Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Елизарова Анна Викторовна

В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока.

Учитель: Елизарова Анна Викторовна

Тема: Информационное моделирование

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
  • Воспитательные: формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала.
  • использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни

Планируемые образовательные результаты

  1. личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности
  2. метапредметные – владение знаково-символическими действиями; 
  3. предметные – представления о моделях и моделировании.

Тип урока: урок усвоения нового знания;

Межпредметные связи: биология, география.

Ресурсы:

1) основные:

  • учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика. 6 класс. ФГОС;
  • презентация.

2) дополнительные:  раздаточный материал.

Организация пространства:

  • Фронтальная работа;
  • Работа в группах;
  • Работа с учебником;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Работа с техническими средствами.

Решаемые учебные задачи:

  • сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании; 
  • сформировать представление о разнообразии моделей; 
  • научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей; 
  • дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • объект-оригинал; 
  • модель; 
  • моделирование; 
  • натурная модель; 
  • информационная модель.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент, мотивационный этап

Слайд: 1, 1 минута

активизация учащихся;

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся.

- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть у нас будет хорошее настроение, ведь от хорошего настроения мы становимся лучше, все получается и все удается.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач 

Слайд: 1-5, 4 минуты.

определение темы и целей урока.

- Посмотрите вокруг, здесь есть предметы, которые не относятся к кабинету информатики!

- Кто из учителей мог оставить их у нас в кабинете?

- Что помогают изучить глобус и карта на уроках географии?

- А может и нам они помогут изучить новый материал?

- Итак, чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать ребус.

-Подумайте, какова тема нашего урока?

- Если тема связана с моделированием, то как можно назвать эти предметы?

- Тогда ответьте на вопросы:

1) С  какой целью создают модели?

2)  какие существуют модели и какими свойствами они обладают?

3)Умеете ли вы создавать графические модели с помощью компьютера?

- для того, чтобы ученик мог узнать как устроен тот или иной объект, так как предметы частично похожи на реальные объекты.

- о форме, назначении, возможностях.

- «Информационное моделирование»

- модель

Формулировка целей урока:

  • узнать: с какой целью создают модели.
  • понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают;
  • научиться: создавать графические модели с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

- закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках. 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

-  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления;

3

Изучение новой темы.

Слайд: 6, 4 минуты.

Поиск решения учебной задачи.

-Узнай о моделировании:

Модель – это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал.

Например: манекен – модель человека;

Глобус- модель Земли.

Моделирование – процесс создания и исследования модели.

- смотрят презентацию, записывают определения  модели, прототипа - оригинала

Познавательные УУД:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

4

Углубление в тему.

Слайд: 7-10, 9 минут.

Поиск решения учебной задачи.

- Познакомься с видами моделей  и их свойствами. Расскажите о них.

Вводятся критерии оценивания работы в группах

Критерии оценивания:

Верно – 3 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Каждая группа оценивает другие с помощью карточек с баллами.

- работают с учебником, с.52-56, выполняют задания на распечатке.

Познавательные УУД:  

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами речи.

- формирование умения работать в малых группах.

5

Проверка знаний.

Слайд: 11-12, 3 минуты.

Установить правильность и осознанность изученного материала.

-По итогам работы: проверка знаний, заполнение схемы,

Критерии оценивания:

За каждый верный ответ  - 1 балл.

Каждый ученик оценивает другого ученика, выставляет набранные баллы.

 

Познавательные УУД:  

- умение работать со схемами, пользуясь полученной информацией.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Регулятивные УУД:

- итоговый и пошаговый контроль, соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

- внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

6

Физ.минута.

Слайд:13, 1 минута.

Подготовить учащихся к выполнению практической части.

- Разминка для глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг.
Обведу я ими круг.

Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Выполняют упражнения

7

Практическая работа.

Слайд: 14, 5 минут.

Выполнить практическое задание, используя возможности компьютерной техники.

Используя файл Кабинет.doc построить информационную модель кабинета.

Критерии оценивания:

Верно – 2 балла;

Частично верно – 1 балл;

Неверно – 0 баллов.

Создание графической информационной модели (в кабинет к директору) в MS Word.

Познавательные УУД:  

- умение работать в графических редакторах;

- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Регулятивные УУД:

- определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

8

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Слайд: 15-16, 2 минуты.

Баллы, полученные после выполнения ПР добавляются к имеющимся и формируется оценка за урок каждому учащемуся.

В компьютере на Рабочем столе открыть папку «Рефлексия» найти файл Рефлексия.exe и запустить его. Выбрать подходящий ответ.

Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

10 - 11 баллов – «5»

7 – 9 баллов    -   «4»

4 – 6 баллов   -   «3»

Познавательные УУД:  

- рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Регулятивные УУД:

- определение самостоятельного критерия оценивания, самооценка.

9

Информация о домашнем задании Слайд: 17, 1 минута.

Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов).

Работа с дневниками


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все друг другу повернулись И друг другу улыбнулись Ко мне скорей вы повернитесь И мне тоже улыбнитесь А сейчас проверь, дружок? Ты готов начать урок?

Слайд 2

Разгадайте ребус

Слайд 3

Получите словосочетание

Слайд 4

Информационное моделирование

Слайд 5

Что мы будем делать на уроке? Цели? Разберем понятие модели; Познакомимся с основными типами информационных моделей, способами их представления; построим модель с помощью графического редактора.

Слайд 6

Понятия Например: Манекен – Глобус – - Модель - модель человека модель Земли Моделирование это «объект-заместитель», а исходный объект – прототип или оригинал . процесс создания и исследования модели .

Слайд 7

Работа в группах Критерии оценивания: Верно – 3 балла; Частично верно – 2 балл; Неверно – 0 баллов.

Слайд 8

1 группа Что общего у всех моделей? . Модель не является точной копией объекта оригинала 2. Модель отражает только часть признаков оригинала

Слайд 9

2 группа Виды моделей Натурные модели Информационные модели Примеры: муляжи, макеты Примеры: формула, схема.

Слайд 10

3 группа Виды информационных моделей Образные Примеры: Рисунки, фотографии Смешанные Примеры: Таблицы, графики, схемы, диаграммы и др. Знаковые Примеры: Словесные описания, формулы.

Слайд 11

Индивидуальная работа (проверка знаний) Критерии оценивания: За каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 12

Проверка знаний Манекен Муляж Математическая формула Оглавление книги Авиамодель Программа телепередач Информационная модель Натурная модель

Слайд 13

Физ. минутка Обведу я ими круг. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Слайд 14

Практическая работа Критерии оценивания: Верно – 2 балла; Частично верно – 1 балл; Неверно – 0 баллов.

Слайд 15

Рефлексия У меня все получилось Возникли проблемы с компьютером Нужно повторить теорию Много не знаю и не умею Сегодня на уроке … Я узнал (а) Я научился Моя оценка 10 - 11 баллов – «5» 7 – 9 баллов - « 4» 4 – 6 баллов - «3»

Слайд 16

Домашнее задание Составьте кроссворд по теме «Информационное моделирование» (от 6 слов).



Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте в учебнике на с. 52 - 53 о том, что общего у всех  моделей. Заполните схему.

  1. Прочитайте в учебнике на с. 53 о видах моделей. Заполните схему и выбрать пример из предложенных.

  1. Прочитайте в учебнике на с. 55-56 о видах информационных моделей. Заполните схему разновидностей информационных моделей и выберите для каждого вида пример, который вам дан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики «Кодирование информации. Метод координат» для 5 класса с указанием ЭОР и УУД

Технологическая карта урока информатики«Кодирование информации. Метод координат»для 5 классас указанием ЭОР и УУД...

Технологическая карта урока французского языка по требованиям ФГОС в 5 классе.

Технологическая карта урока "Семья" в 5 классе для школ с углубленным изучением французского языка. (4й год обучения)...

Учебная технологическая карта на уроке истории в рамках введения ФГОС.

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по учебным ТК и рассказать, как я к этому пришла и какие перспективы они обеспечивают в рамках ФГОС.Добрый день, уважаемые коллеги! ...

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера", 7 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера"...

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс...

Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания

Цели:Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью гра...