Рабочая программа по информатике для 7 класса.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Тихонова Евгения Леонидовна

Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена соответственно требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7klass.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

   Л.Н.Миронова

Рассмотрено и обсуждено на заседании ШМО учителей предметов математического цикла протокол № 1 от «___» августа 2015 г.

Руководитель ШМО _______                          

Согласовано:

заместитель директора школы по УВР ______/О.В.Корунова/

«___» августа 2015 г.

Утверждаю:

Директор школы

________ Н.А.Фомина

Приказ  № ____О/Д

 от «___» августа 2015 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТдля 7 класса

учителя информатики и ИКТ

Тихоновой Евгении Леонидовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___от

«___ »__________ 2014г.

                                                     2015 -2016  учебный год

                                                     Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
  4. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2008).
  5. Обязательный минимум содержания основного общего общего курса информатики;
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;
  7. Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2008)

Входящее в РП календарно-тематическое планирование представляет вариант структурированного учебного процесса, предназначенного для реализации программы курса информатики, рассчитанного на 1 ч. в неделю. Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и требованиям, предъявляемым  к уровню подготовки выпускников основной школы.

Календарно-тематическое планирование определяет обязательную часть учебного курса,  конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В нём реализуется доступное изложение учебного материала, определена последовательность этого материала, логика учебного процесса, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности.

Программа по информатике и ИКТ для 7 класса рассчитана на 35часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

– контрольных работ –4;

– практических работ (10-15 мин) – 12.

Место курса в решении общих целей и задач обучения

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение в II–XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, а за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Изучение информатики и ИКТ в  V-VII классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  V-VIIклассов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Содержание курса информатики и ИКТ для VII класса

Общее число часов – 35 ч.

1. Объекты и их имена (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

3. Алгоритмика (9 ч).

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

VII класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • методического пособия для учителя под редакцией Босовой;
  • рабочей тетради для ученика;
  • текстового процессора Word;
  • табличный процессор;
  • графических редакторов: Paint, Crauola;
  • пакета презентационной графики PowerPoint;
  • методических разработок автора программы (metodist.lbz.ru/ avt_masterskaya_BosovaLL.html)

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Объекты и системы.

6

1

Информационное моделирование.

20

2

Алгоритмика.

9

1

Итого

35

4


Тематическое (поурочное) планирование

Кол-во час

Тема

Задачи урока

Виды  деятельности

                                                   Дата

1

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Обеспечить усвоение техники безопасности и санитарных норм при работе за ПК. Обобщить представления об объектах, актуализация ранее изученного материала об объектах операционной системы Windows Обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы.

Объяснение нового материала

1

1

Состав объектов.

Системы объектов.

Закрепить представления об отношениях объектов; повторить основные приёмы создания текстовых объектов. Обобщить представления о системах объектов; освоить новые приёмы создания текстовых объектов.

Объяснение нового материала

1

1

Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система.

Углубить представления о системах объектов, дать представление о взаимодействии системы и окружающей среды; освоить новые приёмы создания текстовых объектов. Закрепить представления о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе.

Проверить знания по теме «Объекты и системы».

Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков

1

1

Модели объектов и их назначение. Информационные модели.

Обобщить сведения по теме «Объекты и системы»; сформировать представления учащихся о моделях и моделировании.

Уточнить представления учащихся об информационных моделях; повторить прием работы со средствами векторной графики текстового процессора Word.

Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков

1

1

Словесные информационные модели.

Словесные информационные модели.

Сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях

Комбинированный урок

1

1

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме: «Информационное моделирование».

Проверить степень сформированности умений и навыков.

1

1

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Упорядочить имеющиеся представления учащихся о табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Отработка практических умений и навыков

1

1

Логические задачи.

Табличное решение логических задач.

Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, закрепить представление о табличном способе решения логических задач, закрепить навыки создания таблиц.

Отработка практических умений и навыков

1

1

Вычислительные таблицы.

Вычислительные таблицы.

Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление о вычислительных таблицах, сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

Отработка практических умений и навыков

1

1

Знакомство с электронными таблицами.

Работа с электронными таблицами.

Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях, сформировать представление об электронных таблицах, сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах.

Отработка практических умений и навыков

1

1

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Визуализация многорядных данных.

Сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц. Сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц. Расширить представления учащихся о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм, расширить навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц.

Объяснение нового материала

1

1

Многообразие схем.

Информационные модели на графах.

Деревья.

Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о многообразии схем, сформировать умения построения схем.

Расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы, развить умения построения схем Сформировать у учащихся представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы.

Объяснение нового материала

1

1

Контрольная работа №3 по теме: «Информационное моделирование».

Работа над ошибками

Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Информационное моделирование».

Урок контроля и проверки знаний

1

 1

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнители алгоритмов.

Добиться освоения основного понятия алгоритма как модели деятельности исполнителя алгоритмов.

Объяснение нового материала

1

1

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником

Научить использовать при описании алгоритмов исполнителя Чертежник.

Научить использовать вспомогательные алгоритмы. Развивать представления учащихся об алгоритмах. Сформировать представление о циклических алгоритмах  и выработать навыки их разработки.

Отработка практических умений и навыков

1

1

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика

Сформировать общие представления о функциях, выполняемых человеком, компьютером и исполнителем алгоритмов. Отработать общие действия, выполняемые исполнителем алгоритмов.

Объяснение нового материала Отработка практических умений и навыков

1

1

1

Контрольная работа №4 по теме: «Алгоритмика».

Итоговый проект.

Защита проектов.

Проверить степень сформированности умений и навыков.

Сравнить и обсудить с учащимися первоначальной идеи и окончательного варианта проекта. Обучить защите проектов.

Урок проверки навыков умений, сформированных по теме.


Литература и средства обучения.

Преподавание курса «Информатика 7 класс» в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 (основной);

*Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание,

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • мультимедиапроектор;
  • принтер;
  • сканер;

Программные средства;

  • операционная система Windows;
  • пакт офисных приложений MicrosoftOffice;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор WinZip (Winrar).  

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V-VII классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...