены цели, стоящие перед информатикой:
1. Формирование основ научного мировоззрения – формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства.
4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.
В программе курса информатики, разделяются
общие цели, стоящие перед информатикой, и предлагаются конкретные пути и способы их достижения.  В профильном курсе происходит дальнейшее продвижение в направлении поставленных целей с учетом выбранного профиля обучения. Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе  принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала

     Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика  и ИКТ», начальный уровень (под редакцией профессора Н.В. Макаровой)
Учебно-методический материал разработан для обучения детей 1-2 класса. Для каждого класса используется учебник, методическое пособие для учителя. В материалах для первого и второго класса проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

     Занятия проходят один раз в неделю.

Структура общеобразовательного компонента информатики

    В материале выделяются следующие рубрики:
• описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
• описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
• описание логических  рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
• применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
   Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.


   При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если–то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

      В результате обучения учащиеся будут уметь:
– находить лишний предмет в группе однородных;
– давать название группе однородных предметов;
– находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
– находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
– называть последовательность простых знакомых действий;
– находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
– отличать заведомо ложные фразы;
– называть противоположные по смыслу слова.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема                                          

Кол-во

часов

1.

Техника  безопасности  в  кабинете информатики. Правила  работы за компьютером

1

2.

Человек и компьютер

1

3.

Современный  компьютер

1

4.

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1

5.

Компьютерная помощница-мышь

2

6.

Меню-возможность выбора

1

7.

Начните работу с нажатия кнопки ПУСК

2

8.

Окно в компьютерный мир

1

9.

Клавиатура

1

10.

Клавиатура-инструмент писателя

2

11.

Клавиатура  и умение быстро печатать

2

12.

Набор и редактирование текста

2

13.

Форматирование текста

2

14.

Что скрывается в строке меню

2

15.

Действия с фрагментом текста

2

16.

Знакомство со стандартными программами

2

17.

Знакомство с  программой  Рaint

2

18.

Работа в  программе Рaint

3

19.

Калькулятор-помощник математиков

1

20.

Знакомство с цифровой  техникой

2

21.

Творческая работа

1

22.

ИТОГО:

34 ЧАСА

ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ:

1. Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.

2. Нажимайте на клавиши клавиатуры мягко и не используйте для этого посторонние предметы.

3. Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задней стенке аппаратуры.

4. При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах), немедленно сообщите об этом учителю.

5. Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора - не менее 50 см.

6. Время  непрерывной работы за компьютером - не более 25 минут.

7. Соблюдение техники безопасности при каждом сеансе пользования компьютером.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Характеристика программы

          Программа «Увлекательный мир информатики» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  1-4 классов. 

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, в котором  9-10 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в неделю (всего 34 часа). Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр и компьютера.

Ожидаемый результат:

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
  2. Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты.
  3. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

Формы контроля:

Анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT,  конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.  

Цель программы:
 формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
  2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  3. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
  4. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  5. Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT.
  6. Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
  7. Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности
  8. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  9. Приобщить к проектно-творческой деятельности.
  10.  Формировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

             

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет.

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, , Power Point;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

1

2

Современный  компьютер и человек

1

3

Интернет и его роль в жизни человека

1

4

Поиск информации через интернет

1

5

Работа с информацией, полученной через интернет

1

6

Как защитить компьютер

1

7

Работа в  программе  Pаint

1

8

Текстовый редактор WORD

1

9

Возможности текстового редактора WORD

1

10

Возможности текстового редактора WORD

1

11

Знакомство с программой Power Point.

1

12

Создание слайдов.

2

13

Создание презентации «Моя  мама и я».

2

14

Дизайн  слайдов.

2

15

Вставка фигур и рисунков.

4

16

Вставка  фотографий с цифровых  носителей.

2

17

Настройка анимации.

2

18

Наложение  музыки.

2

19

Создание презентации на заданную тему

2

20

Творческая  работа на  тему «Генеалогическое  древо моей  семьи»

3

21

Защита  творческой  работы

1

22

Обобщающий  урок

1

                                                                                                   Всего 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Ладыженской (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Рабочая программа по ИЗО по программе Кузина ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку с перечнем формирования универсальных учебных действий, необходимых учащимся 5-го класса в рамках реализации стандартов второго поколения; календарно-т...

Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»

Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...

Рабочая программа по учебному курсу «Математическая мозаика» (компонент основной образовательной программы ООО) ФГОС ООО 5 г класс

Курс «Математическая мозаика» введён в 5 классе по результатам мониторинга образовательных потребностей и запросов обучающихся и родителей (законных представителей). В учебном плане на изучение курса ...

Рабочая программа по предмету «Математика» (компонент основной общеобразовательной программы ООО) ФГОС ООО 5-9 класс

Рабочая программа по математики расчитана на срок освоения 5 лет и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и  примерн...

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....