Растровое кодирование графической информации 6 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Смирнова Оксана Владимировна

Растровое кодирование графической информации 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Растровое кодирование графической информации»

Цель урока: познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

Задачи урока:

  • Образовательная – актуализировать основной материал по двоичному кодированию числовой и текстовой информации; познакомить учащихся с видами графических изображений, ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование растровых изображений;
  • Развивающая - развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы; закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, строить по аналогии;
  • Воспитательная - воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

Планируемые результаты:

  • по итогам проведенного урока учащиеся должны

знать: 

  • виды двоичного кодирования графической информации;
  • принципы кодирования цветных и черно-белых растровых изображений;

уметь: 

  • кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение;
  • применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Основные понятия:

  • графический объект;
  • пиксель;
  • растровое кодирование.

Оборудование:

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Растровое кодирование графической информации»;
  • файл Образец.gif;
  • карточки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.

Ход урока:

I Организационный момент (1 мин):

(слайд 1)

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

III Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин):

  1. Визуальная проверка домашнего задания.
  2. Ответить на вопросы:
  • Перечислите основные устройства компьютера (слайд 2)
  • Где в компьютере хранится информация? (в памяти) (слайд 3).
  • Назовите виды памяти (оперативная и долговременная)
  • В каком виде в памяти компьютера хранятся данные и программы? (в двоичном)
  • Назовите виды данных (числовые, текстовые, звуковые, видео, графические)
  • Как получить двоичный код целого десятичного числа? Приведите пример.
  • Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число? Приведите пример.
  • Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации? Приведите пример.

II Сообщение темы и целей урока (1 мин):

  • На прошлых уроках мы познакомились с кодированием числовой и текстовой информации в компьютере. Сегодня мы поговорим о кодировании графической информации. Мы узнаем, какие бывают виды графической информации, познакомимся с принципами кодирования цветных и черно-белых растровых изображений; научимся кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение, а также применять полученные знания, умения и навыки на практике.
  • Запишите тему урока: «Растровое кодирование графической информации» (слайд 4-5).

III Объяснение нового материала (10 мин): 

  • Что такое графическая информация? (Изображения, рисунки и т.д.)
  • Верно, под графической информацией можно понимать рисунок, фотографию, изображения на экране телевизора или монитора и т. д. (слайд 6). Для того чтобы понять, как кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.

Графическое изображение можно разбить на (слайд 7):

  • крошечные фрагменты;
  • простейшие геометрические объекты.

  • В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную (слайд 8). Для создания и работы с растровыми или векторными изображениями существуют специальные программы — графические редакторы.

  • Остановимся более подробно на растровом изображении (растровой графике)  (слайд 9).
  • Скажите, из чего состоит растровое изображение? (из точек)
  • Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек. Точки изображения принято называть пикселями. Точки (пиксели) формируют рисунок (слайд 10).
  • Запишите определение:

Пиксель — наименьший элемент изображения на экране монитора.

Размер экранного пикселя около 0,0018 дюйма, а дюйм равен 2,54см.

  • Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями. Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты — пиксели. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ называется растровым кодированием.
  • С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в  примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.
  • Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)

  • Степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке, которые представляют разрешающую способность экрана, или просто разрешение.  Чем больше строк и точек, тем четче и лучше изображение.
  • На что похож растровый рисунок? (на мозаику, полотно, вышитое крестиком и т.д.)
  • Растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.

  • Рассмотрим простую черно-белую картинку (слайд 11). Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок?

  • Каждую пустую (белую) клеточку рисунка, заключенного в рамку, мы закодировали нулем, а закрашенную (черную) — единицей. Изображение просматриваем по строкам сверху вниз. После полного просмотра первой строки просматривается вторая, за ней третья, потом четвертая и так до последней строки экрана.

   − Тогда наш рисунок в двоичном коде будет выглядеть следующим образом (слайд 11):

0000000000011100
1000000100000110
1100001100000011
1111111100000011
1101101100000011
1111111100000011
1111111111111110
0111111011111110
0001100011000110
0000000011000110
0000000111001110
0000000111001110

  • Попробуем решить обратную задачу — восстановить рисунок по его коду, причем код будет десятичным (слайд 12).

195

11000011

198

11000110

220

11011100

240

11110000

248

11111000

206

11001110

195

11000011

195

11000011


−  С помощью приложения Калькулятор (в ОС Windows выбираем Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор; в ОС Linux выбираем KDE – Прочие - Калькулятор KCalc) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. (слайд 12). Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.

    −  Что получилось? (буква К).

    −  Сколько бит используется для кодирования одного пикселя? (Один бит.) (слайд 13)

IV Закрепление изученного (8 мин):

  • Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: №37 (1,2) стр. 29-30 (первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант). Проверяем, меняясь тетрадями (слайды 14-15).

№ 37. Нарисуйте черно-белые изображения, которым будут соответствовать двоичные коды (закрасьте клетки с единицами).

  • Выполним № 39(1) стр. 31 (слайд 16).

№ 39. От десятичных кодов перейдите к двоичным и нарисуйте соответствующие им черно-белые изображения (закрасьте клетки).

V Физкультминутка  (1 мин) (слайд 17)

Руку к верху подними

И вторую подними

А теперь на них взгляни

И на парту положи.

За спиной замок скрепи,

А затем наоборот,

И опять замок скрепи,

И на парту положи.

А теперь давай, дружок,

Повторим еще разок

VI Объяснение нового материала (5 мин): 

    − Мы рассматривали черно-белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти.

−  А как же быть с цветными изображениями? (слайд 18)

  • Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров  получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Так называемый метод RGB (от слов Red — красный, Green — зелёный, Blue — синий), который основан на том, что глаз человека воспринимает все цвета как сумму трех основных – красного, зеленого, синего (слайд 19). Каждый пиксель на цветном экране - это совокупность трех точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в одну точку (слайд 20).

  • Для получения цветного пикселя в одно и то же место экрана направляется не один, а сразу три цветовых луча. Каждый цвет кодируется цепочкой из 8 единичек и нулей, т.е. 8 битами (слайд 21). А так как в одном пикселе присутствуют сразу три цвета, то при цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет использовать 256 оттенков каждого цвета. Точное число оттенков  можно получить при умножении всех оттенков красного цвета на все оттенки зеленого и синего цветов.          

VII Практическая работа (10 мин):

    Проведем небольшой эксперимент. (Учебник стр. 25) (слайд 22).

  1. Запустите графический редактор (в ОС Windows выбираем Пуск – Все программы – Стандартные – Paint; в ОС Linux выбираем KDE – Прочие – Графика – KolourPaint) и выполните команду [Палитра - Изменить палитру].
  1. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щелкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана.
  2. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/3аливка.
  3. Установите, какие цвета получатся при следующих значениях основных цветов: (слайд 23)

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

0

0

255

0

255

0

190

190

190

255

0

0

0

255

255

255

0

255

255

255

0

255

255

255

          Точное число различных оттенков вы можете получить, если с помощью приложения Калькулятор вычислите значение произведения 256 • 256 • 256.

  • Ответ: 256 • 256 • 256 = 16 777 216 различных цветовых оттенков.

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

Черный

0

0

255

Синий

0

255

0

Зеленый

190

190

190

Серый

255

0

0

Красный

0

255

255

Голубой

255

0

255

Розовый

255

255

0

Желтый

255

255

255

Белый

   

Выводы по эксперименту (слайд 24).

– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту? 

  1. Отсутствие основных цветов дает черный цвет.
  2. Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет
  3. Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра.
  4. Смешение всех основных цветов дает белый цвет.

   Проведем еще один эксперимент. (Учебник стр. 26) (слайд 25-26)

  1. Запустите графический редактор Paint (или KolourPaint).
  1. Откройте рисунок Образец.gif  (Мои документы\6класс\Заготовки).
  2. Выполните команду [Вид-Масштаб-Другой], в группе Варианты установите переключатель 400%, дающий увеличение исходной картинки в 4 раза.
  3. Самостоятельно увеличьте исходную картинку в 8 раз (переключатель 800%).
  4. Выполните команду [Вид - Масштаб - Показать сетку]. Обратите внимание на то, что весь исходный рисунок оказался состоящим из маленьких квадратиков.
  5. Выберите инструмент Заливка и с его помощью попытайтесь внести изменения в рисунок, перекрашивая отдельные области.
  6. Выполните команду [Вид – Масштаб - Обычный] и проследите за сделанными изменениями.
  7. Выйдите из программы (команда [Файл-Выход]), не внося изменений в исходный файл (кнопка Нет в окне Внести изменения)

Выводы по эксперименту (слайд 27).

– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту? 

  1. Растровое изображение состоит из маленьких фрагментов – пикселей.
  2. Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек.
  3. Каждый пиксель имеет свой цвет, который можно изменить.

VIII Подведение итогов урока: (слайд 28)

‒ Вопросы:

  1. С какими видами графики мы познакомились?
  2. Как называется наименьший элемент растрового изображения?
  3. Каким образом кодируется черно-белое изображение?

‒ Пожалуйста, с помощью карточек, оцените вашу деятельность на уроке. (слайд 29)

‒ Оценки за урок.

IX Домашнее задание: (слайд 30)

§1.3 с. 23 – 26  вопросы.

РТ: № 37(2), 38(1,2), 39(2) с. 29-32


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Монитор Клавиатура Мышь Системный блок Акустические колонки

Слайд 4

Тема урока : «Растровое кодирование графической информации» 6 класс

Слайд 5

Задачи: Узнать как кодируется графическая информация в памяти компьютера; Познакомиться с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них; Провести эксперименты на практике.

Слайд 6

Что вы понимаете под графической информацией? рисунки картинки фотографии

Слайд 7

Виды компьютерной графики Растровое изображение Векторное изображение

Слайд 8

векторная растровая Графическая информация

Слайд 9

Растровые изображения пиксель

Слайд 10

Чем больше пикселей, тем четче и лучше изображение Пиксель – наименьший элемент изображения на экране монитора

Слайд 11

Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок. 0 1 00000000000 111 00 1 000000 1 00000 11 0 11 0000 11 000000 11 11111111 000000 11 11 0 11 0 11 000000 11 11111111 000000 11 111111111111111 0 0 111111 0 1111111 0 000 11 000 11 000 11 0 00000000 11 000 11 0 0000000 111 00 111 0 0000000 111 00 111 0

Слайд 12

195 198 220 240 248 206 195 195 11000011 11000110 11011100 11110000 11111000 11001110 11000011 11000011

Слайд 13

На 1 пиксель черно-белого рисунка приходится 1 бит памяти

Слайд 14

Выполните задания в рабочих тетрадях №37 стр.29-30 №39 стр.31-32

Слайд 15

№ 37 а) б)

Слайд 16

№ 39 а) б)

Слайд 17

Физкультминутка Руку к верху подними И вторую подними А теперь на них взгляни И на парту положи. За спиной замок скрепи, А затем наоборот, И опять замок скрепи, И на парту положи. А теперь давай, дружок, Повторим еще разок Разомнем - ка пальчики

Слайд 18

Как закодировать цветные изображения?

Слайд 19

RGB -палитра Красный Red Зеленый Green Синий Blue

Слайд 20

Пиксель цветного изображения Каждый пиксель на цветном экране - это совокупность трех точек разного цвета: красного , зеленого и синего .

Слайд 21

Основные цвета красный синий зеленый 8 бит 8 бит 8 бит При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц Каждый цвет позволяет закодировать 256 различных оттенков: 256*256*256= 16 777 216

Слайд 22

Компьютерный эксперимент №1 в графическом редакторе

Слайд 23

Заполняем табличку для цветного изображения Красный Зеленый Синий Цвет 0 0 0 0 0 255 0 255 0 190 190 190 255 0 0 0 255 255 255 0 255 255 255 0 255 255 255 черный синий зеленый серый красный голубой розовый желтый белый 256 • 256 • 256 = 16 777 216 различных цветовых оттенков.

Слайд 24

Выводы по эксперименту №1 Отсутствие основных цветов дает черный цвет. Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра. Смешение всех основных цветов дает белый цвет.

Слайд 25

Проведем эксперимент №2

Слайд 26

Эксперимент №2

Слайд 27

Выводы по эксперименту №2 Растровое изображение состоит из маленьких фрагментов – пикселей. Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек. Каждый пиксель имеет свой цвет, который можно изменить. Пиксели разных цветов

Слайд 28

Подведение итогов урока: С какими видами графики мы познакомились? Как называется наименьший элемент растрового изображения? Каким образом кодируется черно-белое изображение?

Слайд 29

Оцените, как вы усвоили урок Я все понял и смогу применить полученные знания на практике. Я практически все понял, но испытываю затруднения в применении полученных знаний на практике. Плохо понял тему и не смогу применить на практике.

Слайд 30

§1.3 с. 23 – 26 вопросы. РТ: № 37(2), 38(1,2), 39(2) с. 29-32 Домашнее задание:

Слайд 31

При создании презентации использованы материалы: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009; Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; Картинки взяты из сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по информатике «Растровое кодирование графической информации»

Урок для учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику Л.Л.Босовой Цели  урока:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информа...

Растровое кодирование графической информации

Методическая разработка урока "Растровое кодирование графической информации""...

Разработка урока для 6 класса "Растровое кодирование графической информации"

Урок по информатике для 6 класса по теме "Растровое кодирование графической информации" разработан по УМК Босовой Л.Л. Архив содержит подробный конспект урока, презентацию и файл для практической рабо...

Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»

Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...

Презентация на тему "Растровое кодирование графической информации"

Презентация к интерактивной доске Sitronic к открытому уроку в 6 классе на тему "Растровое кодирование графической информации"...

Растровое кодирование графической информации

Тема урока. Растровое кодирование графической информации. (6 класс).Цель:Обучающая:познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как с...

Конспект урока Растровое кодирование графической информации

Класс: 6б классЦель: познакомить учащихся с принципами кодирования черно-белых растровых изображений.Задачи: 1.   Научить выполнять кодирование графического изображения в двоичный код и обра...