Урок № 1 Алгоритм 3 класс программа А.В. Горячев
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Наталья Владимировна Шляпина

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_algoritm_.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. АЛГОРИТМ

Задачи
деятельности
учителя

  1. Формировать представление  о понятии "алгоритм”,  познакомить с многообразием алгоритмов и их ролью в жизни людей и научить применять алгоритмы в разных ситуациях., развивать логическое и алгоритмическое  мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать,  воспитывать интерес у обучающихся к предмету, коммуникативные навыки определить границы знания и «незнания» развивать интерес к предмету

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать
с заданиями, тестами, организовывать рабочее место

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; проявляют навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

  Для учителя:

  1. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».
  2. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя».

Для учеников:

  1. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».

[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat48.html

Компьютерная презентация к уроку [Электронный ресурс].


Окончание табл.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации

совзаимодействия

на уроке

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
подготовка учащихся к уроку

Приветствие, знакомство с учащимися. Инструктаж по ТБ. (Обучающиеся зачитывают инструкцию в стихах (по цепочке), после каждого стихотворения  отвечает на вопросы учителя).

Бережливым быть умей,

и по клавишам не бей,

там учтите этот факт,

электрический контакт!

***

Если где-то заискрит,

Или что-нибудь дымит,

Время попусту не трать,

Нужно взрослого позвать,

Ведь из искры, знаем сами,

Возгореться может пламя

***

В куртках, шубах и пальто

Не приходит к нам никто

В грязной обуви, друзья,

В кабинете быть нельзя!

***

Остальное нам известно:

Чтоб не вскакивали с места,

Не кричали, не толкались,

За компьютеры не дрались!

***

Начинать работу строго

С разрешенья педагога.

И учтите: вы в ответе

За порядок в кабинете!

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

  • Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз.
  • Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
  • Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
  • Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.
  • Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Подготовка учащихся к восприятию нового

Эмоциональная, психологическая
и мотива-

Сегодня мы познакомимся с таким понятием как алгоритм.

Человек  каждый день  встречается  с  необходимостью  следовать  тем  или иным  правилам,  выполнять  различные действия,   указания.

Например,  переходя  через  дорогу  на  перекрестке  без  светофора  надо  сначала  посмотреть  налево.  Если машин  нет, то  перейти  полдороги,  а  если  машины  есть, ждать,  пока они  проедут,  а только затем перейти  полдороги.  После  этого  посмотреть  направо  и,  если машин  нет,  то  перейти  дорогу  до  конца,  а  если  машины  есть,  ждать,  пока  они проедут, а затем уже перейти оставшуюся часть дороги.

Познавательная: слушают учителя.

Коммуника-

тивная: всту-

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ционная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

пают в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают, и то, что предстоит усвоить

учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

III. Изучение нового материала.

Знакомство с Алгоритмом

В  математике  для  решения   задач  мы  используем  определенную последовательность  действий.  Для  решения  задачи  надо знать,  что  дано,  что  следует  получить, то есть ответ задачи  и  какие  действия,  и  в  каком  порядке  следует  для  этого   выполнить.  Ведь мы знаем, что умножение и деление выполняются  в первую очередь,  а затем уже сложение и вычитание.

Девочки, готовя любое новое блюдо, как правило, ориентируются на кулинарные  книги, где последовательно расписано, что за чем нужно делать, т. е. они  ориентируются на последовательность команд, которые кто-то составил раньше.

Эта последовательность команд, которые нужно выполнить, чтобы получить  требуемый результат и  называется алгоритмом.

     Каждый из нас ежедневно выполняет один и тот же алгоритм. Это алгоритм «Почистить зубы».  Давайте вместе составим этот алгоритм.

  1. Взять зубную щётку и зубную пасту.
  2. Открыть пасту.
  3. Выдавить немного пасты на зубную щётку.
  4. Почистить зубы.
  5. Прополоскать рот водой.

Наш алгоритм готов. Если мы его будем выполнять 2 раза в день, кариес нам не страшен!

Действия в самом алгоритме выполняются последовательно одно за другим. Мы не можем сначала выдавить немного пасты на зубную щётку, а затем только открыть тюбик с зубной пастой. Чтобы почистить зубы, существует определённый алгоритм, при выполнении которого, мы не задумываемся, какое действие будем выполнять следующим.  Отдельное законченное действие - это команда алгоритма. В нашем алгоритме «Почистить зубы», всего 5 команд, то есть 5 отдельных законченных действий.

Необходимо также, запомнить, что алгоритм всегда начинается со слова «начало» и заканчивается словом «конец».

В алгоритмах, не всегда могут быть использованы слова, могут быть использованы условные знаки, например:

.  – поставить  карандаш в обозначенную точку

→1 – нарисовать линию вправо длиной в 1 клетку.

←2 – нарисовать линию влево длиной в 2 клетки

↑3 – нарисовать линию вверх длиной в 3 клетки

↓4 – нарисовать линию вниз длиной в 4 клетки

Познавательные: 

Просмотр презентации

Фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности,

Уст-

ные

ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Открытие новых знаний

 Давайте выполним алгоритм «Буква», где в командах алгоритма использованы не слова, а уловные знаки.  Мы уже знаем, что действия в  алгоритме выполняются последовательно одно за другим. Итак, начнём.

Начало.

1. .    поставить карандаш в обозначенную точку

2. ← 1  нарисовать линию влево длиной в 1 клетку

3. ↑1 нарисовать линию вверх длиной в 1 клетку

4. →3  нарисовать линию вправо длиной в 3 клетки

5. ↓1 нарисовать линию вниз длиной в 1 клетку

6. ←1 нарисовать линию влево длиной в 1 клетку

7. ↓2  нарисовать линию вниз длиной в 2 клетки

8. ←1 нарисовать линию влево длиной в 1 клетку

9. ↑2 нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки

 Конец.

После выполнения всех команд у нас получилась  буква Т.

Посмотрите на алгоритм и скажите: «Сколько мы  выполнили команд, чтобы нарисовать букву «Т»? Девять! Алгоритм «Буква» состоит из 9 команд».

ник, находят необходимую информацию, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания.

понимают значимость предмета «Информатика».

Познавательные:

могут составить произвольное речевое высказывание
в устной форме о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, материалов учебника, рабочей тетради, тетради проектов, а также жизненного опыта), сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих
знаний.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Физкультминутка

Мы уже не малыши –

Дружные ребятки.

Мы теперь ученики –

Вышли на зарядку.

Вот так, вот так –

Вышли на зарядку!

Вот так, вот так –

Вышли на зарядку!

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Ноги поднимаем!

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Весело шагаем!

Вот так, вот так –

Весело шагаем!

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Потянулись дружно,

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Закаляться нужно!

Вот так, вот так –

Закаляться нужно!

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Сели и привстали!

Раз, два, три,

Раз, два, три –

Ноги крепче стали!

Вот так, вот так –

Сели и привстали!

Мы теперь ученики –

Дружные ребятки.

Мы ребята-молодцы,

Сделали зарядку!

Выполняют

элементарные физические упражнения, соответствующие словам стихотворения, повторяя их за учителем

Фронтальная

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Наблюдение

IV. Практическая деятельность.

-

Организация рабочего места.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

А теперь давайте вместе, используя полученные  знания, составим алгоритм «Раскрасить гриб». Итак, чтобы раскрасить наш  гриб, необходимо выполнить определённый алгоритм действий. Мы уже знаем, что любой алгоритм начинается со слова «Начало».   А далее идут команды алгоритма:

Взять карандаши.

Раскрасить ножку гриба.

Раскрасить шляпку гриба.

Сложить карандаши.

И конечно, алгоритм заканчивается словом  «Конец».

В нашем алгоритме «Раскрасить гриб» всего 4 команды.

А теперь, после выполнения всего алгоритма, рисунок можно показать учителю и маме.

А давайте теперь вместе, попытаемся составить алгоритм «Соберись в школу» из предложенных команд.  Посмотрим на команды и подумаем, с чего будет начинаться наш алгоритм? Конечно же, наш  алгоритм  начинается со слова «Начало».

Затем:     Встать с кровати.

Умыться.

Сделать зарядку.

Одеться.

Позавтракать.

И конечно, наш заканчивается алгоритм словом Конец.

Алгоритм «Соберись в школу» состоит из 5 команд.

Давайте посмотрим на рисунок и допишем алгоритм «Фигура». В командах алгоритма  будем использовать условные знаки, а не слова. В алгоритме уже есть Начало и первые  2 команды:  

поставить карандаш в обозначенную точку и нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки.

Далее 3 команда:

3        .        →2 нарисовать линию вправо длиной в 2 клетки

  1. ↑2 нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки
  2. →2 нарисовать линию вправо длиной в 2 клетки
  3. ↑2 нарисовать линию вверх длиной в 2 клетки
  4. →2 нарисовать линию вправо длиной в 2 клетки
  5. ↓4 нарисовать линию вниз длиной в 4 клетки
  6. ←2 нарисовать линию влево длиной в 2 клетки
  7. ↓2 нарисовать линию вниз длиной в 2 клетки
  8. ←4 нарисовать линию влево длиной в 4 клетки

И конечно, алгоритм заканчивается словом Конец.

Для выполнения алгоритма «Фигура»  составлено 11 команд.

Задания на карточках.

Упражнения из учебника (1, 3).

Работают

с учебником.

ют их, делают выводы.

Отвечают
на вопросы, под руководством учителя составляют  алгоритм. Осуществляют взаимопроверку.

Фронтальная.

Индивидуальная,

взаимопроверка.

Познавательные:
самостоятельно вы-

деляют и формулируют цель; осуществляют поиск существен ной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану, действуют
в соответствии
с определенными правилами.

Личностные: имеют

желание выполнить

работу без ошибок, понимают важность

соблюдения определенных правил.

Коммуникативные: задают вопросы уточняющего характера, уважают
в общении партнера и самого себя.

Уст-

ные ответы

Наблюдение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались

В чистой, свеженькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Выполняют упражнения, повторяя их вслед за учителем.

Фронтальная.

Регулятивные: кон-

тролируют свои дей-

ствия, соотнося их с действиями учите-

ля и одноклассников.

Наблюдение.

2Обобщение

Знакомство с компьютером

На  сегодняшнем уроке мы рассматривали тему алгоритм. С алгоритмами  мы встречаемся каждый день. Некоторые алгоритмы мы выполняем, не задумываясь, например, когда открываем дверь либо бежим по лестнице. Некоторые алгоритмы выполняем, ориентируясь  на последовательность команд, которые кто-то составил раньше, например приготовление пиццы.

Вспомним ещё раз определение алгоритма.

Алгоритм – это последовательность команд, которые нужно выполнить, чтобы получить  требуемый результат.

Если вы внимательно, слушали урок, то запомнили,  что алгоритм состоит из команд.

Команда – это отдельное законченное действие.

 И команды не всегда могут быть записаны словами, также могут использоваться и условные знаки.

Так же необходимо запомнить, что алгоритм всегда начинается со слова «начало» и заканчивается словом «конец».

 

Делают выводы,

Фронтальная.

Познавательные:

выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения и опираясь

на свой жизненный опыт; в результате анализа делают выводы.

Коммуникативные: слушают, слышат, отвечают на поставленные вопросы, выражают свое мнение, при этом прислушиваясь к мнению всех участников диалога.

Регулятивные:

оценивают свои

знания, выделяют то, что известно,
и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, владеют начальными навыками адаптации в обществе

Уст-

ные ответы,

Выполняют задания по уроку.

Тестирование


 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание

А теперь  мне хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, что было сложным и непонятным

Отвечают
на вопросы,

делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс
и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли, знают правила речевого общения.

Личностные: понимают значение зна-


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

ний для человека; проявляют стремление к приобретению новых знаний

Домашнее задание.

Задание 2, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

Программа А.В. Горячев Урок информатики №1 3 класс

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Алгоритм"...

Презентация к уроку в рамках логически завершенного дня "Математика на службе человека" для 11 класса по теме "Структуры алгоритмов и программ"

Презентация к уроку, проведенному в рамках логически завершенного дня "Математика на службе человека" для 11 класса по теме "Структуры алгоритмов и программ". Обучение профильное по программе Семакина...

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....