Разработка урока по информатике 8 класс "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Данный урок предназначен для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_informatiki_po_teme_sistema_schisleniya.docx229.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики по теме

"Перевод чисел в различные системы счисления"

Куулар Елена Монгеевна,

учитель информатики,

МБОУ Хандагайтинской СОШ

 Овюрского района Республики Тыва

Урок информатики, 8 класс

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Цели урока:

  1. Закрепление, обобщение знаний по теме «Системы счисления»;
  2. Сформировать у учащихся навыки и умения перевода из любой системы счисления в любую;

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие);
  • воспитание активности учащихся; привитие навыков самостоятельной работы; обеспечение сознательного усвоения материала.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: развернутую форму записи числа.

Учащиеся должные уметь: переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную.

Оборудование и программное обеспечение: ПК, проектор, программа Калькулятор.

Формы и методы: словесная, фронтальная, объяснительно-иллюстративный, практическая, самостоятельная работа, работа на компьютере

Ожидаемый результат: закрепление навыков по переводе из одной системы счисления в другую.

План урока:

Организационный момент.

(Приветствие, объявление целей урока)

Постановка целей урока.

Ребята, мы научились переводить числа из разных систем счислений в другие и сегодня нам нужно закрепить и систематизировать знания по теме. Давайте вместе вспомним: какие знания и умения приобрели мы на прошлых уроках?

Актуализация знаний.

Тест из 7 вопросов.

1) Система счисления это –

  • Представление чисел в экспоненциальной форме
  • Представление чисел с постоянным положением запятой.
  • Способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение.

2) В какой системе счисления может быть записано число 402?

  • В двоичной
  • В троичной
  • В пятеричной

3) В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:

  1. Арабские и римские
  2. Позиционные и непозиционные
  3. Представление в виде ряда и в виде разрядной сетки

4) Пятеричная система счисления имеет основание:

  1. 5
  2. 3
  3. 4

5) Цифры – это:

  1. Символы, участвующие в записи числа.
  2. Буквы, участвующие в записи числа;
  3. Пиктограммы, участвующие в записи числа.

6) Когда 2*2=11

  1. В двоичной системе счисления
  2. В троичной системе счисления
  3. В четверичной системе счисления

7) Какие цифры используется в семеричной системе счисления:

  1. 0,1,6
  2. 0,8,9
  3. 1,6,7

Повторение изученного материала

Давайте вспомним правила перехода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.

( Для перевода необходимо: разделить на основание новой системы последовательно, выделяя остатки от деления. Результат записывается справа налево)

177 10=10110001 2

Задание № 1: (Выполняются у доски и в тетрадях)

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-3.png

Задание № 2: (Выполняются у доски и в тетрадях)

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-4.png

Давайте вспомним правило перехода из любой системы счисления в десятичную.

(Для перехода необходимо расписать число по степеням основания системы справа налево, начиная с нулевой степени. Цифры в числе являются коэффициентом при соответствующих степенях.)

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-5.png

Задание № 3: (Выполняются у доски и в тетрадях)

Двоичное число 11011101 2 перевести в десятичную систему.

(Для проверки показывается слайд с ответами)

Задание №4: (Выполняются в тетрадях)

306 8=198 10

Задание № 5: (Выполняются в тетрадях)

B5 16=181 10

Вспомните правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную.

(Число в двоичной системе разбить на триады справа налево и вместо триад по таблице написать восьмеричные.)

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-6.png

Задание № 6. (Выполняются в тетрадях)

11.001.100.110 2=3146 8

Вспомните правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную.

(Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом)

Пример на экране:

2571 8=10.101.111.001 2

Задание № 7. (Выполняются в тетрадях)

702 8 =111.000.010 2

Вспомните правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную.

(Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой.)

Пример на экране:

1.1011.1000.1101 2=1B8D 16

Задание № 8. (Выполняются в тетрадях)

11001100111 2=667 16

Вспомните правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную.

(Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом)

Пример на экране:

F54D0 16=1111.0101.0100.1101.0000 2

Задание № 9. (Выполняются в тетрадях)

B096 16=1011.0000.1001.0110 2

Закрепление

Задание №10.

Переведите координаты точек в десятичную систему счисления. Отметьте точки на координатной плоскости и определите получившийся рисунок

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-7.png

 

Задание № 11.

Перед вами таблица, состоящая из 7 строк и 19 столбцов. В первом столбце записаны числа в разных системах счисления. Осуществите перевод этих чисел в двоичную систему счисления. Напротив каждого числа в нужной строке таблицы закрасьте те клетки, которые соответствуют единицам в получившемся двоичном числе. В итоге внутри вашей таблицы получится аббревиатура из букв – ключевое слово. Запишите это слово.

 

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-8.png

Домашнее задание

Задача №1.

Существует ли такая система счисления, в которой 3+4=7, 3*4=13 и 39+29=70

Задача№2.

Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово. (Ответ: ДИСКОВОД)

http://eidos.ru/journal/2012/im0529-07-2.png