Конспект урока и презентация по теме «Информационные процессы. Кодирование информации»
презентация к уроку по информатике и икт (7 класс)

Конспект и презентация  открытого урока по теме «Информационные процессы. Кодирование информации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок274.65 КБ
Office presentation icon презентация2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока

По дисциплине:        Информатика

Тема: «Информационные процессы. Кодирование информации»

Класс:  7 класс

Составитель: Савкина И.В.

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретической работы (изложение нового материала сопровождается показом слайдов), сюжетная игра на отработку полученных знаний.

Время: 1 ак. ч.

 Цели урока:

  1. Обучающие: Формирование    представление   о разных видах шифрования и дешифрования  информации, формирование навыков распределения объема работы, планирования времени работы, структурирования информации 
  2. Воспитательные: Воспитание трудолюбия, интереса к предмету, внимательности.
  3. Развивающие: Развитие познавательных способностей учащихся, логического мышления,   расширение их кругозора,   умений работать в должном темпе, развитие навыков межличностного общения и коммуникации, инициативы, уверенности в своих силах.

   

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: презентация PowerPoint, карточки с заданиями

Технические средства: проектор, ПК

Межпредметные связи: дисциплинами «История», «Литература», «История искусств»

Структурные элементы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Объяснение нового материала
  4. Сюжетная игра «Шифровальщики»
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели различные виды информационных процессов. Одним и них является обработка информации. Давайте вспомним:

Что такое алфавит?

Что такое естественные языки?  Приведите примеры.

Что такое формальные языки?  Приведите примеры.

Что такое информационный процесс?

Какие процессы в информатике относят к информационным процессам?

Что такое обработка информации? Приведите примеры. (слайд 2)

3.Объяснение нового материала (изложение нового материала сопровождается показом слайдов).

Мы продолжаем наше путешествие по океану знаний, который называется «Информатика»,  и  сегодня нас ждет  остановка на острове «Кодирования информации». На этом острове жители очень любят кодировать и шифровать информацию.

Процесс обработки информации не всегда связан с получением новых знаний, сведений. Часто меняется форма информации, но ее содержание остается прежним. Например, такое происходит при переводе текста с одного языка на другой: с английского на русский; с русского разговорного на язык жестов для слабослышащих людей. (слайд 3)

Это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки, без изменения содержания информации называется кодированием информации

Обратное преобразование информации называется – декодированием

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется – азбукой (слайд 4)

Физкультминутка: Давайте попробуем, используя семафорную и жестовую азбуки, составить какое – либо сообщение. (В зависимости от направления обучения класса, может быть предложено  небольшое сообщение, например: «Я люблю музыку», «Мне нравится рисовать»). (Примеры азбук слайды 4-6)

В некоторых случаях возникает потребность засекречивания информации (письма, текста, сообщения), чтобы его не могли прочитать другие люди. Это называется защитой от несанкционированного доступа.

В этом случае информация - шифруется

Шифрование – это тоже кодирование, но секретным методом, известным только источнику и адресату. Слайды (7-8)

Методами шифрования занимается наука - криптография

История криптографии насчитывает около 4 тысяч лет.

Имеются свидетельства, что криптография как техника защиты текста возникла вместе с письменностью, и способы тайного письма были известны уже древним цивилизациям Индии, Египта и Месопотамии. В древнеиндийских текстах среди видов искусств названы способы изменения текста, некоторые из них можно отнести к криптографическим. Автор таблички с рецептом для изготовления глазури для гончарных изделий из Месопотамии использовал редкие обозначения, пропускал буквы, а имена заменял на цифры, чтобы скрыть написанное.

Великий император Цезарь использовал в переписке   шифр, вошедший в историю как Шифр Цезаря. В шифре Цезаря каждая буква алфавита циклически сдвигается на определённое число позиций. Величину сдвига можно рассматривать как ключ шифрования. Сам Цезарь использовал сдвиг на три позиции

Самым известным криптографом XVI века можно назвать Блеза де Виженера. В своём трактате 1585 года он описал шифр, где изменил систему выбора конкретного шифра замены для каждой буквы. Одной из предложенных техник было использование букв другого открытого текста для выбора ключа каждой буквы исходного текста.  (Слайд 9)

С начала и до середины XX века   в работу шифровальщиков внедряются электромеханические устройства. Так в начале   XX века телеграфные сообщения кодировались и передавались с помощью азбуки Морзе.  А с середины до 70-х годов XX века начался период перехода к математической криптографии.

 В настоящее время практическое применение криптографии стало неотъемлемой частью жизни современного общества — её используют    для передачи информации, она используется в сотовой связи, платном цифровом телевидении  при подключении к Wi-Fi,  на транспорте для защиты билетов от подделок , и в банковских операциях , и даже для защиты электронной почты от спама.

4.Сюжетная игра «Шифровальщики»

А теперь, внимание! (Слайд10)

В музей пришло сообщение от жителей острова  с просьбой провести выставку картин известных художников. К письму был приложен список картин, которые жители очень хотят увидеть. Но весь список  зашифрован!

Музей обратился к Вам  с просьбой помочь узнать, какие картины хотят увидеть жители острова.

Класс делится на команды.  На  магнитной доске пишутся названия команд. Командам  выдаются задания, зашифрованные с использованием разных видов шифров.  (Приложение 1.)

 Ребята, должны самостоятельно распределить между собой карточки с заданиями.  Игроки, расшифровав свое задание, пишут ответ на листе и вывешивают его на доску. Выигрывает команда первая, расшифровавшая все задания.

После расшифровки всех карточек, на экран выводятся изображения картин.

5.Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы узнали, что такое кодирование и декодирование информации, когда используется криптография и познакомились с разными видами шифров.

6.Домашнее задание.

 

Угадать правило шифровки и расшифровать слова:

  1. УМЫЗАК, АШНРРИ, РКДЕТИ (МУЗЫКА, ШАРНИР, КРЕДИТ)
  2. ТКАФЕТРА, ТКНИТСНИ, ЛАНИГИРО (АРТЕФАКТ, ИНСТИНКТ,ОРИГИНАЛ)
  3. АКРОЛДИИТРЦОНВДАШНСИЩЕ  ИТНЖФСОАРУМИАНЦТИЛИ (КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)

 

Приложение1

Карточки с заданиями

№1

ВТААСТНТЕАЦТОАВТВТИАКТТТОАРАМЛИАХМАОЙРЛНОУВГИОЧЗ БКОУГПАЯТВЫОРНИЫ

Ответ: Васнецов Виктор Михайлович 
Богатыри

№3

0

1

2

3

4

5

6

8

9

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

2

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

3

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

4

?

:

;

-

!

«»

1538023815052021051916123602100405151005361621191612223602001923161316140534

Ответ: Нестеров Михаил Васильевич  Видение отроку Варфоломею 

№6

Шифр Виженера. КЛЮЧ – ВАЗА (3191)

 ГККБКПКТНЙТ ЙЕБЦ ЛСОЪЫГОЫЙРПКБЪ ШНСРПН
НССН

Ответ: Айвазовский Иван Константинович  Буря 

№5

Шифр Цезаря, шаг – 3.

ЛФГГН ЛОЯЛЪ ОЗЕЛХГР
ЕЗЪЗУРЛМ КЕСР

Ответ:  Левитан Исаак Ильич  Вечерний звон 

№4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподаватель: Савкина И.В. ГБПОУ г.Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П.Вишневской»

Слайд 2

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ – это действие над исходной информацией в соответствии с некоторыми правилами. Математические вычисления Логические рассуждения Кодирование информации Сортировка информации Структурирование информации Поиск информации 5  2 = 10 – • – – – – – • • Код г, б, е, а, д, в а, б, в, г, д, е

Слайд 3

Кодирование информации Это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для ее хранения, передачи или обработки, без изменения содержания информации Обратное преобразование информации называется – декодированием

Слайд 4

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется- АЗБУКОЙ Азбука Морзе

Слайд 7

Шифрование сообщения Иногда требуется засекретить информацию, чтобы ее не могли прочитать другие люди. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В этом случае секретный текст шифруется. Шифрование – это тоже кодирование , но секретным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука - криптография

Слайд 8

Дана зашифрованная пословица. Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7 , а чтобы полить огород – 10,4,5,1,6 . Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу. Самый колючий зверь в лесу – это 12,13 . А теперь расшифруйте пословицу: 1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,4,13,12,14 Ответ : Копейка рубль бережет

Слайд 9

Виды шифров Шифр замены . Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из кодировочной таблицы Шифр перестановки . Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же общему правилу ЕРАЛАШ РЕЛАША А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6….

Слайд 10

Шифр Цезаря , также известный как шифр сдвига , код Цезаря или сдвиг Цезаря — один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования. Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом 3 - А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее. Шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами. Шифр Виженера - это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом НУЛТХСЁУГЧЛВ КРИПТОГРАФИЯ НССРХПЛСГХСА КРИПТОГРАФИЯ КЛЮЧ – ВАЗА (3-1-9-1)

Слайд 11

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 4 Карточка 6 Карточка 3 Карточка 5

Слайд 12

Васнецов Виктор Михайлович Богатыри ВТААСТНТЕАЦТОАВТВТИАКТТТОАРАМЛИАХМАОЙРЛНОУВГИОЧЗ БКОУГПАЯТВЫОРНИЫ

Слайд 13

Коровин Константин Алексеевич Северная идиллия

Слайд 14

Нестеров Михаил Васильевич Видение отроку Варфоломею

Слайд 15

Врубель Михаил Александрович Италия. Неаполитанская ночь

Слайд 16

Левитан Исаак Ильич Вечерний звон

Слайд 17

Айвазовский Иван Константинович Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)

Слайд 18

Угадать правило шифровки и расшифровать слова: УМЫЗАК, АШНРРИ, РКДЕТИ (МУЗЫКА, ШАРНИР, КРЕДИТ) ТКАФЕТРА, ТКНИТСНИ, ЛАНИГИРО (АРТЕФАКТ, ИНСТИНКТ,ОРИГИНАЛ) АКРОЛДИИТРЦОНВДАШНСИЩЕ ИТНЖФСОАРУМИАНЦТИЛИ (КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики по теме "Кодирование информации"

Конспект урока "Кодирование информации" предназначен для урока информатики в 5 классе. Подробно рассмотрены способы кодирования информации, даны понятия кодирования и декодирования, упражнения для зак...

Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс

Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели  у...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе (ФГОС), Л. Л. Босова по теме «Информационные процессы. Обработка информации»

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: организация деятельности учащихся по осмыслению понятий информационных процессов и их роли в современном обществе/...

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...

Урок информатики по теме «Информационные процессы»

Цель:- ввести понятие информационных процессов;- рассмотреть различные примеры информационных процессов;- ввести понятие «информационная технология.Урок №3 8 класс.doc...