Главные вкладки

    Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Системы счисления».
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

    Воробьёва Елена Анатольевна
    Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе
    по теме «Системы счисления».
     
    Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.
    Научиться применять данное правило на практике.
    Цели урока:
    • расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
    •  сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
    • выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.
    Задачи урока:
    Обучающие :
    •  определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
    •  научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
    •  познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
    • вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
    •  закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;
    Развивающие :
    • развивать способность учащихся анализировать информацию;
    • развивать образное, критическое мышление;
    • развитие системного мышления.
    Воспитательные:
    • воспитание творческого подхода к работе;
    • профориентация.
    Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
     технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.
    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.
    Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму перевода чисел различного рода позиционных систем в десятичную, познакомятся с возможностями электронного программированного колькулятора.Выработают навыкиперевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную.
    Необходимое оборудование и материалы:
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx33.72 КБ
    Файл urok.pptm1.37 МБ
    Файл urok.part1_.rar3 МБ
    Файл urok.part2_.rar3 МБ
    Файл urok.part3_.rar3 МБ
    Файл urok.part4_.rar3 МБ
    Файл urok.part5_.rar3 МБ
    Файл urok.part6_.rar477.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе

    по теме «Системы счисления».

    Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.

    Научиться применять данное правило на практике.

    Цели урока:

    • расширить представления учащихся о видах представления цифровой информации;
    • сформировать представление учащихся о принципах перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
    • выработать у учащихся навыки перевода чисел позиционных систем счисления в десятичную.

    Задачи урока:

    Обучающие :

    • определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.;
    • научить применять на практике алгоритм перевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную;
    • познакомить обучающихся с техническими средствами позволяющими производить перевод чисел из одной с.с. в десятичную;
    • вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
    • закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;

    Развивающие :

    • развивать способность учащихся анализировать информацию;
    • развивать образное, критическое мышление;
    • развитие системного мышления.

    Воспитательные:

    • воспитание творческого подхода к работе;
    • профориентация.

    Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

     технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.

    Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму перевода чисел различного рода позиционных систем в десятичную, познакомятся с возможностями электронного программированного колькулятора.Выработают навыкиперевода чисел из различного рода позиционных систем в десятичную.

    Необходимое оборудование и материалы:

     ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    Учитель

    Учащиеся

    1. Организационный момент (2 мин.).

     

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем экспериментировать, немного расширим и углубим знания по информатике попытаемся, эти знания применить на практике. Каждый из вас пришел на урок с определенным настроением. У вас на столах лежат карточки с изображением эмоционального состояния. (слайд 1)Прошу вас отметить галочкой тот рисунок, который более ближе к вашему настроению на начало урока. Мне бы очень хотелось, чтобы урок вызвал у вас и у меня только положительные эмоции и настроение стало соответствовать рисунку 3. Сейчас отложите карточки на край стола, мы к ним вернемся в конце урока и проверим так ли это.

     Заполняют карточки настроения на начаор урока.

    2. Мотивационная беседа, актуализация знаний с последующей постановкой цели (5 мин.).

     

    Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке?

    На предыдущем урокемы познакомились с понятием системы счисления, её видам и научились переводить записывать числа в развернутом виде.

    Сегодня мы продолжим  работу с системами счисления. И я хочу начать урок со слов Иоанна  Вольфганга Гете Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.(слайд 2) Поднимите руки кто согласен с данным умозаключением.

    Почему вы так считаете?

    Числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления,  либо является носителем. Таким образом можно сказать - все есть число. И в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. И особенно важно не только изучать десятичную систему счисления, но и другие с.с.., ведь с помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. И преимуществом  цифровых данных является то, что их относительно  просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

    Одним из примеров подтверждающим преимущество двоичной системы счисления над десятичной является, то, что стало возможно передавать сигналы на космические расстояния в прямом смысле этого слова.

    В 1974 году  с радиотелескопа «Аресибо»  в направлении звездного кластера М13 был послан радиосигнал – первое послание человечества иным внеземным цивилизациям. Данное сообщение было представлено в двоичном графическом коде (совокупность 0 и 1)., содержало в себе цифры от 1 до 10, затем основные химические элементы нашей планеты – водород, углерод, азот, кислород и фосфор, структуру ДНК человека, схематичное изображение фигуры человека, нашу планету и телескоп, с которого было отправлено письмо (слайд 3). Видео ролик DU-20121116-25.mp3 С тех пор в близи телескопа «Аресиба»появляются изображения на полях (круги, фигуры), а в 2001 году ученые обнаружили на поле в близи Англии изображение напоминающее по своей структуре наше послание, но отражающее иные данные. (слайд 4) Послание это с другой планеты или чья-то шутка, ответ на этот вопрос ищут ученые.

    Поднимают руки.

    При помощи чисел можно представить любую информацию (рисунок, видео, звук, текст) это подтверждает наличие цифровой записи, сканирование, цифровое фото. Компьютер работает в двоичной системе счисления и это не мешает нам читать и писать текст, смотреть видео. Если сравнить качество изображения видео, записанных на кассете, и на лазерном диске, то какая запись будет более качественной.

    Так же и музыка иллюстрации, записанные в цифровом виде, будут гораздо качественнее, чем в другом формате.

    Роботы, станки управляются командами в двоичной системе счисления и с их помощью создаются новые устройстваи т.д.

    Какой можно сделать вывод?

    Знание систем счисление важно.

    А что мы на сегодняшний день знаем о системах счисления?

    Какие группы систем счисления вам известны?

    Позиционные и непозиционные с.с.

    Чем различаются данные системы счисления?

    В непозиционных системах значение цифры числа не меняется с изменением его положения в числе, а в позиционных значение цифры зависит от его положения в числе. (разряда)

    Предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить задание 1 «Распределение видов с.с. по группам» (слайд 5).

    Перед вами имеются листы самооценки. В них необходимо внести свою фамилию имя и класс. Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке согласно предлагаемым критериям оценки. Балл необходимо внести в колонку номера выполняемого задания.

    Выполняют задание 1 http://learningapps.org/display?v=phz419uc301 если нет интернет презентация 1. Заполняют лист самооценки.

    Обратите внимание на доску. (слайд 6)Вам представлено число, записанное в одной из с.с.. Определите основание числа.

    Какие числа используются в написании числа?

    Что такое алфавит с.с.?

    На какой позиции находится каждая цифра числа?

    Запищите данное число в развернутом виде.

    Запишите числа в развернутом виде.

    8, восьмеричная с.с.

    0136

    Совокупность цифр используемых для написания числа не превышающих основания.

    6-0;0-1,3; 3-2; 1-4

    Записывают.

    А теперь попробуем по внешнему виду числа определить его принадлежность к той или иной системе счисления. Выполните задание 2 перейдя по ссылки.(слайд 7) Заполните лист самооценки. Если вы правильно выполните задание , то получите сообщение.

    Выполняют задание 1 http://LearningApps.org/display?v=pdj7domu301 если нет интернет презентация2. Заполняют лист самооценки.

     Молодцы вы добились результата и перед вами сообщение.«В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Начиналась она следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей». (слайд 8)

    Возможно ли такое развитие событий?

    Непонятные числа (данные)

    Эти данные записаны в другой системе счисления.

    Да если числа записаны в не десятичной с.с.

    (НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ЧИСЛА ИЗ ЗАДАЧИ:

     

    44

     

    Через 1 год

     

    100

     

    34

     

    11

     

    10

     

    200)

     

    Ответьте на вопрос: в чем состоит странность этого письма?

     

    Из каких цифр они состоят?

    0, 1, 2, 3, 4.

    В какой системе счисления записаны данные числа, если считать , что ученый чудак писал используя только 1 с.с.?

    пятеричной

    Для того чтобы было понятно о чем идет речь в документе переведите данные числа в ту систему в которой работаем мы.

    Арабская.

    Не умеем

    В чем возникла трудность?

    Не знаем правил перевода.

    А как быть?

    Что нам необходимо для того чтобы осуществить перевод из одной из с.с в десятичную?

    Знаем правил перевода

    Чем мы с вами сегодня займемся на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. (слайд9)

    Перевод чисел из позиционных систем счисления в десятичную.

    Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (слайд 10)

    Определить правила перевода из различных систем счисления в 10 с.с.

    Научиться применять данное правило на практике.

    3. Сообщение нового материала (10 мин).

     

    Предлагаю вам самим эксперементально опрединлить с алгоритмом перевода. Для этого разбейтесь на группы по 2 человека и перейдите к файлу презентации алгоритм. (слайд 11-12)

    Ваша задача внимательно изучить примеры перевода из различных с.с в десятичную. После этого по кнопке «Перейти к построению алгоритма »перейти к слайду построения правила перевода. Распределить правила по соответствующим полям простым перетаскиванием.

     Выполняют задание

    Сверьте полученный результат с эталоном. Эталонный пример представлен в нижней части экрана. При нажатии мышкой на номер шага высвечивается действие. При необходимости исправьтесь. И оцените себя в листе самооценки.

     Выполняют задание

    Алгоритм вывешивается на доске.

    Как можно короче определить 3 шаг?

     Запишем число в развернутом виде.

    Теперь можно расшифровать документ ?

     да

    Приступим к его расшифровке (слайд8)

     решаем

    4.Самостоятельная работа(10мин).

     

    А теперь попробуйте применить полученные знания на практике и самостоятельно осуществить перевод из одной из с.с в десятичную.

    Человек немного облегчил себе труд и сократил время отводимое на перевод чисел тем что данный алгоритм перевода был занесен в память инженерного калькулятора. Откройте калькулятор Программы Стандартные калькулятор Установите тип Программист

     

    Откройте файл самостоятельное задание Перед вами две таблицы. В одну занесены координаты точек записанных в различных с.с. Переведите данные числа в 10 с.с. и впишите их в таблицу 2. Если вы верно произведете расчеты то получите некоторый рисунок.

    Dec

    1011

     

     

     

    Dec

    Oct

     

    1011

     

     

    Oct

    Bin

     

     

    1011

     

    Bin

    Hex

     

     

     

    1011

    Hex

    Рассказать про функции калькулятора.

    А теперь приступите к выполнению самостоятельной работы. Пользуйтесь калькулятором в тех случаях где можно его применить. Калькулятор переводит числа только из 2,8 и 16 с.с в. 10 и обратно. Оцените свой труд.

    Выполняют

    4. Подведение итогов урока (3 мин)Рефлексия

    Ну как настроение?

    Оцените своё эмоциональное состояние.

    Прошу вас заполнить анкету, перейдя по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/1khgcPKWgTBShbyMFyc74CGsvUjTMiW9XPnbSx2hUxbY/viewform?usp=send_form

    Заполняют

    8. Домашнее задание (1 мин).

     

    1. Выучить алгоритм перевода в десятичную систему счисления.
    2. Переведите:

    а) 1001112 = Х10

    б) 20145 = Х10

    в) 11F16 = Х10

    г) дату своего рождения в двоичную систему счисления.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)

    План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

    Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

    Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

    План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

    Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

    Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Вычисление количества информации»

    Тип урока: практическая работа.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения. Структура урока1.      Орг. момент – 1 - 2 мин.2....