Технология сетевой культуры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
статья по информатике и икт по теме

Шестопалова Ольга Александровна

Как нами отмечалось в ходе исследования, необходимым условием существования и развития личности в условиях информатизации является сетевая культура. Задача формирования и развития сетевой культуры решается в системе образования. На сегодня из всех наук наибольшее влияние на формирование и развитие сетевой культуры благодаря своей предметной области оказывает информатика.

Введение курса основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) стало одним из главных моментов в развитии всей системы образования. В средних школах внедрение курса началось с 1985 г. На этом этапе главной задачей считалась подготовка школьников к использованию вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности выпускников школ, которую специалисты связывали со знанием принципов работы и возможностей компьютеров и способностью применять их в своей деятельности. На следующем этапе задачи обучения информатике в школе были расширены и сформулированы следующим образом: систематическое использование ЭВМ в учебном процессе, преемственность содержания и методики обучения, привитие компьютерной грамотности всем учащимся, развитие у них информационной культуры. Компьютерная грамотность была определена в качестве исходного элемента формирования информационной культуры, при этом необходим отказ от узкого программистского подхода и выработка фундаментальных представлений о сетевой культуре .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_tehnologiya_v_uch-vosp_protsesse.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и новации образовательной системы

Международные педагогические чтения

ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

О.А.Шестопалова, соискатель, учитель информатики

МСОШ № 34, г.Нижневартовск,

Тюменская область, ХМАО-Югра

Как нами отмечалось в ходе исследования, необходимым условием существования и развития личности в условиях информатизации является сетевая культура. Задача формирования и развития сетевой культуры решается в системе образования. На сегодня из всех наук наибольшее влияние на формирование и развитие сетевой культуры благодаря своей предметной области оказывает информатика.

Введение курса основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) стало одним из главных моментов в развитии всей системы образования. В средних школах внедрение курса началось с 1985 г. На этом этапе главной задачей считалась подготовка школьников к использованию вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности выпускников школ, которую специалисты связывали со знанием принципов работы и возможностей компьютеров и способностью применять их в своей деятельности. На следующем этапе задачи обучения информатике в школе были расширены и сформулированы следующим образом: систематическое использование ЭВМ в учебном процессе, преемственность содержания и методики обучения, привитие компьютерной грамотности всем учащимся, развитие у них информационной культуры. Компьютерная грамотность была определена в качестве исходного элемента формирования информационной культуры, при этом необходим отказ от узкого программистского подхода и выработка фундаментальных представлений о сетевой культуре .

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития сетевой и информационной культуры.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.

Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития сетевой культуры в профильных курсах информатики.

Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие сетевой культуры. Можно выделить следующие виды деятельности:

Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (локальная сеть, web-камера и т.п.),

Владение способами работы с информацией:

  • поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
  • извлечение информации с различных носителей;
  • систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
  • технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
  • преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)

Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

При формировании сетевой культуры, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для профильных курсов:

Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).

Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).

Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию .

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.).

Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).

Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Схема образовательного информационного пространства в школе с использованием ИКТ выглядит так:

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Сетевую культуру определяют социально-профессиональную мобильность специалиста. Для эффективного формирования сетевой культуры используются новые педагогические технологии обучения, применение которых позволяет сместить акценты на следующие важные моменты: самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучаемого.

Список литературы

  1. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
  2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
  3. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Презентация. Информационно- коммуникативные технологии как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Возможности интернет-ресурсов для реализации ИКТ технологий в школе.Выступление на педчтениях....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  работы  с  детьми  группы  риска  в  учебно-воспитательном  процессе.Это  определено...

Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, ме...

«Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям физической культурой посредством учебно-воспитательного процесса»

цель работы:Определить эффективные средства повышения у учащихся мотивационной сферы физического совершенствования.Разработать и внедрить в практику методы, формы, средства повышения у учащихся мотива...

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Средства и методы применяемые на уроках адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекция нарушений в физическом развитии у детей с легкой умственной отсталост...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Статья раскрывает роль физической культуры  для детей  в  специальном образовательном учреждении, чья практическая деятельность непосредственно связана с образованием и реабилитацией де...