интерактивный плакат
статья по информатике и икт (8 класс) на тему

Белова Ольга Владимировна

Статья содержит информацию оплакатах,  видах плакатов.  Рассмотрены особенности  интерактивных плакатов, его признаки, сруктура. Даны рекомендации по применению интерактивных плакатов на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_plakat.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные плакаты

           Уже давно известен тот факт, что более 90 процентов всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью зрительного анализатора, т.е. зрения. В связи с этим значительное место в учебном процессе, безусловно, занимает использование наглядности. Но во время урока не всегда можно демонстрировать натуральные объекты и явления. Некоторые явления или вещества вредные для здоровья; некоторые объекты имеют слишком большие или очень малые размеры. Иногда на натуральных объектах не видно составных частей и их взаимодействия. Некоторые демонстрации не могут быть проведены из-за отсутствия необходимого оборудования.

В таких случаях с целью обеспечения наглядности обучения информатике обращаются к изобразительной наглядности. Такие пособия можно разделить на две группы:

  • объемные (модели, макеты, коллекции);
  • плоскостные (таблицы, плакаты, монтажи, диаграммы, рисунки, записи и зарисовки на доске).

Плакат - это наглядное изображение, которое может быть использовано   в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п.  Основная цель создания плаката не просто размещение на нем каких-то данных, а повышение наглядности информации и эффективности процесса обучения. 

Существует несколько разновидностей электронных плакатов: 

• мультимедийный плакат, содержащий совокупность видео-, аудио-, информации, а также статичную графику (обычные иллюстрации) и текст; 

• интерактивный плакат. Он также может являться мультимедийным, но обладает еще и дополнительными свойствами, обеспечивающими обратную связь с пользователем (от действий пользователя меняется вид данных или способ их представления);

• трехмерные плакаты. Эти плакаты могут представлять собой разновидность интерактивных плакатов, и в то же время предоставляют пользователю более широкие возможности получения информации. 

Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. 

Интерактивный плакат  электронное образовательное средство нового типа, предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.

Особенности интерактивных плакатов:

  • высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке;
  • простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
  • богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
  • групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
  • учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.

Как правило, плакаты состоят из 2-3 разделов.  Переход между ними выполнен на основе технологии гиперссылок. Переключение между содержимым каждого раздела осуществляется с использованием триггеров.
     Знак вопроса показывает открываемый объект. После рассмотрения открываемого объекта, его следует закрыть. Открытие и закрывание происходит щелчком по объектам имеющим изображение "?" или "х". Объектами гиперссылок могут быть не только другие слайды в том же документе, а другие презентации, анимационные и видеоролики, тренажеры, тестеры, выполненные отдельно, но объединенные общей темой.

Структура интерактивного плаката может выглядеть так:

  • иллюстрированный опорный конспект;
  • многоуровневый задачник;
  • набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
  • навигация.

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д.

Применение интерактивного плаката на уроке имеет рад преимуществ:

  • повышается интерес учащихся к обучению, т.к. информация с экрана воспринимается учениками лучше;
  • обучающий эффект усиливается, т.к. можно  использовать различные мультимедийные элементы: анимацию, видео, карты, звук;
  • более рационально организована работа учителя;
  • эстетика и структура урока изменяется;
  • ученики могут работать в индивидуальном графике и ритме (возможность использования нескольких ПК и планшетных компьютеров).

2. Но есть и ряд отрицательных моментов:

  • есть готовые интерактивные плакаты, но они не всегда удобны в применении конкретным педагогом;
  • изготовление интерактивного плаката самостоятельно очень затратно по времени, которого, увы, всегда не хватает;
  • не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для создания и применения такого ресурса, как интерактивный плакат.

Рекомендаций по применению интерактивных плакатов на уроках.

Учитывая, что большинство учителей пользуются в своей работе программами презентаций PowerPoint или OppenOffice, при подготовке интерактивного плаката очень важно соблюдение ряда правил:

1. Обязательно соберите все компоненты в одну папку. Часто эта небрежность, которую допускают многие учителя, приводит к потере ряда данных. То есть на своем компьютере все работает. Гиперссылки обращаются к необходимым файлам. Это успокаивает учителя.

Но когда он копирует свой плакат первого плана и переносит на другой компьютер, вдруг обнаруживается, что ничего не работает. Ссылок на другие презентации нет.

2. Сначала соберите все файлы в одну папку, а затем задайте гиперссылки. Иначе снова вас ждет разочарование.

3. Дидактически более оправдано, если в качестве гиперссылки выступает не специально предназначенная в инструментах кнопка, а рисунок, иллюстрация, символ, надпись.

4. Не лишним будет соответствие надписей (символов, иллюстрацией) на плакате первого плана и название наших файлов (презентаций) в папке.

Это поможет нам избежать путаницы и случайных ошибок в ссылках. И удобнее будет навигация интерактивного плаката.

5. Обязательно предусмотрите возможность быстрого возврата к главному слайду. Это тоже является одним из главных условий качественной навигации интерактивного плаката. Причем следует предусмотреть возможность возврата с любого слайда.

6. Подготовьте интерактивный плакат так, чтобы им было удобно пользоваться и на интерактивной доске, т.к. такие ресурсы весьма полезны при организации фронтальных форм работы на уроке.

То есть, вовсе не обязательно ожидать окончания того или иного компонента, особенно если внутри него также предусмотрена сложная структура с  несколькими уровнями и гиперссылками.

7.  И не забудьте главные дидактические условия создания интерактивного плаката:

  • меньше текста и больше наглядности;
  • меньше линейности и больше интерактивности;
  • вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
  • дидактическая и информационная законченность.

Таким образом, интерактивный плакат должен обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного образовательного ресурса на всех этапах усвоения информации.

       Как правило, плакаты состоят из 2-3 разделов. Переход между ними выполнен на основе технологии гиперссылок. Переключение между содержимым каждого раздела осуществляется с использованием триггеров.
       Определенный символ показывает, что этот объект можно открыть. 
После просмотра открываемого объекта, его следует закрыть. Для этого  производят щелчок по объектам имеющим изображение "х".

Триггер это устройство, способное принимать два состояния - "включено" или "выключено".
       В презентации функции триггера передаются различным объектам, например, текстовым блокам, рисункам, фигурам и т.п.

Запускаем Power Point. Создаем несколько слайда – несколько  для страниц плаката и один - в качестве чернового стола для разработок блоков. Устанавливаем макет - пустой слайд.

На первый слайд помещаем несколько фигур, в зависимости от количества вкладок, подбираем для них цвет заливки, тип и цвет линии в соответствии с предполагаемым дизайном. Размещаем их в правом верхнем углу слайда в линейку слева направо и на одной высоте  - это будут элементы переключения слайдов
Вводим текст в фигуры (заголовки). Выделяем первую кнопку . В закладке ВСТАВИТЬ выбираем команду ДЕЙСТВИЕ. Устанавливаем - переход по гиперссылке: - 1 слайд. Аналогично для остальных кнопок  - переход по гиперссылке: - 2 слайд ит.д.

Копируем сформированные копки и вставляем их на 2 слайд. Запускаем презентацию, щелкаем по кнопкам и убеждаемся в их работоспособности.
           На черновом слайде размещаем прямоугольник первого блока. На него помещаем необходимый материал.  Обводим все элементы курсором, щелкаем правой кнопкой мышки и выбираем команду ГРУППИРОВАТЬ. Будет сформирован первый блок.
       Копируем этот блок и вставляем его на первый слайд, поверх всего материала, имеющегося там.


Проявление технологии триггера на слайде будет следующим - этот блок будет появляться при щелчке по первому элементу меню (верхний рисунок справа).
       Исчезать блок будет в том случае, если состоится щелчок по этому блоку.
       
Прежде, чем двигаться дальше, запомним следующее.
Каждому элементу, размещенному на слайде, присваивается порядковый номер и условное название. Например первый элемент меню, также сформированный группировкой может иметь название "ГРУППА 1",второй элемент меню название "ГРУППА 2", третий элемент меню название "ГРУППА 3", а наш первый блок - "ГРУППА 4".

Создаем триггер:
а) На вкладке "АНИМАЦИЯ" выбираем команду "ОБЛАСТЬ АНИМАЦИИ".
б) щелкаем по первому блоку и на вкладке "АНИМАЦИЯ" выбираем команду "ДОБАВИТЬ АНИМАЦИЮ". 
в) в выпавшем окне выбираем понравившийся способ ВХОДА.
г) в ОБЛАСТИ АНИМАЦИИ появляется сформированный элемент анимации.
д) щелкаем правой кнопкой по этому элементу анимации и выбираем команду "ВРЕМЯ".
е) в появившемся окне находим кнопку "ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ" и нажимаем ее.
ж) выбираем пункт "НАЧАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭФФЕКТА ПРИ ЩЕЛЧКЕ"
з) справа появляется выпадающий список элементов слайда по которым можно произвести щелчок. Выбираем "ГРУППА 1"
и) нажимаем кнопку "ОК".

Триггер сформирован! Запускаем презентацию и, щелкнув по первому элементу меню открываем первый блок. 

Готовим триггер для закрывания первого блока
а) На вкладке "АНИМАЦИЯ" выбираем команду "ОБЛАСТЬ АНИМАЦИИ".
б) щелкаем по первому блоку и на вкладке "АНИМАЦИЯ" выбираем команду "ДОБАВИТЬ АНИМАЦИЮ". 
в) в выпавшем окне выбираем понравившийся способ ВЫХОДА.
г) в ОБЛАСТИ АНИМАЦИИ появляется сформированный элемент анимации.
д) щелкаем правой кнопкой по этому элементу анимации и выбираем команду "ВРЕМЯ".
е) в появившемся окне находим кнопку "ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ" и нажимаем ее.
ж) выбираем пункт "НАЧАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭФФЕКТА ПРИ ЩЕЛЧКЕ"
з) справа появляется выпадающий список элементов слайда по которым можно произвести щелчок. Выбираем "ГРУППА 4"
и) нажимаем кнопку "ОК".

Триггер сформирован! Запускаем презентацию. Щелкаем по первому элементу меню и открываем первый блок. Щелкаем по открывшемуся первому блоку и закрываем его.

Механизм открывания и закрывания всех требуемых элементов плаката разрабатывается по предложенным выше алгоритмам.

Не забываем удалить черновой слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный плакат "Синквейн"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивные плакаты по русскому языку

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивный плакат "Лексика"

Данная работа представляет собой интерактивный плакат  для изучения раздела "Лексика"...

Интерактивный плакат "Сферы употребления русской лексики"

Интерактивный плакат необходим:1.Информация, представленная на нем, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в каждом классе....

Интерактивный плакат "Односоставные предложения"

Интерактивный плакат по русскому языку для 8 класса по теме "Односоставные предложения" (для уроков обобщения)....

Интерактивный плакат "Тире между подлежащим и сказуемым"

Интерактивный плакат по русскому языку для 8 класса по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"....

Интерактивный плакат

Плакат используется для актуализация ведущих знаний. Учащимся необходимо сопоставить модель фигуры с названием и формулой объема. Плакат создан с использованием макроса. Применение к объектам данного...