Рабочая программа по информатике для 10 класса
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 10 класса к уч. Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 15» муниципального образования
Люберецкий муниципальный район
Московской области
Утверждаю директор МАОУ «Лицей №15» ________________________ «___»___________________2015г.
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
10 классы
(базовый уровень)
Составитель:
Чернышева Елена Валерьевна
учитель информатики и математики
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса разработана на основе рабочей программы, соответствующей программе авторского коллектива Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., (опубликованной на сайте издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/140.doc) и обеспечивается учебно-методическим комплектом, включенным в федеральный перечень учебников (приказ министерства образования РФ № 253 от 31 марта 2014г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Тип программы : базовая программа по информатике и ИКТ.
Программой предусмотрено проведение: 17 практических работ.
Основные цели обучения информатике в 10 классе:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Приоритетным для курса «Информатика и ИКТ» является формирование и развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся – формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельно создавать алгоритмы для решения задач творческого и поискового характера;
- осуществлять поиск и оценку информации по заданной теме в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
- осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Изучение информатики на базовом уровне продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий и способов деятельности. В этом направлении приоритетами являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими её участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).
Основной акцент делается на расширение и углубление знаний и умений, приобретённых учениками на предыдущем уровне обучения как в теоретической, так и в практической части.
Программой предполагается проведение практических работ (20–25 минут, согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.4.2.2821-10), направленных на отработку отдельных технологических приёмов и практикумов (проектов) – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учеников. На проведение практических работ программой отводится более 50% учебного времени. При выполнении практических работ предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. После изучения разделов «Информация», «Программирование» и «Информационные процессы» предусмотрены проверочные и контрольные работы.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учениками интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
В 10 классе организация познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения краткосрочных проектов, где необходима уже коллективная форма работы.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты изучения информатики уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате освоения курса информатики в 10 классе на базовом уровне учащиеся будут
знать/понимать
- объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
- различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
- назначение и функции операционных систем.
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (готовится к изданию)
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Самостоятельные практические работы, ч. | |||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | Информация | 10 | 5 | 5 | |
3 | Информационные процессы | 5 | 3 | 2 | |
4 | Программирование обработки информации | 18 | 8 | 10 | |
5 | Повторение. Информационные процессы. | 1 | |||
Итого | 35 | 17 | 15 | 2 |
Содержание дисциплины (35 часов)
Введение (1 ч)
Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса;
- из каких частей состоит предметная область информатики;
- технику безопасности и организацию рабочего места.
Информация (11 ч)
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации. Алфавитный и содержательный подход к измерению информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с алфавитной точки зрения;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Представление чисел в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел.
Учащиеся должны уметь:
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- определять по внутреннему коду значение числа.
Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере;
- способы представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- способы дискретного (цифрового) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
Информационные процессы (5 ч)
Хранение и передачи информации.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
Обработка информации и алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации.
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.
Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Информационные процессы в компьютере.
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ;
- что такое неймановская архитектура ЭВМ;
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры) ;
- архитектуру персонального компьютера;
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Программирование обработки информации (17 ч)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;
- система команд компьютера;
- классификация структур алгоритмов;
- основные принципы структурного программирования.
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
Программирование линейных алгоритмов.
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Логические величины и выражения, программирование ветвлений.
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор IF;
- оператор выбора select case.
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.
Программирование циклов.
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
- операторы цикла while и repeat – until;
- оператор цикла с параметром for;
- порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы.
Подпрограммы.
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функций;
- правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Работа с массивами.
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале;
- правила организации ввода и вывода значений массива;
- правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет; элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива.
Работа с символьной информацией.
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк;
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
Календарно-тематический план
10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия* | Параграф учебника, № ПР | Примечания | Дата проведения занятия | |
план | факт | ||||||
Введение | 1 | ||||||
1 | Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Урок-беседа | Введение | |||
Информация | 10 | ||||||
2 | Информация. Представление информации, языки, кодирование | 1 | КУ | §1,2 | |||
3 | Практическая работа «Представление информации» | 1 | УПР | ПР №1.1 | |||
4 | Измерение информации. Алфавитный подход | 1 | КУ | §3 | |||
5 | Измерение информации. Содержательный подход | 1 | КУ | §4 | |||
6 | Практическая работа «Измерение информации» | 1 | УПР | ПР №1.2 | |||
7 | Представление чисел в компьютере | 1 | КУ | §5 | |||
8 | Практическая работа «Представление чисел в компьютере» | 1 | УПР | ПР №1.3 | |||
9 | Представление текста, изображения и звука в компьютере | 1 | КУ | §6 | |||
10 | Практическая работа «Представление текста, изображения и звука в компьютере» | 1 | УПР | ПР №1.4 | |||
11 | Практическая работа «Представление текста, изображения и звука в компьютере» | 1 | УПР | ПР №1.5 | |||
Информационные процессы | 5 | ||||||
12 | Хранение и передача информации | 1 | КУ | §7,8 §9 сам. | |||
13 | Практическая работа «Обработка информации и алгоритмы» | 1 | УСР | §9 ПР №2.1 | |||
14 | Автоматическая обработка информации | 1 | КУ | §10 | |||
15 | Информационные процессы в компьютере | 1 | КУ | §11 | |||
16 | Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера» | 1 | УСР | §11 ПР №2.3 | |||
Программирование | 17 | ||||||
17 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 1 | КУ | §12-14 | |||
18 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | КУ | §15-17 | |||
19 | Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | УПР | ПР №3.1 | |||
20 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | 1 | КУ | §18-20 | |||
21 | Практическая работа «Программирование ветвлений» | 1 | УПР | ПР №3.2 | |||
22 | Практическая работа «Программирование ветвлений» | 1 | УПР | ПР №3.3 | |||
23 | Программирование циклов | 1 | КУ | §21,22 | |||
24 | Практическая работа «Программирование циклов» | 1 | УПР | ПР №3.4 | |||
25 | Практическая работа «Программирование циклов» | 1 | УПР | ПР №3.4 | |||
26 | Подпрограммы | 1 | КУ | §23 | |||
27 | Практическая работа «Подпрограммы» | 1 | УПР | ПР №3.5 | |||
28 | Работа с массивами | 1 | КУ | §24,25 | |||
29 | Практическая работа «Массивы» | 1 | УПР | ПР №3.6 | |||
30 | Типовые задачи обработки массивов | 1 | КУ | §26 | |||
31 | Практическая работа «Массивы» | 1 | УПР | ПР №3.7 | |||
32 | Работа с символьной информацией | 1 | КУ | §27,28 | |||
33 | Практическая работа «Работа с символьной информацией» | 1 | УПР | ПР №3.8 | |||
34 | Практическая работа «Работа с символьной информацией» | 1 | УПР | ПР №3.8 | |||
35 | Повторение. Информационные процессы. | 1 | КУ | ||||
Итого | 35 |
* Условные сокращения: КУ – комбинированный урок, УСР – урок самостоятельных работ, УПР – урок практических работ
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя. 2013
http://files.lbz.ru/pdf/mpSemakin10-11bufgos.pdf
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Программа курса «Информатика» для 10-11 классов (ФГОС). Базовый уровень
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/pk10-11bfgos.doc
“Согласовано” “Согласовано”
Председатель МО Зам. директора по УВР
___________________ ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/25/picture-1883-1711391210.jpg)
Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина
Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-18065-1445409010.jpg)
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-73531-1488922731.jpg)
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-563754-1421251193.jpg)
Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...