Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 2
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_ch.2.rar | 236.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4. Использование функций Excel.
Цель работы: Закрепление навыков по использованию функций Excel: решение типовых задач по обработке массивов с использованием электронных таблиц, ознакомление с логическими функциями Excel.
Общие сведения
Вставка функций
Для выполнения более сложных операций по обработке числовой и текстовой информации Excel позволяет включать в текст формул стандартные операции, называемые функциями.
Функция — заранее определенное выражение, которое имеет один или несколько аргументов и возвращает единственное значение. В состав Excel входит свыше 250 функций.
Для упрощения работы с функциями служит специальная программа «Мастер функций», она облегчает выбор функции и вставку ее в формулу. Для работы с этой программой необходимо выполнить следующие действия:
- выделить ячейку, в которую следует поместить результат;
- выполнить команду Вставка -» Функция;
- в открывшемся окне выбрать категорию функций (рис. 3.20);
- выбрать из списка нужную функцию и нажать кнопку ОК;
- в открывшемся окне задать диапазон ячеек вручную или с помощью мыши;
- нажать кнопку ОК.
Логические функции
Список логических функций можно увидеть, выбрав в первом окне Мастер функции — «Логические».
Логические функции используются, когда значение в ячейке необходимо вычислять одним из нескольких способов в зависимости от того, выполняется или нет некоторое условие либо несколько условий. Логическая функция ЕСЛИ имеет следующий формат:
ЕСЛИ (логическое выражение; выражение 1; выражение 2).
Если логическое выражение принимает значение «Истина», то функция ЕСЛИ принимает значение «Выражение 1»; если логическое выражение принимает значение «Ложь», то функция ЕСЛИ принимает значение «Выражение 2».
В качестве «Выражение 1» и «Выражение 2» можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Число вложенных ЕСЛИ не должно превышать семи.
Порядок работы
- На Рабочем листе создайте таблицу по предложенному образцу (рис. 3.21).
- Определите для всей таблицы в целом:
• минимальное количество осадков, выпавшее за три года;
. суммарное количество осадков, выпавшее за три года;
- среднемесячное количество осадков по итогам трехлетних наблюдений;
- максимальное количество осадков, выпавшее за один месяц, по итогам трехлетних наблюдений;
- количество засушливых месяцев за все три года, в которые выпало меньше 10 мм осадков.
3. Те же данные определите для каждого года и оформите в виде отдельной электронной таблицы в соответствии с рис. 3.22.
Примечание. При вводе года в таблице должны отражаться данные именно за этот год, в случае некорректного ввода должно выдаваться сообщение «Данные отсутствуют».
Для выполнения расчетов заполните формулами ячейки G4:G8, используя Мастер функций.
Рис. 3.21. Образец оформления результатов расчета
4. В ячейку G4 введите формулу: =MAKC(B5:D16), а в ячейку G5=MHH(B5:D16) и так далее в соответствии с требуемой обработкой двухмерного массива B5:D16.
Рис. 3.22. Вариант оформления таблицы
- Определите количество засушливых месяцев за три года. Для этого воспользуйтесь функцией СЧЕТ ЕСЛИ, которая подсчитывает количество полных ячеек, удовлетворяющих заданному критерию внутри интервала.
- Ячейку G11 отведите для ввода года и присвойте ей имя «ГОД» (Вставка -» Имя -» Присвоить), именованная ячейка будет адресоваться абсолютно.
- В ячейку G12 с использованием Мастера функций введите формулу:
=ЕСЛИ(ГОД=2002; МАКС(В5:В16); ЕСЛИ(ГОД=2003; МАКС(С5:С16); ЕСЛИ (ГОД=2004; MAKC(D5:D16); «Данные отсутствуют»))).
8. Для выполнения следующих выборок эту формулу скопируй те в ячейки G13:G16 и отредактируйте, заменив функцию МАКС
на требуемую по смыслу. Но прежде замените относительную адресацию на абсолютную, иначе копирование формулы будет про
изводиться неправильно, т. е. формула должна принять следующий
вид:
=ЕСЛИ(ГОД=2002; МАКС($В$5:$В$16); ЕСЛИ(ГОД=2003; МАКС($С$5:$С$16); ЕСЛИ(ГОД=2004; MAKC($D$5:$D$16); «Данные отсутствуют»)))
9. Введите в ячейку G11 год 2002 и проверьте правильность
заполнения.
10. Сохраните результаты работы в файле с именем «Work2.xls».
Контрольные вопросы:
- Что такое функция?
- Какими способами можно вставить функцию в формулу?
- Как работает программа «Мастер функций»?
- Какие категории функций вы знаете?
- Как можно определить максимальное значение в диапазоне ячеек?
- Напишите формат функции СЧЕТ ЕСЛИ и объясните, как работает эта функция.
- К какой категории относится функция ЕСЛИ? Когда используется эта функция?
- Как адресовать ячейку абсолютно?
Практическая работа № 5. Работа с листами. Построение диаграмм.
Цель Работы: Освоение технологии удаления и переименования листов, создания формул, имеющих ссылки на ячейки другого листа Рабочей книги. Закрепление навыков работы с Мастером диаграмм.
Общие сведения
Листы книги Excel можно переименовывать, добавлять, удалять, вставлять и т.д. Для переименования Рабочего листа необходимо нажать правую кнопку мыши на его ярлычке и в появившемся контекстном меню выбрать команду Переименовать. Затем удалить старое имя, ввести новое и нажать клавишу [Enter].
С помощью контекстного меню можно также удалять, вставлять, копировать листы.
Установка связей между Рабочими листами
В Excel можно создавать формулы со ссылками на ячейки других листов. Это происходит следующим образом:
- создайте на Рабочих листах требуемые таблицы;
- выделите ячейку, в которую будет копироваться значение, наберите знак «=»;
- перейдите на лист, в котором находится нужное значение, выберите нужную ячейку и нажмите клавишу [Enter];
- в строке формул должна появиться формула, в которой за именем листа следует восклицательный знак, а перед буквой столбца и номером строки стоит знак «$», например: =Лист2!$Б$12.
Построение диаграмм
Диаграмма — это удобное средство графического представления данных. Создать диаграмму легче всего с помощью Мастера диаграмм.
Для создания диаграммы необходимо выполнить следующие
действия:
• подготовьте лист со столбцами и строками, снабдите их надписями, которые впоследствии появятся на диаграмме;
- выделите диапазон ячеек с данными:
- нажмите кнопку Мастер диаграмм
- откроется окно Мастер диаграмм, в котором предлагается выбрать тип диаграммы (рис. 3.23). После выбора нажмите кнопку Далее;
Рис. 3.23. Первое окно Мастер диаграмм
- в следующем окне предлагается выделить ячейки листа, включаемые в диаграмму. Нажмите кнопку Далее, так как диапазон ячеек уже определен;
- откроется окно, в котором определяются внешний вид диаграммы, названия легенды и подписей. После ввода этой информации нажмите кнопку Далее;
- появится еще одно окно, где следует установить нужный переключатель, который определяет, где будет располагаться диаграмма;
- завершение построения диаграммы выполните нажатием кнопки Готово.
Созданную диаграмму можно масштабировать, форматировать, перемещать и удалять:
- для масштабирования следует установить указатель мыши на край диаграммы и щелкнуть левой кнопкой мыши — диаграмма будет выделена. Теперь для изменения ее размеров можно использовать один из маркеров.
- для форматирования следует сделать по диаграмме двойной щелчок. Откроется окно диалога «Формат области диаграммы», куда можно ввести необходимые изменения.
- для удаления необходимо выделить диаграмму и нажать клавишу [Delete].
Порядок работы
1. Подготовьте ведомость на выдачу заработной платы (приведенные данные условные). Поскольку в дальнейшем будем рабо
Рис. 3.24. Примерный вид таблицы на листе «Начисления»
тать сразу с несколькими Рабочими листами, имеет смысл переименовать их ярлычки в соответствии с содержимым.
- лист — «Начисления» (Сведения о начислениях);
- лист — «Диаграмма»;
- лист — «Детские» (Ведомость на выдачу компенсации на детей);
4 лист — «К выдаче» (Ведомость на выдачу заработной платы);
2. Создайте таблицу на листе «Начисления» (рис. 3.24). Для это
го выполните следующие действия:
- запустите Excel;
- сформируйте строки заголовка;
- измените ширину столбца (в зависимости от объема вводимой информации);
- выполните обрамление таблицы;
- определите формат числа «Денежный» для ячеек, содержащих суммы. Данное действие можно выполнить до ввода данных в таблицу;
- заполните ячейки столбца последовательностью чисел 1, 2...;
- введите формулы в верхнюю ячейку столбца;
- скопируйте формулы вниз по столбцу и в некоторых случаях вправо по ряду;
- заполните таблицу текстовой и фиксированной числовой информацией;
- выполните сортировку строк;
- рассчитайте величину профсоюзных и пенсионных взносов, исходя из того, что каждый из них равен 1 % от оклада;
- рассчитайте подоходный налог по формуле: 13 % от оклада за вычетом минимальной заработной платы и пенсионного налога.
- для подсчета суммы к выдаче примените формулу, вычисляющую разность оклада и налогов.
• заполните столбцы «ФИО», «Оклад» и «Число детей», после
того как введены все формулы. Результат будет вычисляться сразу же после ввода данных в ячейки. При желании воспользуйтесь режимом Формы для заполнения таблицы.
3. Постройте диаграмму на основе готовой таблицы:
• выделите заполненные данными ячейки таблицы, относящиеся к столбцам «ФИО» и «Сумма к выдаче»;
Рис. 3.25. Примерный вид диаграммы Рис. 3.26. Примерный вид таблицы начислений
• запустите Мастер диаграмм и, передвигаясь по шагам, создайте диаграмму в соответствии с рис. 3.25.
3. Создайте ведомость на получение компенсации на детей на основе таблицы начислений (рис. 3.26):
- перейдите к листу «Детские»;
- сформируйте заголовки таблицы;
- в столбец «ФИО» поместите список сотрудников, который имеется на листе «Начисления», для этого установите связь между листами. Сначала перейдите на лист «Детские» и в первую ячейку столбца «ФИО» введите знак «=», символизирующий ввод формулы. Затем перейдите на лист «Начисления», выделите первую ячейку в столбце «ФИО» и нажмите клавишу [Enter]. Активным станет лист «Детские», где отобразится первая фамилия в списке. Для переноса всех остальных фамилий выполните копирование формулы по столбцу «ФИО» на листе «Детские».
Список фамилий теперь есть и на листе «Детские». Если внести новые данные в таблицу начислений, они отразятся и на листе «Детские». Нужно будет только распространить формулу далее:
• в графе «Сумма» аналогичным образом разместите формулу: =Начисления!НЗ*57,
где НЗ — адрес первой ячейки на листе «Начисления», содержащей число детей; 57 — пособие на одного ребенка;
• скопируйте эту формулу вниз и примените формат числа «Денежный»;
•выполните обрамление таблицы.
4. Создайте ведомость на выдачу заработной платы. Оформите лист «К выдаче» в соответствии с рис. 3.27, в котором будут отображаться «ФИО» сотрудников, а также «Сумма к выдаче» и «Подпись».
5. Сохраните результат работы в файле с именем «Work3.xls».
Рис. 3.27. Примерный вид ведомости на выдачу заработной платы
Контрольные вопросы:
- Как осуществляется переход между Рабочими листами книги?
- Как удалить лист из Рабочей книги?
- Какие способы переименования Рабочего листа вы знаете?
- Как устанавливаются связи между Рабочими листами?
- Как происходит копирование формул?
- Что нужно сделать, чтобы при операции копирования не происходила автоматическая смена адреса?
- Для чего нужны диаграммы?
- Как можно изменить размер диаграммы?
- Как удалить диаграмму?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика" СПО
Настоящие методические указания являются подробным руководством по выполнению студентами колледжа практических занятий по дисциплине "Информатика" для специальностей: 150412 «Обработка металлов давлен...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика" для студентов 2 курса
Microsoft Word...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 2 курса
Рекомендации...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Информатика
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ по дисциплине ОУД.07 Информатика...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 1
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика». Можно использовать для выполнения самостоятельных работ...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 5
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика»...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика» часть 3
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Информатика»...
- Мне нравится (2)