Повышение познавательной активности учащихся на уроках информатики
план-конспект урока по информатике и икт

Юшина Альбина Биктимировна

Повышение познавательной активности учащихся на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Повышение  познавательной  активности учащихся на уроках информатики»

Познавательная и творческая активность обеспечивает познавательную и творческую  деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками.

Педагогическое осмысление проблемы на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной и творческой активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:

  • между высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
  • между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
  • между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Развитие познавательной и творческой

активности учащихся на уроках информатики.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации,  основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции  создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность  Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного, творческого  интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов  ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Развитие познавательных и творческих интересов на уроках информатики я стараюсь обеспечивать каждый урок, ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

  • содержание учебного материала;  
  • виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);
  • активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
  • искусство учителя, как лектора, оратора;
  • искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);
  • создание благоприятного психологического климата.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют мне организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия «Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»; деловая игра «Покупка компьютера»; исследовательский проект  «Погода в нашем селе»; практикум-семинар «Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита).

Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела «Кодирование информации». Для этого вспоминаю следователя А. Турецкого в сериале «Марш Турецкого», делаю вывод: поиск преступника, раскрытие преступления – прежде всего решение логической задачи. Рассказываю, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И обещаю учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов мы будем проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты, решать некоторые математические задачи.  

При изложении нового материала привожу яркие примеры-образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.

Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность,  скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете; простое электронное письмо – с открыткой, вложенное -  письмом в конверте и т.д.

Виды и формы урока также играют немаловажную роль. Однажды мне удалось с помощью простенькой десятиминутной игры разбудить в учениках настоящий, и заодно  достигнуть дидактических целей самоконтроля и самооценки. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Пришлось для этой операции и маленькую теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и игру небольшую придумать – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячут его в любой папке  (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказалось, что найти файл – просто дело чести для каждого. И сколько было радости, когда файл был найден, и веселья, когда прочитан. Но были и «неправильные» записки. Тогда ученик не мог найти файла и частенько «по-свойски» высказывал предыдущему товарищу, что о нем думает. Но обид не возникало, так как всем было уже интересно «А как найти такой файл?» И это уже решали сообща, потому что найти файл, о котором почти ничего не известно – тоже решаемая задача.

Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся.

При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).

Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).  На уроках информатики  применяются следующие виды творческих заданий:

  • составление задач учащимися;
  • конструирование обратных задач;
  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
  • конкурсы «Лучший рисунок», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.
  • реферат;
  • доклад;
  • составление кроссворда по теме;
  • разгадывание ребусов по информатике;
  • составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;
  • участие в окружных и всероссийских конкурсах («Новый взгляд», «Мой шаг в информационный мир», «Волны времени», конкурсы презентаций, «Интернешка», «Познание и творчество»), «10 кадров» и др.
  • проект - создание учащимися готового программного продукта.

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

  • уровень мотивации учащегося;
  • оригинальность метода решения;
  • творческая фантазия;
  • оригинальность оформления;
  • уровень использования межпредметных связей;
  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.         

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Внеклассная работа по информатике – предметная неделя, участие в конкурсах.

  • Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и  трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Мы участвовали  в окружных и всероссийских конкурсах («Новый взгляд», «Мой шаг в информационный мир», «Волны времени», конкурсы презентаций, «Интернешка», «Познание и творчество»), «10 кадров» и др.

Выводы и практические рекомендации.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

  1. Успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.
  2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной и творческой активности.
  3. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.
  4. Работая над развитием познавательной и творческой активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
  5. Важным педагогическим условием развития познавательной и творческой активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.
  6. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).
  7. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной и творческой активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
  8. Для решения задачи развития познавательной и творческой активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае, возможно, научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.
  9. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной и творческой активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной и творческой активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Мотивы

Познавательная, творческая деятельность

Познавательная, творческая активность

Познавательный, творческий интерес



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Отчет по проблеме "Повышение познавательной активности обучающихся на уроках информатики"

Основная задача, которая, согласно ФГОС,  стоит перед системой образования – переход на компетентностную  модель, реализация  которой  осуществляется путем системно-деятельностного...