Использование образовательной платформы STEPIK на уроках информатики
статья по информатике и икт

Калиниченко Надежда Алексеевна


В школьном курсе "Информатика и ИКТ" учащиеся знакомятся с устройством компьютера и стандартными программами. Компьютер же и информационные технологии не рассматриваются как средство для изучения других школьных предметов.

Цель моей работы - показать практическое использование знаний и навыков, приобретенных на уроках информатики в изучении других дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat-2.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация междисциплинарных связей

с использованием компьютерного инструментария

                                         

Содержание

Введение..……………………...…………………………………………....3

1. Междисциплинарные связи на предметных уроках

1.1. Междисциплинарные связи - один из путей совершенствования процесса обучения………………….…………………………………...…4

1.2. Междисциплинарные связи как социально-педагогическая проблема……………………………………………………………………..……..4

1.3. Необходимость установления междисциплинарных связей……….6

2. Педагогический потенциал электронных образовательных ресурсов

2.1. Электронные образовательные ресурсы как средство обучения………………………………………………………………………..8

         2.2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения…10

         2.3. Инновационные качества ЭОР нового поколения…...……….11

3. Реализация межпредметных связей с использованием компьютерного

    инструментария………...…………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………...………15


Введение

        В школьном курсе «Информатика и ИКТ» учащиеся знакомятся с устройством компьютера и стандартными программами, как правило, офисом. Компьютер же и информационные технологии не рассматриваются как средство для изучения других школьных предметов.

        Школьная практика под влиянием самодовлеющих учебных дисциплин, замкнутых школьных предметов неизбежно приводит к полной обособленности каждого преподавателя в его учебной работе.

Цель моей работы – показать практическое использование знаний и навыков, приобретенных на уроках информатики в изучении других дисциплин. На мой взгляд, наиболее эффективным способом для реализации поставленной цели служат интегрированные уроки. Такие уроки являются одним из шагов по пути к созданию спаянного коллектива преподавателей и учащихся. По мере того, как задания по различным научным дисциплинам перекрещиваются, крепнет и спайка между преподавателями.

Использование современных средств обучения способствует также повышению мотивации школьников к обучению.


1. Междисциплинарные связи на предметных уроках

1.1.Междисциплинарные связи - один из путей совершенствования

процесса обучения

Школьное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры, отвечать задаче научно-технического прогресса. Прямое влияние на содержание общего образования имеет и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, их интеграция с производством.

Термин интеграция в содержании образования означает объединение в известных пределах, в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной научной области.

Междисциплинарные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Междисциплинарные связи – как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.

1.2. Междисциплинарные связи

 как социально-педагогическая проблема

Разговор о межпредметных связях начался с того времени, когда в школе было введено раздельное преподавание учебных предметов, обусловленное базисным развитием науки.

В эпоху Возрождения прогрессивные педагоги, выступая против схоластики в обучении, подчёркивали важность формирования у учащихся представлений о взаимосвязях природных явлений.

Многообразие межпредметных связей раскрывал на обширном дидактическом материале И.Г. Посталоцци, который исходил из требования: «Приведи в своём сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они находятся в природе». Он отмечал опасность отрыва одного предмета от другого, особенно в старших классах.

Первую психологическую попытку обосновать межпредметные связи предпринял И.Г. Гербарт, отметив, что «область умственной среды» проявляется в способности воспроизвести ранее усвоенные знания в связи с теми, которые усваиваются в данный момент; в этих условиях создаются возможности применения знаний на практике.

Наиболее полное в классической педагогике обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К.Д.Ушинский.

Он выводил межпредметные связи из различных ассоциативных связей. К.Д.Ушинский подчёркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто».

Таким образом, в истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике межпредметных связей, а именно:

  • обосновалась объективная необходимость отражать реальные взаимосвязи реального мира в учебном преподавании;
  • подчёркивалась мировоззренческая функция межпредметных связей, их роль в общем умственном развитии учащихся;
  • выявлялось их положительное влияние на формирование системы знаний;
  • разрабатывались методики скоординированного преподавания различных учебных предметов;
  • предпринимались попытки готовить учителя к реализации межпредметных связей.

1.3. Необходимость установления междисциплинарных связей

Современные представления человека о мире конструируются в сложной системе наук, каждая из которых занимает определённое место в общей научной картине мира. Естественно, каждая наука не может развиваться изолированно от других. То или другое явление или определённый предмет природы может быть объектом изучения различных наук. Следовательно, в знании об одном предмете взаимосвязаны различные науки.

Объективный мир есть определённым образом организованная система, а не хаос. Наука стремится к познанию частей этой системы и существенных связей между ними.

Отдельные области науки при изучении предметов и явлений вступают в тесные связи и отношения. При этом подчас трудно разграничить одну науку от другой. Область одной науки как бы накладывается на область другой. Связи между ними существуют не вне той или другой науки, а входят в каждую из них.

Поскольку учебные предметы строятся в основном в логике той или иной науки, поскольку они не могут быть изолированы друг от друга. В этом выражается основная необходимость реализации межпредметных связей.

Современное научное знание приобретает всё более многоуровневый характер. В его системе путём «гибридизации» возникли  пограничные науки: биофизика, биохимия, физическая химия, биокибернетика.

Синтез наук происходит в процессе исследования фундаментальных объектов познания: природа, общество, человек, труд, техника, искусство, наука.

Вокруг каждого объекта возникают междисциплинарные направления, объединяющие ранее известные и новые дисциплины смежного характера путём их комплексирования.

Выводы

Установление связей между учебными предметами – необходимое условие развития системы знаний, овладения основами наук.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения, опирающегося на научную картину мира, требует органических связей между всеми составными частями содержания образования.

Согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам позволяет достигать большего эффекта в общем развитии учащихся, гармонично развивать все сферы их умственной, эмоциональной и физической деятельности.

На основе  межпредметных связей может строиться согласованная деятельность учительского коллектива и скоординированное управление всем ходом учебно-воспитательной работы.

В итоге целенаправленного воспитания, обучения и развития, основанного на реализации межпредметных связей, формируется способность учащихся целостно воспринимать окружающий мир, умение самостоятельно устанавливать существенные причинно-следственные связи между предметами и явлениями


2. Педагогический потенциал

электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

2.1. Электронные образовательные ресурсы как средство обучения

        Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

        Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.;
  • аудиовизуальные и электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, и т.п.;
  • наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, магнитные доски;
  • демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели;
  • учебные приборы: компас. Барометр, колбы и т.д.;
  • тренажеры и спортивное оборудование;
  • учебная техника.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (ЭОР). «Мультимедиа» называют вариант, когда одновременно на экране воспроизводится множество согласованных объектов, записанных в разных форматах. По существу, «мультимедиа» называют представление на экране адекватного представления действительности. Мультимедиа-технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики).

Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных Интернет-ресурсов и актуализировать весь потенциал средств обучения.

Проблемы современных электронных образовательных ресурсов на сегодняшний день заключаются в том, что существует огромное количество ресурсов в сети и на дисках, и у всех этих ресурсов можно выделить некоторые общие проблемы.

Первая проблема современных ЭОР: разные носители — разные возможности. Сначала ресурсы были наиболее распространены в Интернете и они были текстографические (Internet Explorer, html). Это все было придумано для текстов со статическими иллюстрациями. В последнее время в Интернете стали появляться моноформатные продукты. «Мультимедиа» раньше могли делать только на диске, так как мультимедиа— это активный контент, где каждый объект может откликаться на действие пользователя. Эти продукты имеют огромный рабочий поток — несколько мегабит в секунду, что в сети было сделать нельзя.

Вторая проблема — отсутствие унификации (разные производители — разные условия использования). Часто бывает, что время изучения способов работы с диском сравнимо с изучением предмета, который диск представляет.

Третья проблема — детерминированность. Дело в том, что и до появления компьютера говорили о необходимости индивидуальной образовательной траектории. Когда компьютеры появились в общеобразовательных учреждениях, многие решили,  что эта проблема будет замечательно решена, но до сих пор ни один ЭОР в своей архитектуре не предполагал индивидуального маршрута образования.

2.2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения

Электронные образовательные ресурсы нового поколения базируются на открытых образовательных модульных системах. На сегодня существует очень мощная точка доступа к федеральным центрам информационных образовательных ресурсов, адрес: http://eor.edu.ru/ или http://fcior.edu.ru.

Структура совокупного контента открыта. Если  появились новые знания по предмету, появляются и новые тематические элементы. Общая архитектура системы очень проста. В центральном хранилище образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) — сейчас около 8000 модулей по 10 предметам. Хотя, хранилищем может выступать и региональное хранилище и даже сервер школ и так далее. Для пользователя организуется локальное хранилище избранных ЭУМ. Для того чтобы эти ЭУМ можно было воспроизвести, существует простое ПО, называется «ОМС-клиент». Он включает органайзер и плеер. Органайзер организует локальное хранение пользователя: один раз скачивается модуль и навсегда остается у пользователя —  больше трафик тратить не нужно. А плеер воспроизводит ЭУМ.

Какие преимущества  в данной архитектуре? Отсутствие содержательных и технических ограничений. Раньше делали образовательный продукт для сети или для диска, сейчас такой проблемы нет. И плеер ОМС, и органайзер составлены из стандартных кодеков и программ. И они обращаются к стандартным же мультимедиа и приложениям: «script-тайм», «java-машина» — никаких изобретений здесь нет.

Возможность построения авторского курса индивидуальной образовательной траектории обеспечивается наличием вариативов. Основное преимущество такой реализации современных ЭОР заключается в том, что система имеет неограниченный жизненный цикл. Не надо ее переделывать, как диск. При необходимости можно просто закрыть для пользователя некоторые модули. Очень важное преимущество — сами электронные учебные модули открыты для изменения. На самом деле структура модуля — это просто реализация унифицированных требований. Структура модуля: это zip-архив, в котором пять папок. Одна папка — мультимедиа-компоненты, другая — «скрипт» (сценарий), третья — моделлер, четвертая — метаданные и еще одна папка — специальная, связывающая. Так вот единственно зависящая вещь в отношениях «человек-машина» — это «скрипт». Для «скрипта» используются java-скрипт и xml. Это интерпретированные языки, что означает, что любой пользователь может открыть модуль, что ему доступен исходный текст сценария.

По сравнению со всеми известными нам учебными продуктами, современные электронные образовательные ресурсы могут использовать пять новых педагогических ресурсов. Первый из них — интерактив — то есть взаимодействие пользователя с ресурсом. Второй — это мультимедиа-представления, адекватное реальному представлению о процессах. Третий — моделирование и представление результатов моделирования. Коммуникативность — четвертый — обеспечит нам общение. Ну, и, наконец, производительность пользователя.

2.3. Инновационные качества ЭОР нового поколения

Первое — обеспечение всех компонентов образовательного процесса (книга обеспечивает только получение информации).

Второе — повышение эффективности самостоятельной работы за счет использования активных деятельностных форм обучения. Мы имеем возможность в деятельностной форме изучать все существующие объекты и процессы.

Третье — расширение полнофункционального образовательного пространства за рамки аудитории. Теперь домашнее задание может включать в себя не только работу с текстом, написание формул, но и лабораторную работу, аттестацию любого уровня. То есть традиционно аудиторные виды занятий теперь можно перенести в сектор самостоятельной работы.

Четвертое — обеспечение личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, использование современных ЭОР позволяет решать  новые задачи педагогических технологий — это увеличение времени общения с учениками в классе, переход от вещания к дискуссии, перенос неинтерактивных компонентов аудиторных занятий в сектор самостоятельной учебной работы, реализацию личностно-ориентированного обучения.


3. Реализация межпредметных связей с использованием

компьютерного инструментария

С целью повышения мотивации к обучению, мною  совместно с учителем по литературе был подготовлен и проведен урок-обобщение по материалу, изученному по предмету литература в 7 классе. Подготовка  и проведение урока были спланированы совместными усилиями и включали в себя несколько этапов:

1 этап. Перед детьми были поставлены две задачи - разделиться на команды по два человека и выбрать автора или произведение из школьного учебника по литературе, о котором они хотели бы сделать презентацию

2 этап. Используя Инетрнет-ресурсы, дети подготовили необходимый материал и представили его для редакции учителю литературы.

3 этап. Учитель информатики продемонстрировал перед учениками возможности офисных программ Publisher и Power Point.

4 этап. Ученики представили электронные презентации и буклеты для окончательной редакции учителю литературы.

5 этап. Учитель информатики создал общую презентацию урока, включающую в себя ученические работы.

6 этап. Урок-презентация.

Данный урок позволил каждому из учителей решить свои задачи:

  • учителю литературы – обобщить материал, изученный в течение учебного года;
  • учителю информатики – обучить работе с различными видами информации с помощью ИКТ, выработать навыки применения средств ИКТ при выполнении  коллективных проектов.

Интегрированный урок обществознание-информатика.

При подготовке к этому уроку класс был разделен на четыре команды,  и каждая команда получила от учителя по обществознанию свою тему, на которую должен был быть изготовлен буклет и презентация для выступления перед учащимися всего класса.

При проведении урока были использованы элементы игры. Представители команд выступили со своими презентациями. Во время выступления ученики из других команд имели возможность оценить работу команды на специальных бланках. Команды обменялись ребусами и загадками в рамках тех тем, которые они представляли. Буклеты были представлены отдельно. По итогам урока счетной комиссией была выбрана команда-победитель.

Интегрированный урок латинский язык-информатика.

Перед учениками седьмого класса были поставлены две задачи: разделиться на команды по два человека и выбрать крылатое выражение на латинском языке (ученики гимназии изучают латинский язык с 5 по 7 класс). Используя Интернет-ресурсы, предоставленные учителем латинского языка, дети отобрали материал (тексты и рисунки), иллюстрирующие выбранное крылатое высказывание.

Используя уже знакомые программы Publisher и Power Point, ученики создали свои презентации и буклеты. Урок был проведен аналогично уроку обществознание-информатика.

Практика показала, что подготовка к подобным урокам длится приблизительно месяц, поэтому рационально проводить в течение учебного года 3-4 интегрированных урока.

Я считаю, что одним из самых важных достоинств таких уроков является то, что подготовка к ним проходит в атмосфере тесного сотрудничества учителей и учеников


Заключение

Учебные программы по предметам естественно-научного цикла требуют от учителей данных предметов решения общих учебно-воспитательных задач. Данные задачи могут быть решены лишь с помощью межпредметных связей.

Использование компьютерного инструментария позволяет повысить информационную культуру школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, развить творческий и познавательный потенциал школьника.

Таким образом, проблема систематизации интегрированных уроков с использованием компьютерного инструментария является на сегодняшний день актуальной.


Список используемой литературы

  1. http://vio.fio.ru Вопросы Интернет-образования - Кондрашов В. Межпредметные связи 
  2. http://www.author-edu.ru  Круглый стол «ЭОР нового поколения в вопросах и ответах»
  3. http://www.iro.yar.ru Павлова З.А. Нестандартный урок литературы
  4. http://www.ed.gov.ru «Электронные образовательные ресурсы» федеральной целевой программы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных платформ в образовательном процессе

Традиционная классно-урочная система уже не обеспечивает качество образования, как это было в индустриальную эпоху. В то же время отменить ее тоже невозможно Один из вариантов решения - персонализация...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ

Материал собержит перечень образовательных платформ, с помощью которых можно проводить дистанционные уроки....

Использование образовательных платформ Nearpod, Plickers и Assemblr Edu на уроках английского языка.

Статья по теме "Использование образовательных платформ Nearpod, Plickers и Assemblr Edu на уроках английского языка."...

Использование образовательной платформы STEPIK на уроках информатики

Прогораммирование является неотъемлимой частью курса Информатики и ИКТ в школе.Образовательная платформа STEPIK предоставляет бесплатный ресурс для учителя.Здесь можно создать на курсе свой класс и сл...

Использование образовательных платформ на уроках английского языка

Сегодня важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и  обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. По сути, это и есть главная задача новых обра...

Использование образовательной платформы ЦОС на уроках биологии

В работе приведена инструкция по применению платформы ЦОС на уроках биологии. 8 класс-кровеносная система...