Рабочая программа по информатике для 8 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Горнозаводска

СОГЛАСОВАНО.                                                                      УТВЕРЖДАЮ.

                                                     

Протокол                                                                                     Директор

методического объединения                                                               ______________________    

№ ______ от __________________                                       Приказ № _______ от __________

 Программа

«по Информатике и ИКТ»

для   8-х    классов

Учитель  Кузьмина Анна Сергеевна

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 8-х классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с БУП-2008, и программой базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.,  содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебник Информатика и ИКТ. Базовый курс: 8 класса / И.Г. Семакин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.  Учебник предназначен для изучения базового курса информатики и ИКТ в 8 классе общеобразовательных школ. Содержание учебника соответствует принятому стандарту по информатике и ИКТ.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Роль курса направлена на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

        Основными целями обучения информатике являются:

•        освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•        овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•        воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающих умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на развивающую жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место курса в учебном плане

Информатика изучается в 8 классе основной школы с общим количеством часов – 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю.

Результаты изучения курса

        Программа обеспечивает достижение выпускникам средней школы следующих личностных, метапредметных, и предметных результатов.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса

Введение

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.

Человек и информация

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Первое знакомство с компьютером  

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Текстовая информация и компьютер

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Графическая информация и компьютер

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

Технология мультимедиа

Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (35 ч.)

Сроки

№ п/п

Тема урока

Форма урока

УУД

Примечание

личностные

предметные

метапредметные

Введение в информатику. Устройство компьютера (12 ч.)

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности.

Комбинированный урок

2

Информация как знания человека. Восприятие информации человеком  

Усвоение новых знаний

3

Информационные процессы. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Комбинированный урок

4

 Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Практикум на ПК

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

Усвоение новых знаний

6

Контрольная работа №1 «Информация и компьютер»

Проверка ЗУН

7

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

Усвоение новых знаний

8

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции

Усвоение новых знаний

9

Пользовательский интерфейс. Практическая работа №2 «Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы»

Комбинированный урок

10

Состав и назначение основных устройств персонального компьютера

Комбинированный урок

11

Файлы и файловые структуры. Практическая работа №3

Комбинированный урок

12

Практическая работа №4 «Работа с файловой структурой операционной системы»

Практикум на ПК

13

Контрольная работа №2 по теме: «Устройство ПК»

Проверка ЗУН

Текстовая информация и компьютер (9 ч.)

14

Тексты в компьютерной памяти

Усвоение новых знаний

15

Сохранение и загрузка файлов. Практическая работа №5 «Основные приемы редактирования текста»

Практикум на ПК

16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы

Усвоение новых знаний

17

Орфографическая проверка текста. Практическая работа №6 «Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа»

Практикум на ПК

18

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Практическая работа №7 «Поиск и замена»

Практикум на ПК

19

Практическая работа №8 «Использование таблиц. Вставка графического изображения»

Практикум на ПК

20

Практическая работа №9 «Использование списков. Понятие шаблонов и стилей»

Практикум на ПК

21

Практическая работа №10 «Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста»

Практикум на ПК

22

Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер»

Проверка ЗУН

Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (11 ч.)

23

Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики

Усвоение новых знаний

24

Графические редакторы. Растровый графический редактор. Практическая работа №11 «Построение изображений. Работа с фрагментами изображения»

Практикум на ПК

25

Принципы кодирования изображения

Усвоение новых знаний

26

Практическая работа №12 «Работа с векторным графическим редактором»

Практикум на ПК

27

Технические средства компьютерной графики Практическая работа №13 «Сканирование и редактирование изображения»

Практикум на ПК

28

Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.

Усвоение новых знаний

29

Практическая работа №14 «Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука»

Практикум на ПК

30

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа

Усвоение новых знаний

31

Практическая работа №15 «Запись звука и изображения с использованием цифровой техники». Практическая работа №16 «Создание презентации с использованием гиперссылок»

Практикум на ПК

32

Практическая работа №17 «Создание презентации с применением записанного изображения и звука»

Практикум на ПК

33

Итоговая контрольная работа

Проверка ЗУН

34

Повторение по теме: «Графическая информация и компьютер»

Комбинированный урок

35

Повторение курса 8 класса, решение задач.

Комбинированный урок

36

Повторение изученного материала в 8 классе.

Комбинированный урок

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Информатика. Рабочая программа 8 класс Семакин И.Г., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.,

В рабочей программе определены цели и задачи курса, представлено тематическое планирование, описана материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у обучающих систему информационных знаний, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, на развитие логического мышления и пространственного воображения.

Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Технические средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Локальная вычислительная сеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...