Исследовательская работа: "Компьютер и его влияние на здоровье школьника"
проект по информатике и икт (5 класс) на тему

Шубина Екатерина Александровна

Научно практическая конференция.

Тема работы: "Компьютер и его влияние на здоровье школьника" выполнили ученики 4 класса, руководитель: Шубина Е. А.

Нас и наших родителей очень волнует вопрос о влиянии компьютера на здоровье детей.

Цель исследования: выявить, какое влияние оказывает компьютер на здоровье школьника.

Задачи:

1. Исследовать литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника.

2. Провести анкетирование одноклассников и исследовать полученные результаты.

3. Разработать и распространить памятку по сохранению здоровья во время работы за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа844.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Березовский

Компьютер и его влияние на здоровье школьника

Авторы: 

Мальцев Матвей, Полуэктова Нина

учащиеся 4А класса

Руководитель: 

Шубина Екатерина Александровна

учитель информатики

г. Березовский

2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Основные положительные факторы для школьника в использовании компьютера…………………………………………………………..……………4

1.2. Основные вредные факторы, действующие на школьника во время работы за компьютером……………………………….………..………………...5

1.2.1. Сидячее положение………………………………………………………...5

1.2.2. Воздействие на зрение……………………………………………………..5

1.2.3. Воздействие электромагнитного излучения монитора………………….6

1.2.4. Перегрузка суставов кистей рук…………………………………………..7

1.2.5. Компьютерная зависимость………………………………………………..8

1.2.5.1. Симптомы компьютерной зависимости у школьника…………………9

1.3. Технологии помогающие сохранить здоровье при работе за компьютером………………………………………………………………………9

1.3.1. Организация рабочего места………………………………………………9

1.3.2. Организация рабочего процесса…………………………………………10

1.3.3. Специальное питание для глаз…………………………………………...11

1.3.4. Гимнастика для глаз………………………………………………………11

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ………………………………………..11

2.1. Исследование результатов анкетирования………………………………..11

2.2. Материалы…………………………………………………………………...14

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...14

Приложение 1…………………………………………………………………….15

Приложение 2…………………………………………………………………….16

Введение

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Нынешние дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для нас, школьников – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако нас и наших родителей очень волнует вопрос о влиянии компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он?

 Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего ребенка компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - взрослые должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.

Цель исследования: выявить, какое влияние оказывает компьютер на здоровье школьника.

Задачи:

1. Исследовать литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника.

2. Провести анкетирование одноклассников и исследовать полученные результаты.

3. Разработать и распространить памятку по сохранению здоровья во время работы за компьютером.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Основные положительные факторы для школьника в использовании компьютера

Какой от компьютера прок?

Никто, разумеется, не может отрицать, что компьютер способен дать много чего полезного для развития ребенка: Общее обучение с помощью компьютера происходит быстрее и интереснее. Техника дает возможность получить многообразную информацию: материалы электронных энциклопедий с картинками и иллюстрациями, мнение современных ученых и сверстников.

Ускоряется развитие зрительной и зрительно-моторной функций. Этому способствует отслеживание движения курсора, нажатие клавиш на клавиатуре и мышке.

Формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивается ребенок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел.

Происходит развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти.

Появляется техническая грамотность.

Но все это происходит только, если ребенок вовремя попадает за компьютер. При этом он должен не только играть в «стрелялки» и «бродилки», а целенаправленно заниматься.

1.2. Основные вредные факторы, действующие на школьника во время работы за компьютером

О пользе и вреде компьютера можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, школу… Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему мы поднимаем в своей работе.

Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и, в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать зависимость учащихся 4-го класса от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

1.2.1. Сидячее положение

Даже если человек сидит за компьютером в расслабленной позе, она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. 

1.2.2. Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали рисунка. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

В результате работа за компьютером серьезно перегружает наши глаза. Если, к тому же, монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать.

У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

1.2.3. Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор - это источник практически всех видов электромагнитного излучения. В зависимости от воздействия на объект, эти излучения бывают ионизирующими и неионизирующими.

К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты. Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образования ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, содержащаяся в ней, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Одним словом, ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму встречу с ними.

Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая качественную технику.

1.2.4. Перегрузка суставов кистей рук

От постоянных ударов по клавишам нервные окончания подушечек пальцев немеют, возникает слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Каковы же причины возникновения этого заболевания, которое называется карпальный туннельный синдром запястья (КТС)? Главная причина – длительная, однообразная, неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий.

В наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые по много часов совершают однообразные, мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

1.2.5. Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Она наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.

Возникновению компьютерной зависимости способствует нарушение общения со сверстниками. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости, компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.).

 Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Признаки компьютерной зависимости:

- если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

- провел хотя бы одну ночь у компьютера;

- прогулял школу, так как сидел за компьютером;

- приходит домой, и сразу к компьютеру;

- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

- пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем

заняться, если компьютер сломался;

- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за

компьютером.

1.2.5.1. Симптомы компьютерной зависимости у школьника

1) Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером; появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

2) Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, с учителями, со сверстниками; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

3) Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни. Жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию.

1.3. Технологии помогающие сохранить здоровье при работе за компьютером

1.3.1. Организация рабочего места

Монитор компьютера должен стоять прямо перед Вами, а не сбоку. Расстояние между Вашими глазами и экраном должно быть примерно 50-70 сантиметров.

Работать за компьютером более удобно, если смотреть на экран немного сверху вниз. Оптимальное положение, когда экран монитора на 15-20 градусов ниже уровня глаз. В этом случае снижается нагрузка на механизм фокусировки глаз (Рисунок 1).

При работе на клавиатуре Ваши руки должны быть параллельны полу, а ноги –  стоять на полу или на подставке для ног. Возможно, для этого придется поднять или опустить кресло. Старайтесь держать спину прямо и расправить плечи.

1.3.2. Организация рабочего процесса

- Чтобы снизить зрительное напряжение делайте 10-15 минутный перерыв каждый час работы за компьютером.

- Работайте по принципу 20/20 (отрывайте глаза от экрана каждые 20 минут на 20 секунд и обводите помещение взглядом). Это позволит уменьшить проблемы с фокусировкой взгляда.

- Когда человек сосредотачивается на чем-либо, он часто непроизвольно задерживает дыхание, что вызывает напряжение различных групп мышц, в том числе и тех, которые управляют движением глаз. Постоянное напряжение приводит к головной боли. Это, так называемые, головные боли напряжения. Постарайтесь дышать ровно и свободно.

- Чтобы предотвратить сухость глаз, постарайтесь чаще моргать. В процессе моргания глаз становится влажным.

И, наконец, чтобы снизить негативное влияние компьютера на зрение, рекомендуется использовать специальные очки для работы на компьютере, которые сейчас можно купить в любой оптике.

Кроме того, разработаны специальные упражнения для глаз, которые помогут избежать многих проблем, обусловленных возникновением “Компьютерного зрительного синдрома”

1.3.3. Специальное питание для глаз

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает настой или отвар шиповника, клюква.

1.3.4. Гимнастика для глаз

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.1. Исследование результатов анкетирования

Среди своих одноклассников мы провели анкетирование (анкета представлена в Приложении 1). Всего было опрошено 25 человек. Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:http://obuchonok.ru/images/anketa1.jpg

1) Большинство учащихся (93%) имеют дома компьютер.

На рисунке 2 видно, что 91% учеников проводят за компьютером 1-2 часа в день, а 9% - более 4-х часов в день, что недопустимо в таком возрасте.

2) Мы выяснили, что 39% ребят начали играть на компьютере с раннего возраста – с 4-х лет, 40% - с 7 лет, 21% - с 5-6 лет (Рисунок 3). Диаграмма количества времени за компьютером

Диаграмма количества детей, играющих с раннего возраста

3) 69% опрошенных школьников ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 18% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм, 13% - затрудняются ответить (Рисунок 4).

Результаты анкетирования желания школьников игратьРезультаты анкетирования общения одноклассников по электронной почте

4) 21% учеников предпочли общение по электронной почте, 46% общение с другом наяву, 33% - не важно, как общаться (Рисунок 6).

5) 70% ребят выбрали компьютер вместо катания на коньках (Рисунок 5).Результаты анкеты выбор компьютера вместо коньков

6) В ходе анкетирования мы постарались выяснить, пребывали ли школьники в плохом, раздраженном настроении, если был сломан компьютер? 24% школьника пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 76% - не испытывают зависимости (Рисунок 7).

Результаты анкетирования раздражительности школьниковРезультаты анкетирования конфликтности детей

7) На вопрос, конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером, 82% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 18% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером (Рисунок 8).

8) Большая часть (43%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических заданий (Рисунок 9).

Результаты анкетирования предпочитаемых школьниками игр

Результаты анкеты предпочтения компьютера вместо книг

9) На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 40% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 24% предпочитают стратегии, 36% предпочитают логические игры (Рисунок 10).

10) Устают глаза при работе с компьютером у 52% опрошенных, у 45% глаза не устают, а 3% не придают значения этому (Рисунок 11).

11) На рисунке 12 видно, что 54% школьников заботятся о своем здоровье – делают гимнастику для глаз.

Результаты анкетирования на усталость глаз одноклассников                           Результаты анкетирования проведения гимнастики для глаз

12) 9% учащихся не знают нормы работы за компьютером или пренебрегают ими. 24% школьников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики. На вопрос, знаете ли Вы, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 56% ответили, что знают, 44% ответили – нет.

2.2. Материалы

Исследование проводилось среди учащихся 4А класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Березовский в январе 2015 года. Всего обследовано 25 человек. Исследование проводилось на основе анкетирования.

ВЫВОДЫ

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость.

Работа по вопросу влияния компьютера на психическое здоровье учеников 4А класса велась в течение месяца. Вопросы и проблемы, поднятые в нашей работе, привлекли внимание наших одноклассников. Пока симптомы психической зависимости никак не проявляются у учеников нашего класса, но мы думаем, что это может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования.

Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, нас очень заинтересовали, потому что каждый должен знать, как уберечь себя от негативного влияния компьютера.

В ходе работы мы научились проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные.

Мы провели профилактическую работу среди своих одноклассников. Она включала в себя распространение памятки с комплексом упражнений для глаз (памятка представлена в Приложении 2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Г.Л. Билич, Л.В. Назарова / Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.

2. И.А. Ермилова /Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ И.А. Ермилова //Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

3. И.А. Ермилова /Ограничьте просмотр передач!/ – 2008 - №8, стр.22.

4. С.В. Попов / Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г.

5. В.П. Леонтьев /«Новейший самоучитель. Компьютер + интернет»,
Харьков, 2011.

6. В.П. Леонтьев /Компьютер. Настольная книга школьника.

7. Журнал "Домашний компьютер" - №10, 2001год

Приложение 1

Анкета

1. Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) от 4 до 10 часов

2. С какого возраста вы играете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 7 лет; в) свой вариант ответа _______________

3. Есть ли у вас постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю

4. С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю

5. Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом наяву; в) не важно как

6. Может ли заменить вам компьютер катание на коньках?
а) да; б) нет; в) не знаю

7. Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как

8. Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?
а) нет; б) да;

9. Придя домой, вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;

10. Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения

11. Пребывали ли вы в плохом, раздраженном настроении, не могли
ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

12. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) да; б) нет

13. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических заданий

14. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 10 часов

15. Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения

16. Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится

17. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно

18. В какие игры вы предпочитаете играть?
а) бродилки; б) стратегии (стрелялки); в) логические

19. С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю

Приложение 2

Памятка

Продолжительное сидение перед монитором компьютера приводит к переутомлению глаз: белки краснеют, начинает болеть голова. Мы предлагаем вам несколько простых упражнений, которые помогут вашим глазам не уставать. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

Зарядка для глаз

1. Горизонтальные движения глаз: направо – налево;

2. Вертикальные движения глаз: вверх – вниз;

3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении;

4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе;

5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении;

6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся»;

7. Частое моргание глазами;

8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.