Главные вкладки

    Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики
    статья по информатике и икт по теме

    В статье говорится,о том как можно сформировать самостоятельное мышление и  подготовка учащихся к творческой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики»

    Одна из главных задач воспитания  подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта. Тема выбрана не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем. Каждый из нас, в условиях программного марафона, ищет и находит свои пути к каждому ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не разрушая при этом внутренний мир, а, сохраняя в школьнике неповторимую личность.

    Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – процесса познания нет. Всё чаще приходится считаться и с таким фактом, как неспособность многих учеников самостоятельно работать. Задача учителя – научить приемам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду.

    Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов.

    Одним из важнейших умений учащихся должно быть умение работать с учебником, с книгой. Учащиеся при работе с  учебником должны уметь выделять в тексте, рисунке, таблице самое главное; делать обобщение; сравнивать; составлять схемы, таблицы.

    Учителю необходимо провести всестороннюю подготовку самостоятельной работы учащихся, при которой учитель руководствуется следующими дидактическими требованиями:

    1. Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.

    2. Учащихся нужно ставить в активную позицию, делая их непосредственными участниками процесса познавания. В самостоятельной работе надо научить учащихся видеть и формировать проблемы, самостоятельно их решать, проверять полученные результаты.

    3. Для активизации умственной деятельности учащихся надо давать им работу, требующую посильного умственного труда.

    Самостоятельная работа учащихся — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.

    По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида: обучающие ( цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства), контролирующие ( цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).

    Важными формами и приемами развития самостоятельности учащихся являются:  диктанты, устные упражнения, разноуровневые задания, карточки для коррекции знаний, зачеты, внеклассная работа по предмету.

    Для оценки уровня подготовки ребят к восприятию нового материала и повторения, необходимых на уроке базовых понятий, как показывает практика, использование традиционного индивидуального опроса старшеклассников не является оптимальным вариантом. Не секрет, что тратится где-то 40% времени урока. Поэтому на своих уроках использую:     диктанты, карточки в виде тестов.

    Во время объяснения нового материала привлекать учащихся к самостоятельной работе помогают следующие приемы:

        Первый прием. При объяснении новой темы, в нужный момент задаю вопросы классу: “А почему это происходит?” В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом.

        Второй прием. Использование практических заданий при объяснении нового материала.

        Третий прием. При изучении Паскаль для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное.

        Четвертый прием. При объяснении нового материала использую ответы более подготовленных ребят. Беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным “открытиям”.

    Учитель, для каждого урока должен выбрать такие виды самостоятельных работ, которые будут наиболее экономичными по времени и эффективными по результатам.

    В целях систематической проверки знаний учащихся по каждой теме и недопущения образования пробелов провожу так называемый тематический учет. Такой учет предполагает либо проведение контрольной работы после каждой темы, либо зачет.

    Особую трудность представляет самостоятельная учебно–познавательная деятельность учащихся после уроков. Домашняя учебная работа – это самостоятельная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Её особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. В конце урока предлагаю ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупреждаю о возможных затруднениях, рекомендую пути их преодоления, сообщаю требования к оформлению домашней работы.

    Удовлетворение запросов интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуществляется в значительной степени через внеклассную работу. Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры усваивается легко.

    Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке и внеклассной работы по предмету поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средней школой и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения

    Из опыта разработки методики развития навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и ИКТ на основе дифференцированного  подхода на примере блок-схем: линейной, ветвления и ...

    Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики.

    Статья: "Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики". ...

    Формирование умений самостоятельной работы учащихся 8 класс

    Для работы в современном  обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую техн...

    Формирование умений самостоятельной работы учащихся

    Для работы в современном обществе учащиеся должны быть широко образованы,уметь самостоятельно пополнять свои знания в условиях постоянного растущего потока информации,быстро осваивать новую технику и ...

    Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

    Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

    Формирование умений самостоятельной работы с иноязычным текстом

    В современном мире все обучение, на разных его стадиях, направлено на формирование грамотной личности, владеющей иностранными языками. Особую роль в этом играет понимание иноязычного текста. Умение из...

    Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

    Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...