Циклы в Паскале
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему

Урок в 10 классе - Циклы в Паскале

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_.doc104 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc135 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 10

Раздел программы: Алгоритмизация и программирование.

Тема урока: Операторы цикла в Паскале.

Цель урока: формирование навыков практического применения приемов и способов решения задач циклических алгоритмов.

Задачи урока:

обучающие:

  • отработать знания, умения и навыки работы с операторами цикла в Паскале;
  • сформировать умения учащихся работать с тестовыми материалами.

развивающие:

  • развивать алгоритмическое и логическое мышление;
  • развивать творческую активность, познавательный интерес.

воспитательные:

  • побуждать к самостоятельной учебной деятельности – от постановки проблемы до ее практического решения;
  • способствовать профессиональному самоопределению.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформированность алгоритмического, логического и аналитического мышления; умений обучающихся: писать и отлаживать программы циклической структуры;
  • закрепление знаний, умений и навыков работы с операторами цикла в Паскале;
  • сформированность умений и приобретение опыта работы учащихся с тестовыми материалами;
  • владение приемами и способами решения задач циклической структуры

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, принятию самостоятельных решений;
  • мотивация учащихся к практической деятельности в целях дальнейшего профессионального самоопределения;
  • активная познавательная и творческая деятельность.

Метапредметные:

  • умение анализировать, формулировать цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
  • способность участвовать в обсуждениях, формулировать собственное мнение;
  • умение сотрудничать с педагогом и другими учащимися, определять способы взаимодействия, вести дискуссию;
  • умение осуществлять совместную деятельность: согласование и координацию деятельности в подгруппах, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива и определение своего уровня усвоения учебного материала.

Интегрированные:

  • умение учащихся управлять собственной деятельностью от цели до планируемого результата;
  • умение выбрать способы действий в соответствии со своим индивидуальным стилем деятельности;
  • умение ориентироваться в различных ситуациях, использовать способы и приемы по достижению поставленной цели.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование занятия:

  • маркерная доска, маркер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютеры, локальная сеть;
  • среда программирования - используется бесплатно распространяемая система программирования PascalABC, позволяющая посредством гиперссылок демонстрировать работу программ непосредственно из презентации.

Методическое обеспечение занятия:

  • учебно-методический комплекс:
  • презентация «Циклы в Паскале»;
  • текст лабораторной работы;
  • ответы;
  • тексты программ.
  • план занятия.

Структура учебной деятельности (формирование УУД в условиях реализации ФГОС):

  • учебная задача – цель, которую перед собой ставит учащийся (регулятивные: целеобразование, планирование);
  • учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (познавательные: общеучебные, логические и знаково-символические);
  • самоконтроль – определение правильности выполненного действия (регулятивные: контроль, коррекция);
  • самооценка – определение степени соответствия образцу или качества выполненного действия (регулятивные: оценка, прогнозирование);
  • индивидуальная и групповая деятельность (коммуникативные: умение общаться и работать в группе, личностные: смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания).

Формы контроля и оценки результатов:

  • тестовые задания;
  • устный опрос;
  • самопроверка, взаимопроверка;
  • выполнение заданий на ПК.

Рекомендуемая литература для педагога

  1. Зайдельман Я.Н., Ройтберг М.А. Информатика. Подготовка к ЕГЭ в 2015 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2015.
  2. Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ / С.М. Кашаев, Л.В. Шерстнева. — СПб.: БХВ-Перербург, 2010.

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование - это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009.
  2. Потопахин В.В.Turbo Pascal. Освой на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

Интернет-источники:

  1. Андреева Т.А. Программирование на языке Паскаль. http://.intuit.ru/department/pl/plpascal/
  2. Клуб программистов. Материалы для изучения языков программирования. http://www.programmersclub.ru/179/
  3. Ларина Э.С. Решение олимпиадных задач. http://old.intuit.ru/department/school/olympr/
  4. Программирование. Паскаль http://www.pascal.helpov.net/
  5. Сайт подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по информатике К. Полякова. http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm 
  6. Сайт подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Д. Гущина. https://inf-ege.sdamgia.ru/ 

План занятия

  1. Организационный этап.
  2. Подготовительный этап.
  1.  Повторение.
  2.  Самоконтроль.
  1. Разбор задач.

3.1. Вопросы для обсуждения.

  1. Контрольный этап.
  1. Задачи для самостоятельного решения.
  2.  Задачи повышенной сложности.
  1. Итоговый этап.
  1. Подведение итогов занятия.
  2. Материалы для самоподготовки и самообразования.

Содержание и ход занятия

Задачи

Действия педагога

Рекомендации к выполнению заданий

Планируемая деятельность учащихся

Практический результат

1. Организационный этап

Организация внимания, настрой на предстоящую практическую работу

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в электронном дневнике(https://dnevnik.ru/),

знакомит с темой занятия

Приветствуют педагога, занимают рабочие места, готовят ручки, тетради

Активизация внимания, настрой на предстоящую работу

Знакомство с содержанием и целью занятия, правилами заполнения рейтинговой таблицы и оценкой выполняемых работ

Напоминает условные обозначения, раздает работы с заданиями

Данные условные обозначения используются во всех презентациях автора

Записывают тему занятия, подписывают свой экземпляр лабораторной работы

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

2. Подготовительный этап

Повторение тем, изученных на предыдущих занятиях

Обращает внимание учащихся на связь данной темы с предыдущими занятиями, психологически готовит учащихся к проведению самоконтроля

Оценивание заданий 1.1 - 1.3 производится на усмотрение педагога

Слушают объяснение педагога, вспоминают ранее изученный материал

Готовность выполнять задания по темам изученным ранее

Проверка теоретических знаний

Производит устный опрос по ранее изученным темам :
Какие числа называются натуральными? Какие числа называются целыми? Как описывается целый тип данных в языке программирования Паскаль?
Какие встроенные функции вы знаете?

(http://learningapps.org/1451799)

Операции целочисленного деления в Паскале:

 В чем заключается преимущество процедур inc(i) и dec(i), какими операциями их можно заменить?

Конструкции, реализующие циклы в Паскале

(http://learningapps.org/2131452)

Правила записи программы в PascalABC

(http://learningapps.org/2579561)

Теория, необходимая для выполнения лабораторной работы

Выполняют задания, сверяют свои ответы с ответами на слайде

Правильное написание определений и служебных слов в тексте программы

Проверка умений:

  • понимать, что такое кратность, логические операции;
  • переводить алгоритм в программный код

К доске по желанию приглашает 2 -х учеников

(слайд 4)

В случае затруднения педагог задает наводящие вопросы

Выполняют задание, сверяют с ответом на слайде, отвечают на вопросы педагога, ведут с ним диалог

Понимание заданных алгоритмов и правильность их применения

Повторение операций инкремента, декремента, отношений, логических операций, их обозначений в языке программирования Паскаль

Напоминает об особенностях использования операций инкремента, декремента, отличии обозначений логических операций

(слайд 5)

Обучающиеся используют обозначение операций из других языков программирования

Выполняют задание и сверяют ответы с ответами на слайде

Закрепление знаний

Определение степени усвоения программного материала учащимися

Рассказывает содержание данного этапа занятия, предлагает выполнить самоконтроль в форме тестирования.

Задания самоконтроля идут по нарастающему уровню сложности. Проверку можно осуществлять как по каждому заданию, так и после выполнения всех заданий самоконтроля

Выполняют задания по самоконтролю и сравнивают с ответами на слайдах

Развитие аналитического мышления. Умение применять полученные знания на практике

Обучение умению находить и исправлять ошибки

Предлагает выполнить задание, после его выполнения обращает внимание учащихся на типичные ошибки, предлагает исправить ошибки самостоятельно, в случае затруднения показывает правильные ответы на слайде

Выполняют задание. Сравнивают свои решения с ответом на слайде, исправляют ошибки, ведут диалог с педагогом,

подсчитывают количество правильно выполненных заданий

Отработка навыков и умений находить ошибки, их устранение, повышение мотивации к обучению, уверенности в собственных силах

Проверка умения по заданному алгоритму записать цикл

Предлагает выполнить задание. Отвечает на вопросы. Индивидуально консультирует. Показывает на слайде правильные ответы

Через практическую работу подготовить к решению более сложных задач

Понимание структуры цикла

Применение знаний на практике

Предлагает решить задачи на условный оператор, подготавливает учащихся к применению условных операторов в операторе цикла

Через практическую работу подготовить к решению задач ЕГЭ

Умение решать практические задачи.

Знакомство с задачами ЕГЭ.

Приобретение опыта решения задач ЕГЭ. Повышение самооценки, уверенности в своих силах

Подведение итогов подготовительного этапа. Акцентирование внимания на типичных ошибках, допущенных на этом этапе

Рассказывает о возможных ошибках в выполненных ранее заданиях Перечень возможных ошибок:

  1. Синтаксические ошибки.
  2. Ошибки в вычислениях.
  3. Ошибки в обозначении операций отношения и логических операций.
  4. Операции отношения и логические операции в условных операторах и циклах должны быть заключены в скобки ().
  5. Скобки begin … end должны быть парными.
  6. В процессе выполнения программы происходит обновление данных.

Основная ошибка в правильности записей логических операций, знака «равно» и знака «не равно»

Записывают информацию в тетради

Предупреждение возможных ошибок при выполнении практических заданий

3. Основной этап

Разбор задач для обязательного решения

Рассказывает о работе на этом этапе

Слушают педагога

Готовность к выполнению практических заданий на ПК

Рекомендации по использованию циклов

Акцентирует внимание учащихся на возможных ошибках при написании программ

Записывают полученную информацию в тетради

Предупреждение возможных ошибок при написании программ циклической структуры

Подготовка к решению более сложных задач

Предлагает обсудить тему о циклах

При решении задач данного этапа обучающиеся должны знать и четко представлять структуру циклов

Отвечают устно, записывают ответы

Закрепление знаний о структуре циклов. Готовность учащихся к решению сложных задач

Разбор алгоритма и текста программы,

подготовка к формам записи алгоритма: словесном и в виде программного кода, написание программы с использованием разных типов циклов

Напоминает о форме записи алгоритма - словесной. Указывает на соответствие алгоритма и текста программы.

Подчеркивает, что текст программы – тоже одна из форм представления алгоритма, демонстрирует решение одной и той же задачи с разными циклами

Для решения одной и той же задачи можно применять разные циклы

Разбирают и анализируют алгоритм в словесном и программном виде, выполняют его на ПК. Проверяют правильность работы программы на контрольных примерах

Знание правил записи алгоритма в словесном и программном коде. Понимание того, что для решения одной и той же задачи можно применять разные типы циклов.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками

Обсуждение алгоритма решения задачи с применения цикла с предусловием

Обсуждает решение задачи, предлагает самим написать и отладить программу.

Напоминает о том, что увеличить количество решенных задач и ускорить процесс написания программы можно за счет использования:

  • заготовки программы;
  • приемов работы с текстом: вставка, копирование и т.д.;
  • скорости набора текста программы;
  • знания и правильного написания операторов.

Педагог после обсуждения и решения задачи может вызвать желающих к доске или предложить учащимся выполнить задание самостоятельно

Обсуждают с педагогом решение задачи, пишут текст программы, показывают педагогу, выполняют работу на ПК

Самостоятельное написание программ с использованием рациональных приемов работы, понимание возможности решения задач разными способами

4. Контрольный этап

Самостоятельное решение задач

Предлагает задачи различного уровня сложности для самостоятельного решения, в том числе из ОГЭ и ЕГЭ. При затруднениях показывает алгоритм, демонстрирует работу программ из презентации.

Программы учащиеся должны написать сами.

Обучающиеся пишут тексты программ, показывают их педагогу, выполняют их на ПК. Каждый обучающийся работает в индивидуальном режиме

Умение находить свои способы решения задач различного уровня сложности.

Самостоятельное написание программы, проверка работы на заданных контрольных примерах и составление своих

Подготовка к решению повышенной сложности задач

Данный тип задач педагог предлагает решить тем, кто успешно справился с предыдущими заданиями

Предлагаются задачи разного уровня сложности.

Каждый учащийся выбирает задачи соответственно уровню своей подготовленности, возможностей и способностей

Готовность к самостоятельному решению задач повышенной сложности

5. Итоговый этап

Оценка практической работы учащихся

Подводит итог занятия, выставляет оценки в электронном журнале, записывает д/з..

Необходимо оценить работы учащихся и сделать выводы:

  • освоили ли они тему,
  • что вызвало особое затруднение;
  • что можно использовать на следующем занятии для исправления ошибок

В конце занятия учащиеся представляют педагогу данные о выполненных работах

Осознание и адекватная оценка учащимися собственных возможностей, умение анализировать и применять знания на практике



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Лабораторная работа «Операторы цикла в Паскале»

Фамилия, имя _________________________класс/группа_______ дата _________

1. Повторение

Задание 1.1. Перевести на язык программирования следующие команды

п/п

Задание

Ответ

1

Число n кратно 4

2

Число n кратно 7

3

Число n оканчивается на 4

4

Число n оканчивается на 7

5

Число n кратно 4 и оканчивается на 7

6

Число n кратно 7 и оканчивается на 4

7

Число n кратно 7 или оканчивается на 4

8

Число n кратно 7 или кратно 4

9

Число n кратно 7 и кратно 4

10

Число оканчивается на 4  или на 7

Вопросы для обсуждения:

  • Какой тип данных должен быть у переменной n?____________________________________
  • Может ли быть у n вещественный тип данного? _____________________________________
  • Как привести вещественный тип данных к целому типу данных?_______________________

Задание 1.2. Продолжить

п/п

Задание

Ответ

1

Inc(i) операция

2

Inc(i, 3) увеличивает значение переменной i на

3

Dec(i) операция

4

Dec(i,4) уменьшает значение переменной на

5

Операции Inc(i) и Dec(i) могут применяться только к

6

Операции Inc(i) и Dec(i) не могут применяться к

7

Операция отношения «равно» записывается как

8

Операция отношения «не равно» записывается как

9

Логическая операция «дизъюнкция, логическое сложение ИЛИ» записывается как

10

Логическая операция «конъюнкция, логическое умножение - И» записывается как

2. Самоконтроль

Задание 2.1 Найти и объяснить ошибки

п/п

Пример

Ответ

Пояснения

1

for i=1 to n do;

2

for i:=n to 1 do

3

for i=1 to n do step 1

4

while a < 5 do;

a:=a+1; b:=b+a;

5

Repeat a < 5

a:=a+1; b:=b+a;

until;

6

while c < k or k = 0 do

7

while c < k

 s:=s+k; inc(s);

8

if a >

9

if a =  b or a > 5 then a:=a+b;

10

if (a => b) c:=a+b;

Задание 2.2. Записать цикл, используя конструкцию For … Do

п/п

Задание

Ответ

1

p = 1 2 3  …n

2

p = 2 4 6 … 2n

3

p = 1 3 5 … (2n - 1)

4

s = 1 + 2 + 3 +… + n

5

s = 5 + 6 + 7 +… + (n+5)

Вопросы для обсуждения:

  • Обосновать: какой тип данных д.б. объявлен у переменных p и s. _____________________

________________________________________________________________________________

  • Какие значения должны быть у переменных p и s до начала цикла? ___________________
  • Способы присваивания первоначальных значений переменным p и s. _________________

________________________________________________________________________________

  • Особенности деления в Паскале. _________________________________________________
  • Почему в задании 10 нельзя использовать процедуру inc(i)?___________________________

Задание 2.4. Определить значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы

(повариантно)

п/п

Задание

Ответ

1

a := 30; b := 6; a := a div 2 * b; if (a > b) then c := a - 3 * b else c := a + 3 * b;

2

a := 30; b := 6; a := a div 2 * b; if (a > b) then c := a - 4 * b else c := a + 4 * b;

3

a := 22; b := 3; a := - 2 * b + a div 2; if (a < b) then c := 4 * b – 3 * a else c := 3 * a + 4 * b;

4

a := 15; b := 30; b := a * 2 - b div 2; if (a > b) then c := 3 * b – a div 3 else c := 3 * a - 4 * b;

5

a := 30; b := 10; a := a div b * 2; if (a > b) then c := a - 4 * b else c := a + 4 * b;

6

a := 30; b := 14; a := a – 2 * b; if (a > b) then c := b + 2 * a else c := b - 2 * a;

7

a := 60; b := 20; a := a div b * 2; if (a > b) then c := a - 4 * b else c := a + 4 * b;

8

a := 40; b := 6; a := a * 3 div b; if (a > b) then c := a + 5 * b else c := a - 5 * b;

9

a := 30; b := 6; a:= a div 5 - (b - 3); if (2*a > b) then c:= a - 5*b + 2 else c := a + 5*b + 2;

10

a := 120; b := 100; a := a + b div 2; if (b < a) then c := b + a else c = b + a div 2;

3. Разбор задач для обязательного решения

Вопросы для обсуждения

  • Для чего используются операторы цикла? __________________________________________

__________________________________________________________________________________

  • Какие циклы относятся к итерационным? __________________________________________

__________________________________________________________________________________

  • Какие циклы относятся к арифметическим? ________________________________________

__________________________________________________________________________________

  • В каких случаях предпочтительнее использовать цикл с параметром, а в каких – условные циклы? ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задача 1. Используя цикл for, напишите программу, которая определяет среднее арифметическое всех чисел на отрезке [a,b].

Алгоритм

Программа

Контрольные примеры

1. Описать переменные с указанием типов данных.

var a, b, i, k: integer;

s: real;

a= 5;

b = 10;

Ответ: s = 7.5.

a = 200;

b = 250;

Ответ: s =225.

2. Начало программы

begin

3. Очистить переменные для суммирования

S:=0; k:=0;

4. Задать интервал [а, b].

write(‘задай а, b’);

readln(a,b);

5.Записать цикл  с параметром.

for i:=a to b do

6. Подсчитать сумму.

Begin  inc(s, i); {s:=s+i;}

7. Подсчитать количество чисел в сумме.

Inc(k); {k:=k+1} end;

8. Найти среднее арифметическое.

S:= s/k;

9. Вывести ответ s.

Writeln(‘s=’, s:3:2);

10. Конец программы.

End.

Задача 2. Используя цикл while, напишите программу, которая определяет среднее арифметическое всех чисел на отрезке [a,b].

Алгоритм

Программа

Контрольные примеры

  1. Описать переменные с указанием типов данных.
  2. Обнулить переменные для суммирования s ,k.
  3. Задать интервал значений.
  4. Пока a <= b выполнять цикл, в противном случае перейти к пункту 9.
  5. Подсчитать сумму.
  6. Подсчитать количество чисел в сумме.
  7. Увеличить счетчик цикла на 1.
  8. Перейти в пункту 4.
  9. Подсчитать среднее арифметическое.
  10.  Вывести результат.
  11.  Конец программы.

 Var i,a,b,k: integer;

  S: real;

Begin

   S:=0; k:=0;

   write(‘задай а, b’);

   readln(a,b);

  while (a <= b) do

 Begin

    S:=s+a; {inc(s,a;}

    K:=k+1;{inc(k);}

    A:=a+1; {inc(a);}

 end;

  s:=s/k;

Writeln(‘s=’, s:3:2);

End.

a= 5;

b = 10;

Ответ: s = 7.5.

a = 200;

b = 250;

Ответ: s =225.

Задача 3. Используя цикл repeat, решить предыдущую задачу с проверкой ввода интервала.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой оператор цикла используют для проверки ввода данных? ______________________
  • Как запишется этот цикл? ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  • Можно ли условный цикл заменить на цикл for? _________________________________
  • Как можно обойтись без счетчика элементов (k=k+1)? ______________________________
  • Сколько раз выполниться цикл, если а=3, а в=7? ___________________________________
  • Нужны ли операторные скобки begin … end в операторе repeat?______________________

_____________________________________________________________________________

Задание. Написать программу и выполнить на компьютере, используя контрольные примеры предыдущей задачи.

4. Задачи для самостоятельного решения

Задачи для обязательного решения

Задача 4.1. Напечатать 10 раз столбиком и строкой слово «komp».

Задача 4.2. По введенному числу n вычислить n!.

Входные данные

Выходные данные

3!

1*2*3 = 6

5!

1*2*3*4*5=120

6!

1*2*3*4*5*6 = 720

Задача 4.3. Напишите программу, которая находит произведение двух наибольших чисел из последовательности натуральных чисел. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел не известно, последовательность чисел заканчивается числом 0. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.

Входные данные

Выходные данные

7 8 9 10 0

90

4 9 35 7 16 5 18 3 0

630

Вопросы для обсуждения

  • В чем отличие цикла while от цикла repeat? _____________________________________
  • Какой цикл удобнее использовать для проверки корректности вводимых данных? ______

_______________________________________________________________________________

  • Когда тело цикла заключается в операторные скобки?  _____________________________

_______________________________________________________________________________

  • В чем особенность применения цикла for? _______________________________________

_______________________________________________________________________________

  • В чем особенности применения оператора цикла while? ____________________________

_______________________________________________________________________________

  • В чем особенности применения оператора цикла repeat?  ___________________________

_______________________________________________________________________________

Материалы для самоподготовки и самообразования

Литература:

  1. Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование - это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009.
  2. Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
  3. Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.2 / К.Ю. Поляков, Е.Д. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Потопахин В.В.. Turbo Pascal. Освой на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аз да буки, а потом науки Лабораторная работа "Циклы в Паскале"

Слайд 2

Содержание занятия 1. Повторение 2. Самоконтроль 3. Разбор задач 4. Задачи для самостоятельного решения 5. Задачи повышенной сложности 6. Подведение итогов 7. Материалы для самоподготовки и самообразования

Слайд 3

Задание. Перевести на язык программирования следующие команды № п/п Задание Ответ 1 . Число n кратно 4 n mod 4 = 0 2 . Число n кратно 7 n mod 7 = 0 3 . Число n оканчивается на 4 n mod 10 = 4 4 . Число n оканчивается на 7 n mod 10 = 7 5 . Число n кратно 4 и оканчивается на 7 (n mod 4 = 0) and (n mod 10 = 7) 6 . Число n кратно 7 и оканчивается на 4 (n mod 7 = 0) and (n mod 10 =4) 7 . Число n кратно 7 или оканчивается на 4 (n mod 7 = 0) or (n mod 10 = 4) 8 . Число n кратно 7 или кратно 4 (n mod 7 = 0) or (n mod 4 = 0) 9 . Число n кратно 7 и кратно 4 (n mod 7 = 0) and (n mod 4 = 0) 10 . Число оканчивается на 4 или на 7 ( n mod 10 = 4 ) or (a mod 10 = 7) Для просмотра ответа щелкните мышью

Слайд 4

Задание. Продолжить № п/п Задание Ответ 1. Inc(i) операция инкремента 2. Inc(i,3) увеличивает значение переменной на 3 3. Dec(i) операция декремента 4. dec(I,4) уменьшает значение переменной на 4 5. Операции dec(i) и inc(i) могут применяться к целым типам 6. Операции dec(i) и inc(i) не могут применяться к вещественным типам 7. Операция отношения «равно» записывается как = 8. Операция отношения «не равно» записывается <> 9. Логическая операция «дизъюнкция, логическое сложение ИЛИ» записывается как Or 10. Логическая операция «конъюнкция, логическое умножение - И» записывается как And Для просмотра ответа щелкните мышью

Слайд 5

2. Самоконтроль Задание 2.1. Найти и объяснить ошибки. Задание 2. 2 . Записать цикл. Задание 2. 3 . Определить значение переменной.

Слайд 6

Задание 2.1. Найти и объяснить ошибки № п/п Пример Ответ 1. f or i =1 to n do ; f or i : =1 to n do 2. f or i : = n to 1 do f or i : = n down to 1 do 3. f or i : = n to 1 do step 1 f or i : = n to 1 do 4. while a < 5 do; a:=a+1; b:=b+a; while a < 5 do Begin a:=a+1; b:=b+a; end; 5. Repeat a< 5 a:=a+1; b:=b+a; Until; repeat a:=a+1; b:=b+a; Until a < 5 ; 6. while c < k or k = 0 do while ( c < k ) or ( k = 0 ) do 7. while c < k do S:=s + k; inc(s) while c < k do begin S:=s + k; inc( k ) end; 8. if a > b then begin a:=a+b ; b:=b+3 end; 9. if a=b or a>5 then a:=a+b; if ( a=b ) or ( a>5 ) then a:=a+b ; 10. if (a => b) c:=a+b; if (a >= b) then c:=a+b; Для просмотра ответа щелкните мышью

Слайд 7

Задание 2. 2 . Записать через цикл For … Do № п/п Задание Цикл 1. p:= 1 2 3 … n P:=1; for i:=1 to n do p:=p*i; 2. P:= 2 4 6 … 2n P:=1; for i:=1 to n do p:=p*i*2; 3. p:=1 3 5 … (2n-1) P:=1; for i:=1 to n do p:=p*(i*2-1); 4. s :=1+2+3+… + n S:=0; for i:=1 to n do inc(s,i); 5. s:= 5+6+7+… + (n+5 ) S:=5; for i:=0 to n do inc(s,i); 6. s :=2+4+6+… + 2 n S:=0; for i:=1 to n do inc(s,i*2); 7. s:=1+3+5+ … +(2n-1) S:=0; for i:=1 to n do inc(s,i*2 - 1); 8. s :=1+4+7+…+ (3n-2) S:=0; for i:=1 to n do inc(s,i*3 - 2); 9. s := n +( n -1)+( n -2 ) +. . .+1 S:=0; for i:=n downto 1 do inc(s,i) 10. s :=1/2+1/4+1/6+… +1/(2n) S:=0; for i:=1 to n do s:=s + 1/(2*i); Для просмотра ответа щелкните мышью

Слайд 8

Задание 2. 3 . Определить значение переменной с № п/п Задание Ответ 1 . a := 30; b := 6; a := a div 2 * b; if (a > b) then c := a - 3*b else c := a + 3*b; c = 7 2 2 . a := 30; b := 6; a := a div 2 * b; if (a > b) then c := a - 4*b else c:= a + 4*b; c = 66 3 . a := 22; b := 3; a := - 2 * b + a div 2; if ( a < b ) then c := 4* b – 3* a else c := 3 * a + 4* b ; c = 27 4 . a := 15; b := 30; b := a * 2 - b div 2; if (a > b) then c := 3 * b – a div 3 else c := 3 * a - 4 * b; c =-15 5 . a := 30; b := 10; a := a div b * 2; if (a > b) then c:= a - 4*b else c:= a + 4*b; c = 46 6 . a := 30; b := 14; a := a – 2 * b; if (a > b) then c:= b + 2*a else c := b - 2 * a; c = 10 7 . a := 60;b := 20;a := a div b * 2;if (a > b) then c := a - 4*b else c:= a + 4 * b; c = 86 8 . a := 40; b := 6; a := a * 3 div b; if (a > b) then c := a + 5*b else c:= a - 5*b; c = 50 9 . a := 30; b := 6; a:= a div 5 - (b - 3); if (2*a > b) then c:= a – 5 * b + 2 else c := a + 5*b + 2; c = 35 10 . a:= 120; b:=100; a:= a + b div 2; if (b< a) then c:= b + a else c:=b + a div 2; c= 270 Для просмотра ответа щелкните мышью

Слайд 9

Перечень возможных ошибок Синтаксические ошибки. Ошибки в вычислениях. Ошибки в обозначении операций отношения и логических операций ( <> , > =, <=, or, and ). Операции отношения и логические операции в условных операторах и циклах должны быть заключены в скобки () . Скобки begin … end должны быть парными. В процессе выполнения программы происходит обновление данных.

Слайд 10

Разбор задач для обязательного решения Рекомендации по использованию циклов. Вопросы для обсуждения. Задача 1. Задача 2. Задача 3.

Слайд 11

Рекомендации по использованию циклов Если в теле цикла больше одного оператора, тело цикла заключается в скобки begin … end; В условных циклах обязательно должен быть оператор, влияющий на изменение условий. В условных циклах, переменные входящие в условия, должны быть определены до цикла. Цикл с постусловием repeat рекомендуется применять для проверки правильности ввода данных, или когда цикл должен быть выполнен хотя бы один раз. Оператор цикла с предусловием while удобнее использовать в случаях, когда число итераций заранее неизвестно. Оператор for предпочтительнее для организации циклов с известным числом повторений.

Слайд 12

Вопросы для обсуждения Для чего используются операторы цикла? Для организации многократно повторяющихся вычислений. Какие циклы относятся к итерационным? Итерационными циклами являются условные циклы: с условием и предусловием. Какие циклы относятся к арифметическим? Арифметические или счетные циклы – циклы со счетчиком или параметром цикла . В каких случаях предпочтительнее использовать цикл с параметром, а в каких – условные циклы? Цикл с параметром применяется при известном числе повторений, в остальных случаях предпочтительнее использовать условные циклы.

Слайд 13

Задача 1 Используя цикл for , напишите программу, которая определяет среднее арифметическое всех чисел на отрезке [a, b] Алгоритм Текст программы 1. Описать переменные с указанием типа данных. var a, b, i, k: integer; S: real; 2. Начало программы. begin 3. Очистить переменные. S:=0; k:=0; 4. Ввести интервал а, b . Write(‘ Задай a,b=’); readln(a,b); 5. Записать цикл с параметром. for i:=a to b do begin 6. Подсчитать сумму. Inc (s,i); {s:= s + i;} 7. Подсчитать количество чисел в сумме. Inc(k); {k:=k + 1;} end; 8. Найти среднее арифметическое. S:=s/k; 9. Вывести ответ s . Writeln(‘s=‘, s:3:2); 10. Конец программы. End . Z1f

Слайд 14

Задача 2 Используя цикл while , напишите программу, которая определяет среднее арифметическое всех чисел на отрезке [a, b] Алгоритм Программа Контрольные примеры Описать переменные с указанием типов данных и первоначальных значений. Задать интервал значений. Пока a < = b выполнять цикл, в противном случае перейти к пункту 9. Подсчитать сумму. Подсчитать количество чисел в сумме. Увеличить счетчик цикла на 1. Перейти в пункту 3 . Подсчитать среднее арифметическое. Вывести результат. Конец программы. Var a,b,i,k: integer; s: real; Begin s:=0; k:=0; Write(‘ Задай a,b=’); readln(a,b); while a <= b do begin inc(s,a); {s:=s+a;} inc(k); {k:=k+1;} inc(a); {a:=a +1;} end; s:=s/k; writeln(‘s=‘, s:3:2); End. a= 5; b = 10; Ответ: s = 7.5 . a = 200; b = 250; Ответ: s = 225. Z2w

Слайд 15

Задача 3 Решить предыдущую задачу с проверкой ввода интервала Вопросы для обсуждения: Какой оператор цикла используют для проверки ввода данных? repeat Как запишется этот цикл? repeat write(‘a,b=‘); readln(a,b); Until a < b; Можно ли условный цикл заменить на цикл for? Не всегда. Как можно обойтись без счетчика элементов (k := k+1)? Заменить процедурой inc(i). Сколько раз выполниться цикл, если а:=3, а в:=7 ? (b-a) +1 = 5 раз Нужны ли begin … end; в операторе repeat… until ? Нет, они лишние в этой кострукции. Напишите программу. Запустить программу Z3r

Слайд 16

4. Задачи для самостоятельного решения Задачи для обязательного решения. Подробнее >> Задачи для самостоятельного решения. Подробнее >> адачи для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Подробнее >>

Слайд 17

Аз да буки, а потом науки В чем отличие цикла repeat от цикла while ? Какой цикл удобнее использовать для проверки корректности вводимых данных? Когда тело цикла заключается в операторные скобки? В чем особенность применения цикла for ? В чем особенности применения оператора цикла while ? В чем особенности применения оператора цикла repeat ? Как Вы понимаете пословицу? Приведите аналоги пословицы.

Слайд 18

Литература: Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование - это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009. Культин Н. Turbo Pascal в задачах и примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.2 / К.Ю. Поляков, Е.Д. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Потопахин В.В. Turbo Pascal . Освой на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. Интернет-источники: Андреева Т.А. Программирование на языке Паскаль. http://old.intuit.ru/department/pl/plpascal/ Ларина Э.С. Решение олимпиадных задач. http://old.intuit.ru/department/school/olympr/ Лучший курс обучения языку программирования Turbo Pascal. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pascaler.ru/index.html Поляков К.Ю. Задания 8, 20. Анализ программ с циклами. http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm Материалы для самоподготовки и самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 11 класс "Циклы на паскале"

Урок информатики в 11 классе тема "Программирование"...

Презентация к уроку "Циклы на паскале"

Презентация к уроку "Использование всех типов циклов на Паскале"...

Конспект урока по теме "Циклы в Паскале"

Конспект урока по информатике "Циклы в Паскале" предназначен для учащихся 9 класс....

Самостоятельная работа по теме "Циклы в Паскале"

В самостоятельной работе проверяются умения учащихся анализировать работу циклов, написание программы на языке программирования Паскаль с использованием циклов....

Тема: Циклы в Паскале.

Презентация и подборка задач на циклы While, Repeat, For....

Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием

Конспект урока "Операторы цикла на Паскале. Цикл с предусловием"....