Проект "Ветвящийся алгоритм"
проект по информатике и икт на тему

Паршев Алексей Геннадьевич

Проект направлен на изучение  базовой алгоритмической структуры «ветвления», в полной и неполной формах, а также для отработки навыков 

самостоятельной практической работы описания разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паршев Алексей Геннадьевич

учитель информатики ГБОУ СОШ № 191

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Тема проекта: «Ветвящийся алгоритм»

Цель: Формировать представление об алгоритмической структуре «ветвление», развивать практические умения поиска, выявления и описания структуры ветвящегося алгоритма.

Задачи: 

  • изучать базовую алгоритмическую структуру «ветвление», в полной и неполной формах;
  • развивать логическое и понятийное мышление;
  • отрабатывать навыки самостоятельной практической работы описания разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке;
  • воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательно относиться друг к другу;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(слайд №1) Сегодня урок информатики проведу у вас – я. Меня зовут Паршев Алексей Геннадьевич, я учитель информатики ГБОУ № 191 Красногвардейского района.

У вас на столе лежит раздаточный материал, который мы используем в ходе урока. Возьмем первую распечатку (показать), которая  называется «лист самооценки». Рассказать, как использовать!

  1. Повторение пройденного материала. (Понятие и свойства алгоритма. Линейная структура алгоритм)

Вспомним, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Предлагаю совместно ответить на следующие вопросы. (слайд №2) Указание выполнить конкретное действие, называется командой. Устройство способное выполнять определенный набор команд, называется исполнителем. Точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи – это алгоритм. Понятность — алгоритм для исполнителя должен включать только те команды, которые ему (исполнителю) доступны, которые входят в его систему команд. Конечность — при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов. Результативность — завершение алгоритма определёнными результатами. Массовость — алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных. Оцените свою работу в карточке, отметив нужное в первой графе.

        

  1. Объяснение нового материала.

Отличие от уже знакомой линейной алгоритмической структуры. Как в ней выполняются команды? Последовательно, одна за другой. В алгоритмическую структуру «ветвление», (слайд №3) входит условие, соблюдение которого ведёт к выполнению некоторого действия. Запишем в тетрадях тему урока (она представлена на слайде) вместе разберемся, что это за структура.

Вначале несколько вредных советов от Григо́рия О́стера:

  • Если друг на день рожденья
    Пригласил тебя к себе,
    То оставь подарок дома –
    Пригодится самому…

  • Если вдруг дадут орехи,
    Ссыпь их бережно в карман,
    Но не прячь туда варенье –
    Трудно будет вынимать.

Эти четверостишья появились на нашем уроке не просто так, в них присутствует та самая структура «ветвления».  Она подразумевает наличие условия, при соблюдении которого выполняется действие. Кто попробует выделить данную структуру в этих четверостишьях? Запишем определение: «Ветвление – алгоритмическая структура, в которой исполнитель выбирает один из двух путей исполнения алгоритма с направленным выходом на общее продолжение, исходя из поставленного условия». (слайд №4) Чтобы проще было понять это определение, рассмотрим графическое представление данной структуры. (слайд №5) Рассказать о полном ветвлении. Объяснить, почему серия команд  и что выделенная точка – это выход на общее продолжение. (слайд №6) Рассказать о неполном ветвлении. Заполним следующую блок-схему. (слайд №7)

  1. Динамическая пауза.

Теперь  предлагаю в творческой форме  выполнить этот алгоритм.

  1. Объяснение нового материала (продолжение).

Вопрос. Помимо словесной и графической форм записи алгоритма, какая форма ещё существует? (Программа). Как же описать ветвление на алгоритмическом языке?  

Для этого мы используем условный оператор, который мы уже сегодня встречали, называется он – «если-то-иначе» и записывается следующим образом: (слайд №8) Для записи условий в алгоритмах используются операции отношения. (слайд №9) 

Вспомним задачу, которую вы решали совсем недавно: «Даны два целых числа. Вычислить остаток от деления наибольшего числа на наименьшее», (слайд №10) и попробуем начертить для неё блок-схему, но уже не линейного алгоритма, а ветвящегося. Чертим вместе. Оцените свою работу в карточке, отметив нужное во второй графе. 

  1. Практическая работа. 

На компьютере  описать данную блок-схему на алгоритмическом языке, используя программу «Кумир»

  1. Итог урока.

Оцените свою работу в карточке, отметив нужное в третей графе. 

Подведём итог нашего урока. Что же такое – ветвящийся алгоритм? Рассказывают дети. Рассмотрим домашнее задание.

  1. Домашнее задание. (слайд №11)

1. Вспомните 2-3 пословицы, которые можно записать в виде следующих блок-схем:

   

2. Опишите на алгоритмическом языке решение задачи определения чётности заданного числа.

Уточняющие вопросы по домашнему заданию.

 Пример пословиц: «Болен – лечись, а здоров – берегись», «Поспешишь – людей насмешишь».

Вспомним, что чётным называется целое число, которое делится на два без остатка (mod – определяет остаток от деления)

  1. Организационный конец урока.

Проверка заполнения оценочных листов.    Желаю успешного освоения информатики!  Большое спасибо за совместную работу на уроке…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н Л О П С И Ь Л Е Т И О Н Т Я Н О П Ь Т С О Г Л А М Т И Р А Д Н А М О К Устройство способное выполнять определенный набор команд, называется …? Указание выполнить конкретное действие, называется …? Точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи – это …? Алгоритм для исполнителя должен включать только те команды, которые ему (исполнителю) доступны. Как называется это свойство? При корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов. Это свойство называется? С О Н Ч Е Н О К Ь Т Завершение алгоритма определёнными результатами, называется …? Р Н В И Т А Т Ь Л У З Е Ь Т С О Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных – это свойство называется? С О В О С С А М Ь Т

Слайд 2

тема урока: «Ветвящийся алгоритм» 08.02.2011 г. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, То оставь подарок дома – Пригодится самому… Если вдруг дадут орехи, Ссыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье – Трудно будет вынимать. Г. Остер. Вредные советы. Г. Остер. Вредные советы.

Слайд 3

Ветвление – алгоритмическая структура, в которой исполнитель выбирает один из двух путей исполнения алгоритма с направленным выходом на общее продолжение, исходя из поставленного условия.

Слайд 4

условие серия команд 1 серия команд 2 Блок-схема структуры «ветвление» «полное ветвление» нет да

Слайд 5

условие серия команд Блок-схема структуры «ветвление» «неполное ветвление» условие серия команд 1 серия команд 2 да нет нет

Слайд 6

нет да начало конец слушаем звучит музыка? встаем танцуем садимся остаемся на местах

Слайд 7

если условие то серия 1 иначе серия 2 всё Общий вид структуры «ветвление» «неполное ветвление» если условие то серия 1 всё «полное ветвление»

Слайд 8

Оператор Значение = равно < > не равно < меньше чем > больше чем <= меньше или равно => больше или равно Операции отношения

Слайд 9

Даны два целых числа. Вычислить остаток от деления наибольшего числа на наименьшее.

Слайд 11

Всем спасибо! Домашнее задание: 1. Вспомните 2-3 пословицы, которые можно записать в виде следующих блок-схем: 2. Опишите на алгоритмическом языке решение задачи определения чётности заданного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»

«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся  5–7 классов)...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...