Разработка урока по теме "Информация и информационные процессы"
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт на тему

Разработка урока обобщения с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_informatika_i_ikt.rar342.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

предмет: Информатика и ИКТ

тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Информация и информационные процессы»

специальность: «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»»

преподаватель: Белоусова Ольга Леонидовна


Тема урока: Повторение обобщение и знаний по теме «Информация и информационные процессы»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

Цели урока:

образовательная:

Повторение и обобщение теоретических знаний по теме «Информация и информационные процессы»,  закрепление умений перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую, подготовка к контрольной работе.

развивающая:

Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.

Воспитательная:

Развитие познавательного интереса. Воспитание информационной культуры, основ коммуникационного общения.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Разминка. (20 мин.).
  3. Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую. (15 мин).
  4. Самостоятельная работа. (10 мин.).
  5. Взаимопроверка (5 мин.)
  6. Анализ практических работ.  (5 мин).
  7. Работа в группах. (15мин).
  8. Подведение итогов урока. (7 мин).
  9. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент.

ЗАДАЧА ЭТАПА:  настроить студентов на работу.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Приветствие, проверка отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. Студентам раздаются оценочные листы, в которых они будут оценивать свою работу на каждом этапе урока (Приложение 1).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: приветствуют преподавателя, получают оценочные листы, задают уточняющие вопросы.

II. Разминка

ЗАДАЧА ЭТАПА: актуализировать знания основных понятий темы.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: На экране демонстрируются слайды презентации с заданиями направленными на обобщение и повторение основных понятий и определений.

Студентам, имеющим хорошие оценки по данной теме, предлагается выполнить тест за компьютером (Приложение 2).

Слайд №2 – соединить определения понятия «информация» и области знаний для которой оно актуально.

Слайд №3 – вписать в таблицу свойства информации, а затем, передвигая объекты на интерактивной доске поставить в соответствие данным свойствам – их сущность.

Слайд №4 – сгруппировать виды информации по трем признакам и назвать эти признаки.

Слайд №5 – вписать недостающие виды информации в предложения. (Пока один студент выполняет, преподаватель просит студентов вспомнить, что может являться носителем информации).

Слайд №6 – вписать название понятий, которые соответствуют данным определениям (Преподаватель просит студентов вспомнить другой подход к измерению информации).

Слайд №7 – указать наименьшую единицу измерения информации, исправить равенства.

Слайд №8 – даны утверждения, необходимо указать, какие из них верны, какие нет.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: выполняют задания у доски, оценивают свою работу в оценочных листах.

III. Обобщение и систематизация правил перевода чисел из одной СС в другую.

ЗАДАЧА ЭТАПА:  подготовка к выполнению самостоятельной практической работы.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Разбивает студентов на четыре группы, каждой группе формулируется задание.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Студенты обсуждают в группах задание, решают, кто пойдет к доске. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и объясняют алгоритм перевода чисел из одной СС в другую.

Задание для групп:

1) правило перевода чисел и любой СС в десятичную;

2) правило перевода чисел из десятичной СС в любую;

3) правило перевода двоичных чисел в СС с основанием 8,16;

4) правило перевода чисел из СС с основанием 8,16 в двоичный код.

IV. Самостоятельная работа

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: предлагает студентам решить задания, которые выведены на доске (2 варианта).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задания в тетрадях. Студенты, которые справятся раньше, получают дополнительное задание (Приложение 3).

V. Взаимопроверка

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в парах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит правильные ответы на доску (сказать об объективности проверки и выставления оценок друг другу).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Меняются тетрадями и оценочными листами. Проверяют и оценивают друг друга.

VI. Анализ практических работ

ЗАДАЧА ЭТАПА: проанализировать типичные ошибки практической работы по теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: выводит на экран таблицу, содержащую типичные ошибки в работе и их количество.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: комментируют ошибки, самостоятельно составляют таблицы для выполнения операций в СС с основанием 4.

VII. Работа в группах

ЗАДАЧА ЭТАПА: закрепить умения выполнять арифметические операции в позиционных системах

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: работа в группах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: раздает задания группам (Приложение 4), подводит студентов к пониманию того, что нужно распределить роли в группах для быстрого выполнения задания (от работы каждого студента зависит результат всей группы).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Выполняют задание.

VIII. Подведение итогов урока

ЗАДАЧА ЭТАПА: подвести итог занятия, оценить работу каждой группы, составить кластер основных понятий темы.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Задает студентам наводящие вопросы.  Составляет на доске схему.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: Отвечают на вопросы.

IX. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе.


Приложение 1

Фамилия__________________________

Этап урока

Кол-во баллов

Теоретический этап

Практический этап

Работа в группах

Самостоятельная работа

Построение рисунка по координатам

Всего баллов__________


Приложение 2

ТЕСТ

по теме "Информация и информационные процессы"

Информацию в бытовом смысле чаще всего понимают как:

 

 

 

1)

всевозможные сведения, сообщения, знания;

 

 

 

 

2)

сведения, передаваемые в форме знаков и сигналов;

 

 

 

3)

сведения, уменьшающие неопределенность знаний;

 

 

 

4)

сведения, хранящиеся на материальном носителях:

 

 

 

5)

знания, получаемые об окружающем нас мире.

 

 

 

 

Примером числовой информации служит:

 

 

 

 

 

1)

текст учебника;

 

 

 

 

 

 

 

2)

цены на товарах;

 

 

 

 

 

 

 

3)

математические формулы;

 

 

 

 

 

 

4)

таблица умножения;

 

 

 

 

 

 

5)

детская считалка.

 

 

 

 

 

 

 

Какой из перечисленных процессов нельзя назвать информационным процессом?

 

1)

взвешивание информации;

 

 

 

 

 

 

2)

кодирование информации;

 

 

 

 

 

 

3)

хранение информации;

 

 

 

 

 

 

4)

обработка информации.

 

 

 

 

 

 

Носителем текстовой информации является…

 

 

 

 

 

1)

книга, написанная на любом языке;

 

 

 

 

 

2)

любая книга, написанная на языке приемника информации

 

 

3)

фотография;

 

 

 

 

 

 

 

4)

нотная грамота;

 

 

 

 

 

 

 

5)

светофор.

 

 

 

 

 

 

 

Носителем информации в компьютере является….

 

 

 

 

1)

знак;

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

код;

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

сигнал;

 

 

 

 

 

 

 

 

4)

память;

 

 

 

 

 

 

 

 

5)

процессор.

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:

 

 

1)

арабские и римские;

 

 

 

 

 

 

2)

позиционные и непозиционные;

 

 

 

 

 

3)

представленные в виде ряда и в виде разрядной сетки.

 

 

 

Какие цифры используются в шестиричной системе счисления?

 

 

 

1)

0,6,5,2;

 

 

 

 

 

 

 

 

2)

8,6,1,0;

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

0,3,2,1;

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда 2*2=11?

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

в двоичной системе счисления;

 

 

 

 

 

2)

в троичной системе счисления;

 

 

 

 

 

3)

в четверичной системе счисления.

 

 

 

 

 

Укажите таблицу сложения двоичных чисел

1)

0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=0

 

 

 

 

 

 

2)

0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=2

 

 

 

 

 

 

3)

0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=10

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

Дополнительное задание

Фамилия__________________________

Переведите число 110110  в двоичную СС по схеме  A10  A16  A2

Дополнительное задание

Фамилия__________________________

Переведите число 11110  в двоичную СС по схеме  A10  A8  A2

Дополнительное задание

Фамилия__________________________

Один мудрец писал «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года. Какую систему счисления  использовал мудрец, и сколько ему лет.

Дополнительное задание

Фамилия__________________________

Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет, и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?


Приложение 4

Задание группам

Вычислите приведенные в таблице значения х и у, записать их в 10 СС. Построить в координатной плоскости полученные точки, соединив их последовательно друг с другом:

№ п/п

Х

У

1

104*34-134

1114-1034

2

1334-304-224

24+24

3

104+24

1114-214-124

4

24*114-104

104*114-224

5

124+34

34*24+104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»

Папка содержит модель урока по теме  «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10

Разработка урока по теме "Моделирование биологических процессов". Класс:10...

Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс

Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели  у...

Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»

Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы"....

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...

Урок информатики по теме «Информационные процессы»

Цель:- ввести понятие информационных процессов;- рассмотреть различные примеры информационных процессов;- ввести понятие «информационная технология.Урок №3 8 класс.doc...