Рабочая программа по информатике для 3 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2009)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59
«Перспектива» г. Липецка
Согласовано на заседании методического объединения учителей Протокол №____ от 28.08.2013г. | Утверждено приказом № ___ от 28.08.2013г. Директор МАОУ СОШ № 59 «Перспектива» г.Липецка _______________Р.А. Гладышева |
Рабочая программа
по информатике
3А, 3Б, 3В, 3Г, 3Д, 3Е, 3Ж класса
на 2013/ 2014 учебный год
Составитель:
учитель информатики
Короткова Светлана Викторовна
г. Липецк.
Пояснительная записка
«Информатика и ИКТ» вводится в 3 классе в рамках предметной области «Математика и информатика».
Главная цель курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
4) овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
5) развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
6) освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
7) воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
8) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Учебный план МАОУ СОШ №59
- Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 уч. год.
- СанПин 2.4.2. 2821 - 10»
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004), в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Обоснование выбора программы.
Целостность и непрерывность изложения материала. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Формирование и развитие у младших школьников алгоритмического мышления. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов). Практико - ориентированность, формирование навыков самостоятельной работы, направленных на решение простейших практических задач при использовании основных пользовательских возможностей информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Изменения, внесенные в программу.
В связи с тем, что вводится работа на компьютере в программу 3 класса вносятся следующие изменения:
- добавляется 17 часов, связанных с работой на компьютере, они разбиваются на следующие блоки: «Знакомство с компьютером» - 4 час, «Создание рисунков» - 8 часов, « Создание мультфильмов и живых картинок» –5 часов;
- сокращаются 17 часов в варианте программы без использования компьютера по следующим блокам: «Алгоритмы» - 4 часа, «Свойства объектов» - блок удалён полностью, 4 часа - «Аналогия. Выигрышная стратегия»
Для выполнения практических заданий учащимся предоставляются:
- Компьютерные программы из приложения Стандартные (графический редакторы PAINT, Калькулятор, текстовые редакторы Блокнот, WordPad);
- Развивающая и обучающая программа «Мир информатики» ( 3 – 4 годы обучения);
Место и роль учебного курса.
Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 2-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ. Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль.
Информация о количестве учебных часов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 6 проверочных работ.
Технологии обучения.
При реализации программы важно соблюдать оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Предполагается использовать следующие технологии обучения:
- Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
- Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников, ведущего типа их деятельности).
- Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Организация учебного процесса осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив (цель, замысел), ориентировка, планирование, реализация замысла, контроль.
- Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
Используются формы организации учебного процесса исследовательского, проблемного обучения с групповым обсуждением учебных и практических задач. Изучению теоретических понятий отводится 15-20 минут урока.
Разнообразны также методы, приемы и средства обучения:
- практические работы по приобретению простейших навыков пользования ПК и десятипальцевого клавиатурного письма,
- демонстрации учителем работы на ПК,
- моделирование (создание графических схем и таблиц, отражающих существенные и несущественные свойства объектов),
- рассказ учителя, эвристическая беседа для усвоения основных понятий информатики,
- игры по воспитанию навыков сотрудничества, общения,
- упражнения по развитию мыслительных процессов и логических представлений учащихся.
Программный материал изучается на базовом уровне с дифференциацией практических заданий для детей, быстрее освоивших первоначальные навыки пользования.
Формирование ключевых компетенций.
Основные группы формирования межпредметных компетенций в процессе преподавания информатики:
1. Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места ученика, обучение приемов рационального расположения необходимого оборудования.
2. Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности при организация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).
3. Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.
4. Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.
5. Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.
6. Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.
7. Валеологические компетенции: элементы аутотренинга, физических восстановительных методик.
Предметные компетенции:
Важную роль в обучении информатики играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, проводить анализ задания к задаче.
Основные направления отработки предметных компетенций:
- освоение первоначальных знаний о величинах, компонентах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно решать, участвовать в диалоге;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к информатике, пробуждение познавательного интереса и стремления совершенствовать свою речь.
- применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, проверочных работ, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме проверочной работы.
Информация об используемом учебнике:
Используется рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для преподавания информатики и ИКТ в рамках системы обучения «Школа 2100»:
- Информатика и ИКТ 3класс. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2006-2008;
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3кл. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2010 – 2011 (для классов изучающих информатику и ИКТ как самостоятельную дисциплину со 2-го класса);
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл.
- Методические рекомендации для учителя. /А.В. Горячев и др. – М.: Баласс, 2004 – 2006;
- Комплект наглядных пособий. 3 класс. Информатика. Наглядные пособия к учебнику «Информатика в играх и задачах». В 2-х частях / Составитель: Н.И. Суворова, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/25/picture-1883-1711391210.jpg)
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-73531-1488922731.jpg)
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-563754-1421251193.jpg)
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...