Рабочая программа по информатике, 6 класс, ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Некрасов Дмитрий Аркадьевич

Рабочая программа по информатике  для 6 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897);

- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.

                                  

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Рассмотрено и принято                               Согласовано                                                     УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО                                          на заседании НМС                                          приказ от  _______№  ___      

учителей математики,                                  протокол от 29.08.2014 № 1        Директор МБОУ СОШ № 28  

физики, информатики                                  зам. директора по НМР                                    ______________ А.А. Фаизов

протокол от 28.08.2014  № 1                       _____________ О.А. Пронина

руководитель МО                                                                                                        

_____________И.Г.Маслова                                          

Рабочая программа

по информатике, 6 класс, ФГОС,

на 2014-2015 учебный год

Некрасов Д.А., учитель информатики,

город Ульяновск

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике  для 5–6 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897);

- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.

                

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа»  относится к двум различным  возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические умения для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета

Создание мультимедийных объектов (7 часов)

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

упорядочивать

Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);
  • создавать многоуровневые списки;
  • создавать табличные модели;
  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
  • создавать диаграммы и графики;
  • создавать схемы, графы, деревья;
  • создавать графические модели.

Алгоритмика (9 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Учебно-тематический план

тема раздела, урока

кол–во часов

тип, форма урока

планируемые результаты

вид и формы контроля

дата урока

образовательный аспект ТДЦ

развивающий аспект ТДЦ

воспитательный       аспект ТДЦ

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

1

Урок изучения нового материала, беседа

знание основных устройств компьютера и их функций

основы ИКТ-компетентности

представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

2

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Овладение знаниями

Формирование учебно-познавательного интереса к новому предмету

Осознание  важности изучения информатики.

Формирование познавательных интересов

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

3

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

Комбинированный урок, практикум

Овладение умением  включать и завершать работу на компьютере

Формирование  умений работать с основными объектами операционной системы

Учиться работе с объектами рабочего стола, папками и файлами

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

1

Урок изучения нового материала, практикум

Овладение знаниями повторение возможностей графического редактора

Формирование  умений воспринимать и  перерабатывать информацию

Овладение начальными навыками работы с графическим редактором

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах

5

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1

Урок изучения нового материала, практикум

Овладение знаниями повторение возможностей графического редактора

Формирование  умений воспринимать и  перерабатывать информацию

Овладение начальными навыками работы с графическим редактором

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

6

Разновидности объекта и их классификация.

1

Урок изучения нового материала, лекция  

Формирование умения вводить и редактировать  текст; использовать сочетания клавиш.

Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Овладение начальными навыками работы с клавиатурой

самоконтроль,

внешний контроль,

взаимоконтроль, устный опрос

7

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

Урок применения знаний и умений, практикум  

Формирование умения вводить и редактировать  текст; использовать сочетания клавиш.

Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Овладение начальными навыками работы с клавиатурой

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

8

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Формирование умения работы с клавиатурным тренажером

Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Овладение начальными навыками работы с клавиатурой

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

Комбинированный урок  

Формирование умения работы с клавиатурным тренажером

Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Овладение начальными навыками работы с клавиатурой

самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах

10

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Формирование умения вставлять рисунок из файла, создание декоративной надписи

Приобретение   опыта самостоятельной работы на компьютере

Овладение начальными навыками работы с  текстовым редактором

самоконтроль, внешний контроль, работа на компьютерах

11

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

Урок применения знаний, практикум

Овладение работой с несколькими окнами, умением создавать составной документ

Формирование умений выделять главное, находить нужную информацию в учебнике

Овладение начальными навыками работы с окнами и элементами окна программы

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Овладение работой с конструированием графических объектов

Развивать навыки самостоятельной работы, логическое мышление

Формирование навыков работы  на результат

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

13

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

1

Урок изучения нового материала, практикум

Овладение работой с конструированием графических объектов

Приобретение опыта работы с информацией, формировать навыки обработки информации, учиться находить примеры, связанные с действиями с информацией в жизни

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах

14

Информационное моделирование как метод познания.  

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1

Урок изучения нового материала, лекция, практикум

Формирование умений работы по составлению плана кабинета

Творческое задание

Приобретение знаний о моделях, формирование навыков самостоятельной работы

Овладение начальными навыками работы с графическим редактором, формирование навыков бережного обращения с компьютером и

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

1

Комбинированный урок

Овладение знаниями разнообразие моделей Формирование умений составлять словесные модели

Формирование навыков  в составлении словесных моделей

Овладение начальными навыками  в работе с моделями

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах

16

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

1

Урок изучения нового материала, практикум

Овладение знаниями разнообразия составления математических моделей Формирование умений в составлении математических моделей.

Изучение метода  составления математической модели

Учиться адекватно воспринимать информацию, ее формы представления, анализировать  мнение окружающих

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Овладение знаниями форм представления информации (в частности таблица), развитие логического мышления

Формирование навыков работы с текстом учебника, худ. книги, справочника, развитие логического мышления в ходе логической игры в парах, в группах

Учиться адекватно воспринимать информацию, ее формы представления, анализировать  мнение окружающих, развивать логическое мышление на уроке и при выполнении домашних заданий

самоконтроль,

внешний контроль

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

Урок изучения нового материала, практикум

Овладение знаниями табличной формы представления информации, развитие логического мышления

Научиться работе с таблицей. Создавать таблицу, знать название элементов таблицы, умение заполнять таблицу, используя компьютер

Овладение начальными навыками представления информации в табличной форме, учиться самостоятельно придумывать логические игры

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1

Урок применения знаний, практикум

Овладение знаниями о процессе обработки информации.  Формирование умений использования компьютера для обработки информации.

Учиться обрабатывать информации, формировать культуру обмена информацией

Формирование компьютер-ной грамотности.

самоконтроль,

внешний контроль, самостоятельная работа на компьютерах

20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

1

Урок изучения нового материала, лекция

Овладение знаниями наглядной формы представления информации, формирование навыков самостоятельной работы

Научиться сравнивать различные способы представления информации, уметь приводить примеры различных наглядных форм представления информации

Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

21

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

Урок применения знаний, практикум

Овладение знаниями назначения текстовых редакторов и понятием документа.

Использование графов при решении задач.

Формирование навыков обработки текстовой информации (построение диаграмм и графиков)

Формирование компьютер-ной грамотности.

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Овладение знаниями возможности редактирования текста и применение  их на практике.

Формирование навыков обработки текстовой информации (построение диаграмм и графиков)

Формирование компьютер-ной грамотности.

самоконтроль,

внешний контроль

23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

Урок изучения нового материала, лекция

Овладение знаниями

Учиться грамотности

Формирование навыков работы с алгоритмами

самоконтроль,

внешний контроль

24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

Урок изучения нового материала, лекция

Овладение знаниями в определении исполнителей

Формирование умений приводить примеры исполнителей

Учиться поиску информации в дополнительных источниках (газеты, журналы, справочники),

Формирование обще-учебных навыков

самоконтроль,

внешний контроль, устный опрос

25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

1

Урок изучения нового материала, лекция  

Формирование умений систематизировать информацию.

Формирование навыков систематизировать информацию

Формирование навыков культуры по работе с информацией

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

1

Урок изучения нового материала, практикум

Формирование навыков использования инструментов рисования в программе создания презентаций

Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах

Формирование навыков культуры по работе с информацией

самоконтроль,

внешний контроль, работа на компьютерах

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Формирование навыков использования инструментов рисования в программе создания презентаций

Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах

Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания

самоконтроль,

внешний контроль

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

1

Урок изучения нового материала, практикум  

Овладение знаниями основных возможностей PowerPoint

Учиться копировать и редактировать слайды, создавать презентацию на нескольких слайдах

Развивать чувство прекрасного при изучении темы

самоконтроль,

внешний контроль, взаимоконтроль

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

Комбинированный урок

Овладение знаниями основных возможностей исполнителя Чертежник.    Формирование умений работы   с исполнителем.

Формирование навыков сравнительного анализа при изучении темы

воспитывать в себе чувство прекрасного

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

Урок усвоения навыков и умений, лекция

Формирование умений работы  в исполнителем Чертежник.

Овладение  навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

Учиться самостоятельно выполнять задания и корректировать свои знания

самоконтроль,

внешний контроль

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

Урок применения знаний, лекция

Овладение знаниями  и умениями работы с исполнителем. Формирование умений преобразовывать информацию путем рассуждений.

Формирование навыков работы с исполнителем. Целеполагание,  планирование пути достижения цели

Учиться грамотно  составлять алгоритмы. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.

самоконтроль,

внешний контроль

32

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика»

1

Урок применения знаний

представления об основных понятиях, изученных на уроках

информатики в 5 классе

умение структурировать знания; умения поиска и

выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

самоконтроль,

внешний контроль, записи в тетрадях

33

-

34

Итоговое повторение

2

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Формирование логических навыков

Развитие  монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

самоконтроль,

внешний контроль


Критерии оценки знаний

Критерии и нормы оценкиспособы и средства проверки и оценки результатов обучения

Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

Критерии и нормы оценки устного ответа

            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

            Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерии и нормы оценки практического задания

            Отметка «5»:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

            Отметка «1»: работа не выполнена.

 

Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к ЭВМ.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 6 класса должен:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человекам, по формам представления и материальных носителях;
  • приводить простые примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • знать правила работы за компьютером;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • понимать понятие графического интерфейса системной среды Windows;
  • знать программный принцип работы компьютера;
  • знать технологию работы с текстом;
  • знать технологию работы с графическим редактором;
  • иметь представление об алгоритмах.

уметь:

  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • запустить компьютер;
  • работать  мышью;
  • работать клавиатурой;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших составные документы, рисунки, программ;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методические пособия для учителя

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 6 класс»

Дополнительная литература

  • -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министер-ства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897),
  • - Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Программа «Информатика» для основной школы (5-6 класс). М.: БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2013, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учеб-ников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учрежде-ниях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31марта 2014 года № 253.
  • М.Н. Бородин, Информатика. УМК для основной школы: 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Электронные учебные пособия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 2 класс ФГОС

Программа.составленная в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа_8 класс_ФГОС

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 8 класса составлена в соответствии с ФГОС...