Тема самообразования: «Интеграция, как механизм активизации и интенсификации деятельностной и проективной компетентностей обучающихся при изучении информатики и ИКТ».
статья по информатике и икт на тему

Петрова Людмила Валерьевна

«…Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, всё равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности…»

Шри Ауробиндо

Интенсификация учебной деятельности сегодня продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть усвоить учащимся за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать пробелы за счет новых педагогических технологий, в частности, направленных на интенсификацию учебной деятельности.

Экстенсивный подход к обучению, долгие годы господствовавший в отечественной педагогической практике, привел к тому, что интенсификацию формирования практических умений и навыков начали связывать в основном с увеличением числа задач по отработке учебного материала. Между тем педагогике известны и другие подходы к обучению, когда учащиеся осваивают алгоритмы решения задач определенного типа, что дает возможность решать все многообразие задач данного класса, не выполняя при этом множества рутинных упражнений.

В отечественной педагогике и педагогической психологии накоплено достаточно много научных идей, теоретических положений, которые лежат в основе интенсификации учебного процесса.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.  Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.

Наиболее перспективными, по мнению, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками. 

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В Федеральной концепции модернизации российского образования  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение проблем – смысл образовательной деятельности.

Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации. 

Компетенция:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

·                       Запомнить и ответить – это накопление знаний;

·                       Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;

·                       Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;

·                       Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным

Результат традиционного образования

Результат компетентностного образования

Знания – это информация, присвоенная человеком

Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки

Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями

Навыки – это действия, выполняемые автоматически

Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически

Компетентностьэто непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности

 

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодействия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка),  представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Классификация ключевых компетентностей.

Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия относительно единой классификации ключевых компетенций.

Можно говорить  о формировании:

·                       коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;

·                       информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;

·                       компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.

Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.

Организация учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

ü     Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся.  Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность. Уроки русского языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.

Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Интеграция в образовании отражает тенденции, характеризующие сегодня все сферы человеческой деятельности. Изменившиеся запросы современного общества влекут за собой инновационные процессы в системе образования, которая не может оставаться в стороне от стремительного научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. В современных условиях наиболее остро стоит вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, потому что простое частое обновление и усложнение учебных дисциплин, увеличение его объемов скорее приводит к отрицательным результатам. Необходимо искать инновационные средства и методы обучения. Общество выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования: к обучаемости, т.е. готовности к постоянному самообразованию, к интеллектуальному развитию, к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии.

Интеграционный процесс означает создание целостной системы, которая обладает качествами внутрипредметного, межпредметного и метапредметного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных наличием обратной связи. В процессе интеграции происходит сближение и связь наук. Интеграция учебных дисциплин, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга, позволит сместить акценты в обучении с простого накопления знаний на формирование умений применять свои знания в реальных жизненных ситуациях вообще и на других учебных дисциплинах в частности. Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Использование на традиционных уроках межпредметных связей дело довольно распространенное, но часто они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока. Необходимо также заметить, что традиционный подход к интегрированию информатики с другими дисциплинами школьного курса часто оказывается малоэффективен, так как представляет собой «навешивание ЭВМ» на старые информационные системы и методы актуализации информации, не изменяя структур (не создавая новые и не ликвидируя старые), не развивая их. Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.

Уровни интеграции могут быть различными. Но в любом случае интеграция – это средство интенсификации урока. Интегрированное построение учебного процесса 1) усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов цели обучения; 2) увеличивает информативную емкость урока; 3) позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов, 4) является средством мотивации учения школьников, помогающим активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующим снятию перенапряжения и утомляемости; 5) способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях; 6) является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни; 7) позволяет экономить время, т. к. дает возможность не дублировать учебный материал на разных предметах. 

Интегрированные уроки должны быть построены на деятельностной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что с помощью решения проблемных заданий обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается  его  нужность  в  реальной жизни. В современном информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Кроме того работа с информацией есть то, что объединяет познавательные интересы ученика и саму сущность процесса школьного образования. Таким образом, одним из вариантов межпредметной интеграции может стать интеграция информатики с другими учебными предметами, которая может служить связующим звеном практически всех учебных предметов. Она будет средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Но главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование его мировоззрения. Практическая организация интеграции информатики с другими школьными предметами достаточно трудоемка. В школе необходимо создание целой системы интеграции предметов. Для этого требуется 1) согласование учебных программ по предметам с материалом по информатике, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков; 2) от учителя школьной дисциплины требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении по своему предмету, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики, если обучение информатики строить на основе 1) изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин; 2) создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы; 3) использования метода проектов на уроках информатики, когда учитель школьной дисциплины является заказчиком компьютерного учебно-методического продукта. При таком подходе к обучению на любых уроках школьного курса формируется умение решать задачи современными методами, находить оптимальные решения или вариативные решения в сложной ситуации, умение ориентироваться в обработке информации информационно-поисковых систем, баз данных и многое другое. Приведем некоторые примеры интеграции информатики с другими учебными предметами. Русский язык. Электронные письма, SMS, доклады и рефераты, заявления и резюме – все с помощью текстового редактора, который помогает найти и исправить ошибки в тексте, составить грамотно предложение, заменить слово синонимом, создать структуру, поместить рисунки, чертежи, таблицы. На уроках русского языка текстовые редакторы позволяют демонстрировать примеры правильного и грамотного оформления текста. Математика. Электронные таблицы – идеальная среда для решения практически всех задач из школьного курса математики. Для решения однотипных задач создается шаблон в среде электронных таблиц, затем он используется творчески: для решения задач или для проверки решения. Используя условное форматирование, ученик всегда может определить наличие ошибки в ответе, а, значит, и найти верное решение. Диаграммы и графики, формулы и функции должны активно использоваться на уроках математики. При подготовке к экзаменам работа учащихся с тестами в on-line просто неоценима. Физика. Моделирование физических процессов в среде программирования: «Движение тела с учетом сопротивления окружающей среды», «Свободное падение тела», «Движение заряженных частиц в поле тяготения»; «Бросание в цель под углом к горизонту» и множество других процессов может быть описано и наглядно представлено в визуальной среде программирования и выполнено исследование относительно параметров, участвующих в данных процессах. Для этого учителю физики нужно иметь навыки программирования, или работать согласованно с учителем информатики. Изобразительное искусство. Черчение. Использование графических редакторов и систем моделирования чертежей готовит школьников к жизни, ориентирует на инженерные специальности и дает навыки конструктора, дизайнера, художника-мультипликатора, мастера изготовления рекламы. Музыка. Умение работать с музыкальными редакторами  развивает творческие способности учащихся по созданию музыкальных произведений. Интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ученика как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. В процессе интегрированных уроков у школьника вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.  Интегрированный урок выходит за рамки общепринятых норм учеников. Поэтому он становится для них желательной формой в дополнение к привычной школьной урочной жизни. Интегрированные уроки увлекают и учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. И последнее. Интегрированный урок предполагает равноправную работу учителей-участников, на таком уроке учитель информатики не выступает в роли лаборанта или техника. 

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики.

В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

· ценностно-смысловую;

· общекультурную;

· учебно-познавательную;

· информационную;

· коммуникативную;

· социально-трудовую;

· компетенцию личностного самосовершенствования.

На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.

Рассмотрим подробнее, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:

· Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.);

· Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));

· Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики особое развитие получает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так:  владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п . В целях развития общекультурной компетенции ученики гимназии работали над проектами: «Madonnari», «Конституция в картинках», «Реклама в веках», «Год картофеля» и др.

Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

· Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

· Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

· Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;

· Умение работать со справочной литературой, инструкциями;

· Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;

· Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Как известно, современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.

Информационные компетенции предполагают умения:

· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

· самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

· ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

· владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;

· применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

В связи с этим возникает проблема выбора наиболее оптимальных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых в моей практике принадлежит приему инструкционных карточек и методу проектов. Инструкционная карточка к уроку содержит задания для всех этапов деятельностного урока: дополнительный текст, формирующий личностную значимость темы урока, схемы для самостоятельного составления определений терминов и понятий, задания – подсказки.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

· Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

· Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

· Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

· Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

· Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

· Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

· Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:

· Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

· Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

· Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

· Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

· Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

· Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)

· Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это    требует высокого уровня владения  педагогами ИКТ и больших временных затрат.  Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу,  глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. А скорректировать содержание учебников может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Интеграция, как механизм активизации и интенсификации деятельностной и проективной компетентностей обучающихся при изучении информатики и ИКТ».

«…Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, всё равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности…»

Шри Ауробиндо

Интенсификация учебной деятельности сегодня продолжает оставаться одной из ключевых проблем педагогики. Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть усвоить учащимся за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать пробелы за счет новых педагогических технологий, в частности, направленных на интенсификацию учебной деятельности.

Экстенсивный подход к обучению, долгие годы господствовавший в отечественной педагогической практике, привел к тому, что интенсификацию формирования практических умений и навыков начали связывать в основном с увеличением числа задач по отработке учебного материала. Между тем педагогике известны и другие подходы к обучению, когда учащиеся осваивают алгоритмы решения задач определенного типа, что дает возможность решать все многообразие задач данного класса, не выполняя при этом множества рутинных упражнений.

В отечественной педагогике и педагогической психологии накоплено достаточно много научных идей, теоретических положений, которые лежат в основе интенсификации учебного процесса.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.  Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.

Наиболее перспективными, по мнению, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.  

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В Федеральной концепции модернизации российского образования  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение проблем – смысл образовательной деятельности.

Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.  

Компетенция:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

  • Запомнить и ответить – это накопление знаний;
  • Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
  • Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;
  • Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным

Результат традиционного образования

Результат компетентностного образования

Знания – это информация, присвоенная человеком

Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки

Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями

Навыки – это действия, выполняемые автоматически

Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически

Компетентность это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности 

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодействия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка),  представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Классификация ключевых компетентностей.

Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия относительно единой классификации ключевых компетенций.

Можно говорить  о формировании:

  • коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;
  • информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;
  • компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.

Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.

Организация учебного процесса на основе компетентностного подхода.

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

  • Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся.  Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность. Уроки русского языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.

Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Интеграция в образовании отражает тенденции, характеризующие сегодня все сферы человеческой деятельности. Изменившиеся запросы современного общества влекут за собой инновационные процессы в системе образования, которая не может оставаться в стороне от стремительного научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. В современных условиях наиболее остро стоит вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности, потому что простое частое обновление и усложнение учебных дисциплин, увеличение его объемов скорее приводит к отрицательным результатам. Необходимо искать инновационные средства и методы обучения. Общество выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования: к обучаемости, т.е. готовности к постоянному самообразованию, к интеллектуальному развитию, к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии.

Интеграционный процесс означает создание целостной системы, которая обладает качествами внутрипредметного, межпредметного и метапредметного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных наличием обратной связи. В процессе интеграции происходит сближение и связь наук. Интеграция учебных дисциплин, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга, позволит сместить акценты в обучении с простого накопления знаний на формирование умений применять свои знания в реальных жизненных ситуациях вообще и на других учебных дисциплинах в частности. Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Использование на традиционных уроках межпредметных связей дело довольно распространенное, но часто они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока. Необходимо также заметить, что традиционный подход к интегрированию информатики с другими дисциплинами школьного курса часто оказывается малоэффективен, так как представляет собой «навешивание ЭВМ» на старые информационные системы и методы актуализации информации, не изменяя структур (не создавая новые и не ликвидируя старые), не развивая их. Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.

Уровни интеграции могут быть различными. Но в любом случае интеграция – это средство интенсификации урока. Интегрированное построение учебного процесса 1) усиливает реализацию образовательного, развивающего и познавательного аспектов цели обучения; 2) увеличивает информативную емкость урока; 3) позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов, 4) является средством мотивации учения школьников, помогающим активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующим снятию перенапряжения и утомляемости; 5) способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях; 6) является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни; 7) позволяет экономить время, т. к. дает возможность не дублировать учебный материал на разных предметах. 

Интегрированные уроки должны быть построены на деятельностной основе с применением проблемно-исследовательской технологии, что с помощью решения проблемных заданий обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается  его  нужность  в  реальной жизни. В современном информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т. е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Кроме того работа с информацией есть то, что объединяет познавательные интересы ученика и саму сущность процесса школьного образования. Таким образом, одним из вариантов межпредметной интеграции может стать интеграция информатики с другими учебными предметами, которая может служить связующим звеном практически всех учебных предметов. Она будет средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения. Но главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование его мировоззрения. Практическая организация интеграции информатики с другими школьными предметами достаточно трудоемка. В школе необходимо создание целой системы интеграции предметов. Для этого требуется 1) согласование учебных программ по предметам с материалом по информатике, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков; 2) от учителя школьной дисциплины требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении по своему предмету, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Существенную помощь в решении этой задачи могут оказать учителя информатики, если обучение информатики строить на основе 1) изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин; 2) создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы; 3) использования метода проектов на уроках информатики, когда учитель школьной дисциплины является заказчиком компьютерного учебно-методического продукта. При таком подходе к обучению на любых уроках школьного курса формируется умение решать задачи современными методами, находить оптимальные решения или вариативные решения в сложной ситуации, умение ориентироваться в обработке информации информационно-поисковых систем, баз данных и многое другое. Приведем некоторые примеры интеграции информатики с другими учебными предметами. Русский язык. Электронные письма, SMS, доклады и рефераты, заявления и резюме – все с помощью текстового редактора, который помогает найти и исправить ошибки в тексте, составить грамотно предложение, заменить слово синонимом, создать структуру, поместить рисунки, чертежи, таблицы. На уроках русского языка текстовые редакторы позволяют демонстрировать примеры правильного и грамотного оформления текста. Математика. Электронные таблицы – идеальная среда для решения практически всех задач из школьного курса математики. Для решения однотипных задач создается шаблон в среде электронных таблиц, затем он используется творчески: для решения задач или для проверки решения. Используя условное форматирование, ученик всегда может определить наличие ошибки в ответе, а, значит, и найти верное решение. Диаграммы и графики, формулы и функции должны активно использоваться на уроках математики. При подготовке к экзаменам работа учащихся с тестами в on-line просто неоценима. Физика. Моделирование физических процессов в среде программирования: «Движение тела с учетом сопротивления окружающей среды», «Свободное падение тела», «Движение заряженных частиц в поле тяготения»; «Бросание в цель под углом к горизонту» и множество других процессов может быть описано и наглядно представлено в визуальной среде программирования и выполнено исследование относительно параметров, участвующих в данных процессах. Для этого учителю физики нужно иметь навыки программирования, или работать согласованно с учителем информатики. Изобразительное искусство. Черчение. Использование графических редакторов и систем моделирования чертежей готовит школьников к жизни, ориентирует на инженерные специальности и дает навыки конструктора, дизайнера, художника-мультипликатора, мастера изготовления рекламы. Музыка. Умение работать с музыкальными редакторами  развивает творческие способности учащихся по созданию музыкальных произведений. Интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ученика как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. В процессе интегрированных уроков у школьника вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он и не замечает, что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.  Интегрированный урок выходит за рамки общепринятых норм учеников. Поэтому он становится для них желательной формой в дополнение к привычной школьной урочной жизни. Интегрированные уроки увлекают и учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. И последнее. Интегрированный урок предполагает равноправную работу учителей-участников, на таком уроке учитель информатики не выступает в роли лаборанта или техника. 

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики.

В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;
  • общекультурную;
  • учебно-познавательную;
  • информационную;
  • коммуникативную;
  • социально-трудовую;
  • компетенцию личностного самосовершенствования.

На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.

Рассмотрим подробнее, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.);
  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));
  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики особое развитие получает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так:  владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п . В целях развития общекультурной компетенции ученики гимназии работали над проектами: «Madonnari», «Конституция в картинках», «Реклама в веках», «Год картофеля» и др.

Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;
  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями;
  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;
  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Как известно, современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.

Информационные компетенции предполагают умения:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

В связи с этим возникает проблема выбора наиболее оптимальных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых в моей практике принадлежит приему инструкционных карточек и методу проектов. Инструкционная карточка к уроку содержит задания для всех этапов деятельностного урока: дополнительный текст, формирующий личностную значимость темы урока, схемы для самостоятельного составления определений терминов и понятий, задания – подсказки.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)
  • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)
  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)
  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)
  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.
  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).
  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)
  • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)
  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)
  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это    требует высокого уровня владения  педагогами ИКТ и больших временных затрат.  Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу,  глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. А скорректировать содержание учебников может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики...

Реализация предметного содержания и формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов»

Планы конспекты уроков по технологии для 5,6,7 классов с использованием учебных электронных модулей....

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

Эссе на тему: «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». (На примере проектной технологии)

XXI век, бесспорно, можно считать веком высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. Недаром слово «технология» является сегодня одним из самых часто употребляемых. Без техн...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...