Основы логики, таблицы истинности
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Лавриненко Максим Владимирович

Цели урока:

  1. Обучающие:
    1. Познакомиться с основными понятиями и операциями формальной логики
  2. Развивающие:
  3. Развивать логическое мышление
  4. Развивать внимание
  5. Развивать память
  6. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников
  7. Воспитывать аккуратность ведения тетради
  8. Воспитывать дисциплинированность
  9. Воспитывающие:

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon logika_9_kl.zip43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ”Основы логики, таблицы истинности”

Цели урока:

  1. Обучающие: 
  1. Познакомиться с основными понятиями и операциями формальной логики
  1. Развивающие: 
  1. Развивать логическое мышление
  2. Развивать внимание
  3. Развивать память
  1. Воспитывающие:
  1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников
  2. Воспитывать аккуратность ведения тетради
  3. Воспитывать дисциплинированность

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами начнём изучать основы логики и тема нашего сегодняшнего урока «Логическая информация и основы логики». Изучив данную тему, вы узнаете, что такое высказывание, логические величины, операции, логические выражения,  в общем.- основные понятия логики.

Объяснение нового материала

Высказыванием в алгебре логики называют повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается (логическая величина). По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно (истина и ложь – логические константы).

Фронтальная работа (закрепление определения)

Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность

Число 6 – чётное.  (да, истинное высказывание)

Посмотрите на доску. (нет, ничего нельзя сказать о истинности или ложности)

Все роботы являются машинами. (да, истинное высказывание)

У каждой лошади есть хвост. (да, ложное высказывание)

Внимание!  (нет, не является повествовательным предложением)

Кто отсутствует? (нет, не является повествовательным предложением)

Придумайте одно истинное и одно ложное высказывание

Объяснение нового материала

Высказывания бывают общими, частными или единичными

  • Общее высказывание начинается со слов: все, всякий, каждый, ни один
  • Частное высказывание начинается со слов: некоторые, большинство, и т.п.
  • Во всех других случаях высказывания являются единичными

Работа по группам (закрепление нового понятия)

Какие из приведённых высказываний являются общими?

Не все книги содержат полезную информацию (да)

Кошка является домашним животным (нет, является единичным высказыванием)

Все солдаты храбрые (да)

Ни один внимательный человек не совершит оплошность (да)

Какие из приведённых высказываний являются частными?

Некоторые мои друзья собирают марки (да)

Все лекарства неприятны на вкус (нет, общее высказывание)

А – первая буква в алфавите (нет, единичное высказывание)

Многие растения обладают целебными свойствами (да)

Объяснение нового материала

Логическая переменная: символически обозначенная логическая величина (А, В, Х, Y, …)

Логическое выражение – простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операций (связок):

Операция отрицания (инверсия)

Присоединение «НЕ»к высказыванию меняет его истинное значение на противоположное Логическое отрицание обозначается: ¬А,   или ~A

Пример: Рассмотрим высказывание: “Неверно, что 4 делится на 3”. Обозначим А = “Число 4 делится на 3” Тогда логическая форма отрицания этого высказывания имеет вид:  ~A

Рисуем в тетрадях таблицу истинности для операции «отрицание». Если переменная истинна, то её отрицание ложно и наоборот.

Работа в группах (закрепление нового понятия)

Придумать отрицание. Проверьте его на таблице истинности.

Операция логического умножения (конъюнкция)

Объединение высказываний с помощью логического «И». Высказывание, полученное в

результате конъюнкции, ложно тогда и только тогда, когда ложно хотя бы одно из входящих высказываний. Конъюнкция обозначается    ,  &  или  ×

Пример: А=«Марс - планета» В=«Число 12 - чётное»

Рисуем в тетрадях таблицу истинности для операции «конъюнкция».

Работа в группах (закрепление нового понятия)

Придумайте и проверьте на истинность свой пример сложного высказывания, используя логическую связку И.

Операция логического сложения (дизъюнкция) 

Соединение высказываний с помощью логического «или». Высказывание, полученное в результате дизъюнкции, истинно тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из исходных высказываний. Дизъюнкция обозначается «V» или «+»

Пример: А=«Земля вращается вокруг Солнца»   В=«Число 13 - чётное»

Рисуем в тетрадях таблицу истинности для операции «дизъюнкция».  

Работа в группах (закрепление нового понятия)

Придумайте и проверьте на истинность свой пример сложного высказывания, используя логическую связку ИЛИ.

Операция импликации(следствие)

Позволяет получить сложное высказывание из двух простых высказываний и грамматической конструкции «если..., то...». Импликация ложна тогда и только тогда, когда посылка истинна, а заключение - ложно. В остальных случаях импликация истинна. Импликация обозначается знаками «   » и «      »

Пример: А=«выглянет Солнце» В=«станет тепло»

Рисуем в тетрадях таблицу истинности для операции «импликация».

Работа в группах (закрепление нового понятия)

Придумайте и проверьте на истинность свой пример сложного высказывания, используя логическую связку ЕСЛИ…ТО

Операция эквивалентности (равносильность)

Полученное сложное высказывание содержит слова «тогда и только тогда, когда»Эквивалентность истинна, если оба исходных высказывания имеют одинаковые истинностные значения. Эквивалентность обозначается знаком «  »  или « »    

Пример: А=«треугольник прямоугольный» В=«квадрат большей стороны равен сумме квадратов других сторон»

Рисуем в тетрадях таблицу истинности для операции «эквивалентность».

Работа в группах

Придумайте и проверьте на истинность свой пример сложного высказывания, используя логическую связку ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА…КОГДА 

Домашнее задание

  1. Придумать пример общего, частного и единичного высказывания (истинного и ложного)
  2. Придумать примеры истинных и ложных высказываний и проверить на них все таблицы истинности

Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Таблицы истинности."

Сценарий урока с использованием бюджетного варианта многопользовательской интерактивной  доски – система «Умный мел» при изучении темы "Построение таблиц истинности" в курсе информатики 10 класс....

Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.

В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить  вр...

Один из способов построения таблиц истинности логических выражений.

Для успешной сдачи ЕГЭ по предмету  «Информатика» необходимо уметь строить таблицы истинности логических выражений. Во всех учебниках указан метод построения таблиц истинности, который, на ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

Основы логики. Таблицы истинности.

Комбинированный рок разработан для 10 общеобразовательного класса, направлен на формирование практических умений решать логические задачи, и включает в себя конспект и презентацию....

Самостоятельная работа_Законы Алгебры логики_Таблица истинности

Самостоятельная работа по теме:"Алгебра логики" для 10-х классов...