Компьютерная графика
рабочая программа по информатике и икт на тему

Чаркина Елена Николаевна

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternaya_grafika_programma.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерная  графика

2014 г.


Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Разработчики:

Чаркина Е.Е.. преподаватель БПК.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерная  графика

1.1. Область применения программы

    Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина принадлежит к вариативной части циклов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
  • изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
  • рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
  • научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.

В результате освоения дисциплины обучающийся

Должны уметь:

1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы Inscape, а именно:

  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение;
  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
  • работать с контурами объектов;
  • создавать рисунки из кривых;
  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
  • получать объёмные изображения;
  • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

2)        редактировать изображения в программе Gimp, a именно:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных
    инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств

художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);
  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
  • применять к тексту различные эффекты;
  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;
  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;
  • ретушировать фотографии;

3)        выполнять обмен файлами между графическими программами.

Должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
  • методы сжатия графических данных;
  • проблемы преобразования форматов графических файлов;
  • назначение и функции различных графических программ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  369 часов  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  246 часов;

самостоятельной работы обучающегося   123  часа.

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

369

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

246

в том числе:

     лабораторные занятия

*

     практические занятия

110

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

123

в том числе:

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Рефераты.

Доклады.

Создание изображений на выбранную тематику (домашнее задание).

Изготовление плакатов на заданную тему.

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной и методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Написание сообщений.

Составление доклада по определенной теме (на выбор студентов).

Составление списка литературы для самообразования по определенной теме.

Составление плана, тезисов статьи.

Формулирование вопросов для одного из видов опроса.

Составление собственных каталожных карточек или библиографических списков.

Разработка методологического аппарата собственного исследования.

Создание модели работы над проектом.

*

*

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Компьютерная  графика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Основы изображения.

Тема 1.

Методы представления графических изображений

Содержание учебного материала

14

1

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ. Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

1,2

Практические занятия

Конвертация файлов компьютерной графики.

Установка и настройка программных средств компьютерной графики.

Обмен файлами между графическими программами

11

Тема 2.

Цвет в компьютерной графике

Содержание учебного материала

14

1

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).

1,2

Практические занятия

Формирование цветов различных цветовых моделей.

11

Лабораторные работы

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 2.

Программы векторной графики.

Тема 1.

 Основы работы в программе векторной графики

Содержание учебного материала

        

14

1

Введение в программу Inscape.Рабочее окно программы Inscape.Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.Основы работы с объектами.Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.

Закраска рисунков.Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.Вспомогательные режимы работы. Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.

Создание рисунков из кривых. Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

2

Практические занятия

Рабочее окно Inscape

Основы работы с объектами

Закраска рисунков

11

Раздел 3.
Дополнительные возможности обработки векторных изображений

Тема 1.

Методы упорядочения и объединения объектов

Содержание учебного материала

14

1

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.

1,2

Практические занятия

Расположение объектов на холсте

Основные операции с объектами

Методы упорядочения и объединения объектов

11

Тема 2.

Дополнительные инструменты векторного редактора

Содержание учебного материала

14

1

Эффект объема.Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

Перетекание.Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

Работа с текстом.Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Сохранение и загрузка изображений в Inscape.Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях  программы  Inscape Импорт  и  экспорт  изображений  в Inscape

1

Практические занятия

Вспомогательные режимы работы

Создание рисунков из кривых

Эффект объема

Эффект перетекания

Работа с текстом

Сохранение и загрузка изображений в Inscape

11

Раздел 4.

Монтаж и улучшение изображений растрового редактора

Тема 1.

Введение в программу Adobe PhotoShop

Содержание учебного материала 

10

1

Рабочее окно программы Gimp

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.

2

Практические занятия

Настройка программы Gimp

Рабочее окно Gimp

11

Раздел 5.
основы работы в редакторе растровых изображений

Тема 1.

Выделение областей.

Маски и каналы.

Содержание учебного материала

14

1

Выделение областей

Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения.

Маски и каналы

Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах.

1,2

Практические занятия

Работа с выделенными областями

11

Лабораторные работы

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.

Основы работы со слоями. Создание коллажа.

Содержание учебного материала

14

1

Основы работы со слоями

Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.

Рисование и раскрашивание

Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.

1,2

Практические занятия

Маски и каналы

Создание коллажа.

Основы работы со слоями

Рисование и раскрашивание

11

Раздел 6.

Коррекция изображений.

Тема 1.

Цветовая и тоновая коррекция изображений.

Содержание учебного материала

14

1

Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тс новой коррекции. Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой коррекции.

2

Практические занятия

Основы коррекции тона

Основы коррекции цвета

11

Тема 2.

Ретуширование фотографий. Работа с контурами.

Содержание учебного материала

14

1

Методы устранения дефектов с фотографий. Осветление и затемнение фрагментов изображений вручную. Повышение резкости изображения.

Назначение контуров. Элементы контуров. Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделение Использование контуров обрезки для добавления фрагмента фотографии к иллюстрации, созданной в программе рисования.

1

Практические занятия

Ретуширование фотографий

Основы работы с контурами

11

Всего:

369

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

ПК, принтер, сканер, мультимедиа проектор, инструменты для работы с электронными узлами, паяльник.

Технические средства обучения:

мультимедиа проектор, логические схемы, электронные узлы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Глушаков С.В."Компьютерная графика".-М.:АСТ,2005.
  2. Кларк Т.М. Фильтры для Gimp. Спецэффекты и дизайн. — М.; СПб.; Киев: ДИАЛЕКТИКА, 2005.
  3. Мураховский В.И. Компьютерная графика.-М.:АСТ-ПРЕСС СКД, 2005.
  4. Олтман P. Inscape 12. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2007.
  5. ТайцА.М., ТайцА.А. Inscape 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  6. Тайц A.M., Тайц A.A. Gimp. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  7. Эйнджел Э. Интерактивная компьютерная графика. Вводный курс на базе. Второе издание. М., Сп-б, Киев, Издательский Дом «Вильямс», 2005;.

Дополнительные источники:

  1. Корриган Дж. Компьютерная графика.-М.:ЭНТРОП,2005.
  2. Маров М.Н. Энциклопедия 3ds max 5.- СПбю.:Питер - Принт, 2005.
  3. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. Учебник .—СПб.: Питер, 2007.
  4. Пореев В.Н. Компьютерная графика. Учебное пособие. СПб. BHV-Санкт-Петербург, 2002.
  5. Энджел Э. Интерактивная компьютерная графика. Вводный курс на базе OpenGL. М.: Диалектика, 2005. - 592 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

практические занятия

выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение;

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, , домашнее задания

формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

индивидуальные задания, рефераты, , домашнее задания

закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

работать с контурами объектов;

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, , домашнее задания

создавать рисунки из кривых;

создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

домашнее задания, доклады, работы над проектом

получать объёмные изображения;

применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);

создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

индивидуальные задания

выделять фрагменты изображений с использованием различных
инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

домашнее задания, доклады, работы над проектом

перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

редактировать фотографии с

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, домашнее задания

использованием различных средств

художественного оформления;

индивидуальные задания

сохранять выделенные области для последующего использования;

домашнее задания, доклады, работы над проектом

монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

практические занятия, индивидуальные задания

применять к тексту различные эффекты;

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, домашнее задания

выполнять тоновую коррекцию фотографий;

индивидуальные задания

выполнять цветовую коррекцию фотографий;

домашнее задания, доклады, работы над проектом

ретушировать фотографии;

индивидуальные задания

выполнять обмен файлами между графическими программами.

домашнее задания, доклады, работы над проектом

Знания:

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

индивидуальные задания

особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

практические занятия, индивидуальные задания

методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

домашнее задания, доклады, работы над проектом

способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, , домашнее задания

способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

методы сжатия графических данных;

доклады,  разбор ситуационных заданий, поиск ошибок и их анализ

проблемы преобразования форматов графических файлов;

доклады,  разбор ситуационных заданий, поиск ошибок и их анализ

назначение и функции различных графических программ.

практические занятия, индивидуальные задания, рефераты, работы над проектом, домашнее задания