Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."
статья по информатике и икт по теме

Серебрякова Марина Викторовна

Проектирование  современного урока на примере урока информатики

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

 мы украдем у детей завтра».

                                          Джон Дьюи

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. [4,6]
        Изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.  Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Принципиальным отличием деятельностного метода от традиционного демонстрационно – наглядного является, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников  всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Системно-деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Использование деятельностного подхода в обучении  школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

Слайд 3

Реализация деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

§  Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений.

§   Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

§  Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

§  Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора

§  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Слайд 4

При проектировании современного урока учитель проходит 3 стадии:

1.     моделирование;

2.     проектирование;

3.     конструирование.

Слайд 5

Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия
учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии  с поставленной целью.

Слайд 6

1.     Моделирование – определение основных параметров урока, типа и вида урока, формулирование цели урока.

Целеполагание – самая важная часть урока, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять воспитание и развитие.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

1)    информационная: Чему будем учиться?

2)    Операционная: Как и каким образом будем учиться?

3)    Мотивационная: Зачем нам это надо?

Задачи уроков должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать о том, что эти знание имеют прикладное значение. На данном этапе включается личностный опыт учащихся.

Таким образом, в общем виде целеполагание можно сформулировать к каждому типу урока и в результате каждого урока мы получим свою результативность.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Слайд 7

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Существуют три формы познавательной деятельности:

1)    индивидуальная,

2)    групповая,

3)    фронтальная.

Последняя используется наиболее часто из-за недостатка времени, но малоэффективна, так как в процесс будут вовлечены единицы детей, остальные в лучшем случае послушают. Наиболее эффективной считается работа группами от 2-х человек –малая, до 4 – 5 большая. Индивидуальная хороша при контроле знаний, именно поэтому  наиболее объективны в отражении знаний КИМы по вариантам.

Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, необходимо выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

Так мы подошли к способам подачи материала либо её «выуживания» из источника или ситуации. Здесь возможны эвристическая беседа, диалог, полилог – это эффективно с точки зрения развития ребенка и его воспитания. На данном этапе также можно обращаться к накопленному жизненному опыту ученика, это укрепляет контакт.

Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.

 Например:

Ø           Изобретательская  задача может быть включена в основу изучения новой темы, а так же может рассматриваться на этапе решения учебных задач.

Ø           Стратегия «Вопросительные слова» может быть использована учителем  как для актуализации знаний учащихся в начале урока, так и для формирования у учащихся  умения задавать вопросы.

Ø           Прием «До-После» может быть использован на этапе изучения нового материала, а так же на заключительном этапе "Рефлексия".

На уроках информатики также можно использовать различные приемы для мотивации обучения.

Слайд 8-23

Слайд 24

Конструирование – процесс создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этом этапе он создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь основного результата образования.

Слайд 25

Технологическая карта - форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

•      что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

•      что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

•      как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Слайд 26-30

Существуют разные структуры технологических карт.

Слайд 31

Технологическая карта позволит учителю:

•      реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

•      определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

•      системно формировать у учащихся УУД;

•      осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

•      определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;

•      на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

•      выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

•      обеспечить повышение качества образования.

Слайд 32

Учитель Сергей Малыхин  предлагает свою программу создания технологических карт. Ссылка: http://videoinformatika.com/masterTK.html  Внешний вид карт несколько отличается от рекомендованных нам тем, что последняя графа содержит не результаты, а более уточненные результаты УУД. Предлагается программа платно. Но позволяет автоматизировать труд учителя.

Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.        

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

 

Источники информации:

1.     Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт.

3.     Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_dokladu_.pptx248.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование современного урока на примере урока информатики Подготовила Серебрякова М.В, учитель МБОУ СОШ №29

Слайд 2

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 3

Реализация системно - деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 4

Педагогическое проектирование урока осуществляется в 3 этапа: моделирование; проектирование; конструирование.

Слайд 5

Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью.

Слайд 6

Моделирование урока - это процесс определения его основных параметров: определение темы урока; определение места урока в системе уроков; определение типа и вида урока; формулирование цели урока.

Слайд 7

Проектирование урока – разработка обобщённых способов достижения цели: формулируются задачи, определяется содержание, формы учебной деятельности, методы , приёмы.

Слайд 8

Приём « Удивляй!» Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Пример: Организовать соревнование между обучающимися и учителем по сложению двузначных чисел (тема «Системы счисления»).

Слайд 9

Приём «Ассоциативный ряд» - На доске размещены разные виды изображений, давайте назовем их. 1. Диаграмма 2. Рисунок 3. Схема 4. Мультфильм 5. Фотография - Как они выполнены? - Человеком или компьютером? - Какие номера мы можем объединить? Почему? - Представленный мною ряд изображений на нашем уроке не случаен. Он поможет нам сформулировать тему урока. Есть предположения, чем мы сегодня будем заниматься? Тогда вам задание – разгадать ребусы. 1 группа отгадывает первое слово, 2 - второе слово. - Если слова будут отгаданы, верно, то, соединив их, мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока «Компьютерная графика».

Слайд 10

Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Пример : летающая тарелка с существами, у которых по 2 пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске этот «ученик» составляет задачу по картине и решает её: 1+1=10 , но его со всех сторон поправляют 1+1=2! Объясните ситуацию. (Введение в тему «Двоичная система счисления»).

Слайд 11

Прием «Отсроченная отгадка» Она формирует : умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. Пример : Урок «Относительная и абсолютная адресация в Excel » Обучающимся предлагаю найти цену в рублях, зная курс доллара и заполнить таблицу: (таблица представлена не полностью) Действуя по алгоритму, изученному на прошлом уроке, обучающиеся быстро заметят, что их вычисления неверны. Обсуждаем, в чем их ошибка. Вместе делаем вывод и пытаемся сформулировать тему урока.

Слайд 12

Прием «Отстроченная отгадка» Пример : 1.Известный французский ученый Марк Блок определил эту науку как «науку о людях во времени» 2. Наука , изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ

Слайд 13

Прием «Веришь, не веришь» Данный прием может стать отправной точкой в получении нового материла, его осмысления. Пример :” Верите ли вы, что… Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да) Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет) Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Слайд 14

Приём “Корзина идей, понятий, имен” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Пример : На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме «Устройства ввода и вывода информации».

Слайд 15

Прием « толстых» и «тонких» вопросов Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса . Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете? Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Слайд 16

Приём «Согласен – Не согласен » Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует : умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример. При изучении темы « Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания: 1. Презентация состоит только из текста и картинок. 2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде. 3. Чем больше текста, тем лучше. 4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически. 5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше. 6. Презентация может носить обучающий характер. Заметьте , полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Слайд 17

Прием «Цепочка признаков» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. О каком предмете идет речь? Понятие 1 1.Этот предмет делали из сахарного тростника; 2.Он прославился в качестве хранителя исторических фактов и народного творчества древнего мира; 3.Его египтяне называли циперус. (папирус) Понятие 2 Этот предмет появился в Древней Греции; 2.Этот предмет служил людям для арифметических вычислений до 18 века; 3.Это слово переводится как «счетная доска».

Слайд 18

Прием «Лови ошибку» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример : «Ученик 9 класса Виктор Мышкин в своем сочинении по истории пишет: « В далекой древности, когда еще не было бумаги, люди писали на папирусах. Книги начали печатать в 18 веке, а первую печатную машину изобрели шведы в 15 веке. Трудно было с передачей информации: сначала люди пользовались средствами ближней связи - речью, слухом, зрением, пока не появился телефон, который был изобретен в 20 веке американским ученым Т.Эдисоном. Средства связи развивались - появилось радио, телевидение, спутниковая связь. Еще хуже было дело со счетом. Сначала люди считали на пальцах, потом узелками, пока не появился калькулятор. В настоящее время у человечества имеется компьютер - универсальная машина для хранения, передачи и обработки информации - благодаря Блезу Паскалю-автору первого проекта ЭВМ».

Слайд 19

Механизм ЗУХ : Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Третья часть таблицы «Хочу узнать подробнее» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Пример : 11 классе теме «Моделирование

Слайд 20

Приём «Хорошо-плохо» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Пример : Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»). Тема «Интернет ».

Слайд 21

Прием «Силовой анализ» Универсальный прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы. Пример : обучающимся предлагается проанализировать конкретные операционные системы и заполнить таблицу:

Слайд 22

Прием «Идеал» Это стратегия технологии развития критического мышления. Позволяет формировать : умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Пример : Решите следующую задачу: У вас есть доллары. Вы хотите обменять их на рубли. Есть информация о стоимости доллара в 10 банках города. Составьте программу, определяющую, какой банк выбрать, чтобы выгодно обменять доллары на рубли.

Слайд 23

Приём «Обратная мозговая атака» Описание : обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример . Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

Слайд 24

Конструирование урока - создание своей, методически выверенной структуры урока.

Слайд 25

«Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций». (Современный экономический словарь/ Сост . Б.Райзберг , Л.Лозовский)

Слайд 26

Тема урока: _______________ Цель : _____________________ Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения: __________ 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: _________ 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения : ______________ Оборудование ( создание информационной, предметно-развивающей среды): __________________________ Ход занятия ( представлен таблицей )

Слайд 27

Ход урока Этапы урока Деятель-ность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируе-мые спосо-бы деятельности

Слайд 28

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Слайд 29

Ход урока Этапы урока Деятель-ность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируе-мые спосо-бы деятельности

Слайд 30

Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Организационный момент Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление нового материала Контроль Рефлексия Ход урока

Слайд 31

http :// videoinformatika . com / masterTK . html

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...

«Формирование универсальных учебных действий в 7 классе на примере урока информатики»  

Урок-игра по информатике «Регата». Игра – это мощное средство активизации познавательной деятельности школьников, воспитания, целенаправленного формирования личности. Игры дополняют традици...

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

«Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС»

методическая статья на тему  "Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС"...

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС...

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС...