Конспект урока по информатике на тему «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.» 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Дьячкова (Алексеева) Татьяна Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала. Работа по презетации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 7                              

Тема урока: «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.»

Дидактическая цель: Дать представление о различных системах счислений, созданных человечеством за историю своего развития; научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные.

Образовательные задачи:

Понимать: отличие позиционных и не позиционных систем счисления.

Задачи воспитания: воспитание чувства ответственности, самостоятельности и уметь слушать друг друга. Воспитывать интерес к информатике через исторические факты.

Задачи развития: развивать мышление учащихся посредством анализа, развитие речи,

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: источник получения информации: словесные, наглядные; характер познавательной деятельности: репродуктивный;

Формы обучения: фронтальная.

Средства обучения: словесные средства (слово учителя, запись на доске), техническое обеспечение (компьютер, проектор, смарт доска, презентация). Раздаточный материал.

Этапы урока.

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Активизации познавательной деятельности (7 мин.)
  3. Усвоение новых знаний и умений (25 мин.)
  4. Закрепление знаний и умений (7 мин.)
  5. Итоги (2 мин.)
  6. Задание на дом (1 мин.)


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент     (2 мин.)

Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: доставайте ручки, тетради, портфели повесьте на крючки столов.

(пауза и проверка готовности к уроку)

Здравствуйте!

Прошу садиться.

(немного подождать, что - бы наступила тишина.)

Меня зовут Татьяна Алексеевна.

Я буду преподавать у вас на этой недели Информатику и Изо и ИКТ.

Для начала давайте познакомимся.

Я буду называть фамилии, а вы, когда услышите свою фамилию, поднимите руку.

(Проверка присутствующих по журналу и отметка в журнале отсутствующих.)

Приятно познакомиться с вами, а теперь начнем наш урок.

Учащиеся заходят в класс и готовятся к уроку, достают ручки, тетрадки, вешают портфели.

Учащиеся стоя приветствую учителя.

Садятся.

Учащиеся поднимают руку, когда слышат свою фамилию.

  1. Активизации познавательной деятельности (5 мин.)

Мы с вами знаем, что компьютер является одним из основных средств, используемых человеком для автоматизации информационных процессов.

Какие информационных процессы вы знаете?        

Хорошо.

А вот, например, вам задали пересказ рассказа, чтобы выполнить это задание что вам надо сделать?

Вы прочитали, а запоминаете вы до словно?

Значит вы что делаете с ней?

Правильно, вы информацию преобразовываете из одного вида в другой.

А где вы это делаете?

А когда компьютер работает с информацией и преобразовывает ее, какой здесь происходит информационный процесс?

Об этом процессе мы сегодня и поговорим, а именно о кодировании числовой информации.

Открываем тетради записываем число и тему урока «Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.»

Хранение, защита, кодирование, передача, получение.

Прочитать, запомнить.

Нет.

Изменяем, преобразовываем.

В голове.

Кодирование.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

(Тема урока на слайде)

  1. Усвоение новых знаний и умений      (13 мин.)

Из курса Истории вы помните, что несколько тысяч лет тому назад люди могли записывать числа, могли производить над ними арифметические действия. Только правила записи их были другими, нежели чем сейчас. Но смысл был один: для записи чисел использовались определенные символы.

Как мы их сейчас называем?

Итак, число — это величина, которая складывается из цифр по определенным правилам. Эти правила получили название система счислений.

Запишем определение.

Система счисления – способ записи чисел с помощью цифр и правила действия со значениями этих цифр.

Диктую определение.

На протяжении многовековой истории человечества существовало много различных систем счисления, некоторые дошли и до наших времен, а некоторые остались в истории и одна из них – единичная система счисления.

На раскопках археологи находят изображения в виде засечек, черточек на твердых поверхностях: камне, глине, дереве- это так считали наши предки какие-то предметы, мешки, скот.

Удобна ли была такая система счисления?

И поэтому их начали группировать. Так возникли более удобные системы счисления.

Из таких цифр строили свои числа древние египтяне. В такой записи чисел каждая цифра повторялась не более 9 раз, в противном случае эта запись заменялась одним вышестоящим числом.

Попробуйте узнать и прочитать это число?

Хорошо.

Давайте посмотрим другую систему счисления, узнаете? Какая это система счисления?

Правильно, числа в ней строятся по определенным правилам из латинских букв, каждая из которых задаёт определенное число.

Где мы с ними встречаемся?

Хорошо, а теперь давайте попробуем прочитать, что это за число CDXXIV ?

Мы помним, что если меньшая цифра стоит справа от большей, то она прибавляется к ней, а если стоит слева – отнимается.

Правильно.

Единичная, Древнеегипетская, римская системы счисления – всех их можно объединить по одному признаку: позиция цифры в записи числа не влияет на её разряд, и они получили название непозиционные системы счисления

Давайте запишем определение непозиционной системы счисления.

Непозиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в числе.

Диктую определение.

Как мы уже заметили, что числа непозиционной системы счисления неудобны. Поэтому со временем эти системы уступили место позиционным системам счисления.

Как вы думаете какая система называется позиционной?

Правильно. Вот, например, для записи числа 5111 используются арабские цифры 5 и 1, а число получается в результате сложения пяти тысяч, одной сотни, одного десятка и одной единицы. Какое?

Хорошо.

Запишем определение позиционной системы счисления.

Позиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в числе.

Диктую определение.

Каждая позиционная система счисления имеет свой конечный набор упорядоченных цифр, из которых можно составить любое количество чисел.

Вот мы с вами используем какой набор цифр для составления чисел?

(Из каких цифр мы составляем числа)

И это называет алфавит нашей системы счисления.

Получается в алфавите нашей системы счисления десять цифр, и это называться основанием системы счисления.

А название любой позиционной системы счисления образуется от основания, тогда как же называется наша система счисления?

Давайте запишем в тетради определения алфавита и основания системы счисления, что бы они у вас были.

Алфавит системы счисления – конечное и упорядоченное множество цифр, используемых для записи чисел в системе счисления.

Основание системы счисления – количество цифр в алфавите системы счисления.

Диктую определение.

А какие ни будь еще позиционные системы счисления вы знаете?

Правильно, за основание позиционной системы счисления можно принять любое натуральное число больше единицы – 2,3,4, и так далее.

Если основание системы счисления больше десяти, то в алфавите используются буквы латинского алфавита.

Цифры.

Записывают определение в тетрадь.

Определение на слайде.

Картинки на слайде.

Нет. Большие числа – длинная запись.

Цифры и пример на слайде.

2321

На слайде цифры и картинки.

Римская.

На часовом циферблате, в книгах номер тома или главы, века.

Появляются картинки с примерами.

Число на слайде.

424

Определение на слайде.

Записывают определение в тетрадь.

Система счисления, в которой позиция цифр в записи числа влияет на ее разряд.

Пять тысяч сто одиннадцать.

Определение на слайде.

Записывают определение в тетрадь.

0-9

Десятичная.

Определения на слайде.

Записывают определение в тетрадь.

Двоичную…..

  1. Закрепление знаний и умений           (5 мин.)

Мы сейчас с вами заполним таблицу основных позиционных систем счисления основываясь на определениях алфавита и основания системы счисления.

Раздаю листочки с таблице.

Вы видите, что таблица заполнена не полностью. Давайте заполним ее.

Основание

Название

Алфавит

2

восьмеричная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

Смотрим на первую строчку таблицы, у нас уже написано основание 2, тогда как будет называться эта СС?

Помним, что название образуется от основания.

Записываем в таблицу.

Тогда алфавит будет состоять из каких цифр?

Хорошо. Смотрим дальше, что нам известно во второй строчке?

Основание какое будет?

А в алфавите какие цифры будут?

Записываем.

В третей строчке нам неизвестно название, какое название СС туда напишем?

И последняя строчка, нам дан алфавит в нем больше десяти цифр и поэтому используются латинские буквы, сколько там цифр?

Хорошо, A,B,C,D,E,F соответствуют цифрам 11,12,13,14,15,16 соответственно.

Если у нас 16 цифр в алфавите, тогда какое будет основание?

И, следовательно, как будет называться СС?

Записываем.

Замечательно таблицу мы заполнили, и эта таблица нам показывает взаимосвязь между основанием, названием и алфавитом позиционных систем счисления.

Таблица на слайде, по мере обсуждения заполняется.

Двоичная

Заполняют таблицу.

0,1.

Название – восьмеричная.

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Заполняют таблицу.

Десятичная.

Заполняют таблицу.

16

16

Шестнадцатеричная.

Заполняют таблицу.

  1. Задание на дом           (1 мин.)

Домашнее задание я выложу в электронном дневнике.

Слушают учителя.

  1. Итоги (2 мин.)

Сегодня на уроке мы хорошо поработали и узнали, что система счисления это?

Какие виды системы счисления вы узнали?

Чем же они отличаются?

Хорошо.

Урок закончен.

Всем спасибо, все свободны.

Способ записи чисел с помощью цифр и правила действий со значениями этих цифр.

Непозиционная и позиционная.

В непозиционной цифры не зависят от ее позиции в числе, а в позиционной зависят.

До свидания.


Домашнее задание.

Выучить определения и выполнить задания.

Задание 1.

Вставьте в определения соответствующее пропущенное слово из перечисленных: цифра, число, зависит, не зависит, система.

Задание 2.

Найдите минимальное основание системы счисления и перечислите все символы алфавита этой системы счисления, если в ней записаны следующие числа:

  1. 10,21,21,1201.
  2. 403, 561, 206 ,125.
  3. 310, 42, 2034, 444.

Примечание.

Помните, что за основание позиционной системы счисления можно принять любое натуральное число больше единицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.

Слайд 2

Система счисления – способ записи чисел с помощью цифр и правила действий со значениями этих цифр.

Слайд 3

единичная система счисления =

Слайд 4

Древнеегипетская система счисления 1 10 100 1000 Что это за число? = 1205 = 2321

Слайд 5

Римская система счисления Что это за число? CDXXIV = 424

Слайд 6

Непозиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в числе.

Слайд 7

Позиционная система счисления – система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в числе.

Слайд 8

Алфавит системы счисления – конечное и упорядоченное множество цифр, используемых для записи чисел в системе счисления. Основание системы счисления – количество цифр в алфавите системы счисления.

Слайд 9

Основание Название Алфавит 2 восьмеричная 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F двоичная десятичная шестнадцатеричная Позиционные системы счисления 8 16 0,1 0,1,2,3,4,5,6,7

Слайд 10

Найдите минимальное основание системы счисления и перечислите все символы алфавита этой системы счисления, если в ней записаны следующие числа 1) 10, 21, 211, 1201 2) 403, 561, 206, 125

Слайд 11

Языки представления чисел. Позиционные системы счисления.



Предварительный просмотр:

Основание

Название

Алфавит

2

восьмеричная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Подготовка к контрольной работе по теме "Системы счисления"

Данный материал будет полезен учителям информатики. Предлагаю конспект урока, презентацию к уроку.Задания не сложные, главное отработать правила перевода в разные системы счисления....

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования." Возраст учащихся - 6-7класс. Рассматриваются вопросы испо...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Понятие графического режима. Операторы рисования точки, линии и окружности."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Понятие графического режима. Операторы рисования точки, линии и окружности." Рассматриваются вопросы рисования с использо...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Составление программ." Повторение материала и составление программ по рисунку....

Конспект урока по информатике на тему: «Способы представления информации в компьютере»

Цели урока:·         повторение и обобщение знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера;·         стим...

План-конспект открытого урока по информатике "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q"

Урок "Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q" знакомит обучающихся с праилами переводом чисел из десятичной системы в двоичную и обратно, ребята практикую...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» Арифметические операции в позиционных системах счисления

Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответ...