Конспект урока-практикума по информатике в текстовом редакторе "Создание документа с помощью шаблона "Мастер календарей" и его стилевое форматирование"
учебно-методический материал по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Моисеева Ольга Евгеньевна

Урок написан для работы в текстовом процессоре Word 2003. Материал содержит три приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум в текстовом процессе Word 2003. Создание документа с помощью шаблона "Мастер календарей" и его стилевое форматирование

  • Моисеева Ольга Евгеньевна, учитель информатики

Цели урока:

Развитие навыков работы с текстовым редактором по созданию и применению стилей форматирования, умений работать по заданному алгоритму, развитие творческого мышления, формирование учебно-познавательных действий по работе с дополнительными источниками.

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков).

Технические и программные средства:

Персональные компьютеры, подключенные к Интернету, интерактивная доска или проектор

Раздаточный материал

Специально подготовленные презентации по данной теме:

  1. “Создание календаря с помощью шаблона “Мастер календарей” и замена рисунков” (Приложение 1)
  2. “Стилевое форматирование” (Приложение 2).

Материал рассчитан на 2 урока.

ПЛАН 1-го УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Демонстрация документа (Приложение 3) , который должен получиться в ходе изучения данной темы.
  3. Обсуждение вопроса: “Какие приёмы и методы использовались при создании календаря?”
  4. Объяснение нового материала.
  5. Выполнение практической работы.
  6. Заключительный этап урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление и объяснение темы и цели урока

2. Демонстрация документа.

Учитель демонстрирует на интерактивной доске или экране календарь, созданный в текстовом процессоре Word 2003.

3. Обсуждение вопроса:

“Какие приёмы и методы использовались при создании календаря?” это проверка усвоенных учащимися знаний и активизация работы на уроке.

4. Объяснение нового материала.

Учитель с помощью презентации (Приложение 1) демонстрирует алгоритм создания календаря. После демонстрации учащиеся задают вопросы, которые возникли в ходе объяснения.

5. Выполнение практической работы.

Работа за персональным компьютером. Каждый учащийся может просмотреть презентацию ещё раз в удобном для него темпе. В ходе работы учащиеся создают два документа “Календарь 1” - творческая работа и “Календарь 2” - заданного образца для работы на следующем уроке, таким образом, они дважды проделывают одни и те же операции, запоминая последовательность действий.

6. Заключительный этап урока. Компьютеры подключаются к Интернету и учащиеся подбирают рисунки для своей творческой работы - “Календаря 1”. Работа по подготовке иллюстраций может быть продолжена и дома (поиск в Интернете, сканирование изображений и фотографий, создание собственных иллюстраций в графическом редакторе).

ПЛАН 2-го УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Демонстрация документа (Приложение 3), который должен получиться в ходе изучения данной темы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Заключительный этап урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление и объяснение темы и цели урока

2. Демонстрация документа.

Используется для повторения и будет актуальна для детей, отсутствовавших на предыдущем уроке.

3. Объяснение нового материала.

Учитель использует материал учебника, уделяя особое внимание на теорию и технологию применения различных операций стилевого форматирования. Учитель с помощью презентации (Приложение 2) демонстрирует алгоритм стилевого форматирования различных объектов. После демонстрации учащиеся задают вопросы, которые возникли в ходе объяснения.

4. Выполнение практической работы.

Работа за персональным компьютером. Каждый учащийся может просмотреть презентацию ещё раз в удобном для него темпе. Первоначально учащиеся работают по стилевому форматированию “Календаря 2” после чего возвращаются к своей творческой работе - “Календарю 1”, таким образом они осмысленно используют полученные знания для оформления творческой работы.

5. Заключительный этап урока.

Наиболее успешные работы демонстрируются на интерактивной доске или экране.

В качестве домашнего задания или творческой работы по желанию предлагается:

  • создать титульный лист к календарю,
  • создать календарь, включив в него гиперссылку на Дни рождения друзей, памятные даты и т.д.

Литература

Учебник “Информатика и ИКТ” Учебник 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф.Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполните команду « Файл » - « Создать ». Справа в диалоговом окне « Создание документа » выберите « Шаблоны » - « На моём компьютере » На диалоговой панели « Шаблоны » перейдите на вкладку « Другие документы » - « Мастер календарей » Создание календаря с помощью шаблона «Мастер календарей» и замена рисунков 1 2

Слайд 2

4. Следуя указаниям мастера (кнопка « Далее ») задайте: Стиль календаря – любой из списка: «Строгий», «Стандартный», «Изысканный» Ориентация календаря – « альбомная », оставить место для рисунка – « да » Выберите начальный конечный и конечный месяц и год , например январь 2009 – декабрь 2010 1 2 3 4

Слайд 3

Задание всех параметров подтвердите кнопкой « Готово ». В готовом документе выберите масштаб 50%. Просмотрите календарь. Сохраните календарь в своей папке под именем « Календарь 1 » Создайте ещё один календарь для следующей практической работы с заданными характеристиками: Стиль – « изысканный » Ориентация – « альбомная » Оставить место для рисунка – « нет ». Начальный и конечный месяц январь 2009 – декабрь 2009 Сохраните этот календарь также в своей папке под именем « Календарь 2 » 2 1

Слайд 4

Измените внешний вид «Календаря 1» заменив картинки. Определите размер рисунка. Щелчком правой кнопки мыши на рисунке вызовите контекстно-зависимое меню и выберите « Формат рисунка… » затем вкладку « Размер » 1 2 Для календаря размер рисунка составляет по высоте 19,05 см и по ширине 8,89 см. Ширину можете округлить до 8,9 см. Черный рисунок удалите. При поиске рисунков в Интернете для календаря выбирайте и сохраняйте большие рисунки (чтобы при масштабировании не терять качество изображения).

Слайд 5

В среде любого графического редактора можете заранее изменить размер рисунка или выполнить это изменение средствами текстового процессора Word . Установите рисунок в выделенный объект командой « Вставка » - « Рисунок » - « Из файла ». Для 1 месяца – января рисунок можно взять из стандартной библиотеки рисунков Windows XP. Размер рисунка заранее не меняете. Рассмотрим, как изменить размер рисунка средствами Word. 1. По щелчку правой кнопки мыши на рисунке определите истинный размер рисунка. 1 Масштаб 100% Высота 15,88 см. 2 . Измените высоту рисунка до 19,05 см не снимая флажки « сохранять пропорции » и « относительно исходного размера » 2

Слайд 6

Рисунок подойдёт по высоте, но по ширине будет больше. С помощью команды « Обрезка» на панели инструментов « Настройка изображения » отрежьте лишнее (перемещая маркеры ) Для каждого месяца установите свой рисунок В « Календаре 2 » рисунки расположите на отдельных страницах перед каждым месяцем используя команду « Вставка » - « Разрыв » - « На новую страницу ». 1 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стилевое форматирование Для работы со стилями предусмотрена панель задач « Стили и форматирование …». Её можно открыть щелчком по кнопке на панели инструментов « Форматирование » или с помощью команды « Формат » - « Стили и форматирование …» 1 2

Слайд 2

Панель задач « Стили и форматирование » отображает список стилей и вариантов ручного форматирования. В поле « Показать » можно выбрать варианты отображения видов форматирования. В практической работе рекомендуется использовать виды « Доступные стили » или « Доступное », так как в этом варианте можно добавлять и удалять стили в списке форматирования. Практическая работа предусматривает изменение внешнего вида «Календаря 2» созданного на предыдущем уроке с заданными характеристиками: Стиль – « изысканный » Ориентация – « альбомная » Оставить место для рисунка – « нет ». Начальный и конечный месяц январь 2009 – декабрь 2009

Слайд 3

Изменение стиля для элемента «год». 1. Щелкните на любом номере года - тогда в верхней части панели задач « Стили и форматирование » будет определён стиль – « Изысканный заголовок 2 ». Полное описание форматирования можно почитать при наведении курсора на строку с названием стиля или при выборе команды « показать форматирование » из контекстного меню по щелчку правой кнопкой на названии стиля. 1 2 3

Слайд 4

2. Щелкните правой кнопкой мыши на имени стиля « Изысканный заголовок 2», выберите команду « Изменить …» 3. В диалоговом окне « Изменение стиля » посмотрите параметры стиля 4. Измените параметры стиля, щелкнув на кнопке « Формат », которая позволяет открыть диалоговое окно для изменения параметров. 5. Выберите команду « Шрифт …» и измените: цвет шрифта, начертание, добавьте эффект – тень, можете изменить название шрифта. 2 3 4 5

Слайд 5

Пример изменения шрифта. Не рекомендуется сильно менять размер шрифта относительно исходного, так как для объекта выделен определённый размер рамки «Надпись». Подтвердите все изменения ОК. 1 2

Слайд 6

Изменение стиля для элемента «Месяц». Щелкните на любом номере месяца - стиль данного объекта « Изысканный заголовок 4 », это можно прочитать при наведении указателя мыши на название стиля. 3 4 Изменение стиля для элемента «число» . Щелкните на любой цифре в числе, определите стиль и измените в этом стиле только шрифтовые параметры (название шрифта, начертание, цвет, размер.) Действия выполняйте по аналогии с изменением стиля для элемента «год».

Слайд 7

В диалоговом окне « Изменения стиля » - « Формат » - « Шрифт » задайте новые параметры для месяца. Выделите месяц фоном Выберите команду в диалоговом окне « Изменения стиля » - « Формат » - « Граница и заливка » задайте на вкладке « Граница »: тип границы, тип линий, цвет линий, ширину. Установите на вкладке « Заливка » - цвет заливки , например, светло-бирюзовый. Изменение стиля для элементов «год» и «месяц» относились к изменению стиля абзаца.

Слайд 8

Все числа каждого месяца расположены в отдельной таблице. Создайте новый стиль для фона чисел – стиль таблицы Установите курсор на любом пустом месте в области чисел, после чего щелкните на кнопке « Создать стиль …». Создание нового стиля для элемента «фон чисел». 1 2

Слайд 9

2. Задайте параметры стиля: имя стиля – « Фон чисел », из раскрывающегося списка стилей – « Таблица ». основан на стиле – « Обычная таблица» (можно и любую другую), применить форматирование – « Вся таблица» В диалоговом окне « Стили и форматирование » в списке доступных полей появится стиль « Фон чисел ». 1 3 3 Выберите параметры таблицы (для календаря – цвет заливки, границы ) Установите флажок – добавить в шаблон. 2

Слайд 10

Таблица и текст в таблице немного смещены влево. Для выравнивания измените созданный стиль «Фон числа». Щелкните на кнопке « Формат » и в появившемся диалоговом режиме установите в меню « Абзац » - « Выравнивание по центру ». 1 2 3

Слайд 11

Подтвердите все изменения стиля « Фон чисел ». Примените данный стиль ко всем месяцам (на каждой странице месяца щелкните на любом поле с числами, после чего щелкните на имени созданного стиля). В диалоговом окне « Изменения стиля » щелкните на кнопке « Формат », выберите команду « Свойства таблицы » и установите « Выравнивание по центру ». Выравнивание текста в ячейках таблицы можно выполнить непосредственно в окне создания (изменения) стиля таблица

Слайд 12

Создание стиля для элемента «День недели». (Создание стиля на основе выделенного фрагмента) В календаре день недели и числа к этому дню должны быть выровнены. При изменении размера шрифта в стиле для чисел или дней недели будет происходить сдвиг названий дней относительно чисел. Для устранения этого недостатка наиболее удобно привести в соответствие дни недели и числа в одном месяце, создать новый стиль на основе на основе этого (выделенного) фрагмента и применить ко всем месяцам. Выделите строку с названиями дней недели. С помощью обычного форматирования задайте параметры: « Формат » - « Шрифт » - названия шрифта, начертание, размер, цвет. « Формат » - « Абзац » - все отступы = 0 « Формат » - « Граница и заливка » - цвет и тип границы и заливки. Дни недели отделены друг от друга точками табуляции. Перемещая позиции табуляции по линейке, добейтесь правильного размещения дня недели относительно чисел (это удобнее, чем задавать конкретные значения в меню « Формат » - « Табуляция »

Слайд 13

Выделите строку с измененными расстояниями в названиях дней недели и не снимая выделения на панели задач « Стили и форматирование » щелкните на кнопке « Создать стиль …». В появившемся диалоговом окне задайте только имя стиля « День недели ». В списке доступных стилей появится имя созданного стиля Обозначение табуляции, и позиции табуляции по центру на линейке

Слайд 14

Создан новый стиль «День недели» На каждой странице месяца щелкните на любой букве дня после, чего щелкните на имени созданного стиля « День недели » в списке доступных стилей. Календарь готов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля.  Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...

План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

Урок-практикум (10/11 класс) «Преобразование текста для создания электронной презентации по МХК»

Одна из наших педагогических ошибок - задать детям творческое задание (эссе,реферат, презентация), но не научить, как грамотно и качественно его выполнить. В старших классах учащиеся хотят понимать, з...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Работа в текстовом редакторе MS Word »

1. ФИО (полностью) Козлова Татьяна Сергеевна2. Место работы МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты3. Должность учитель математики и информатики4. Предмет информатика5. Класс 86. Тема и номер урока в теме Работа с ...

Конспект урока "Работа с таблицами в текстовом редакторе"

Конспект урока "Работа с таблицами в текстовом редакторе"...

Конспект Урок-практикум на материале 5 класса, по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

Данный урок входит в раздел «Формы представления информации», который разбит на 3 части. В каждой части учащийся учится представлять информацию на компьютере в одной из форм представления ...