урок-конференция «Разработка социального проекта с помощью нанотехнологий».
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Белоус Екатерина Сергеевна

Урок проходит в виде конференции, на которой происходит знакомство учащихся с основами нанотехнологий,  основными достижениями и проводимой исследовательской работой в области нанотехнологий в современном мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока-конференции «Разработка социального проекта с помощью нанотехнологий».

Учитель: Белоус Екатерина Сергеевна

Цель урока:

Познакомить учащихся с основами нанотехнологий,  основными достижениями и проводимой исследовательской работой в области нанотехнологий в современном мире.

Задачи:

  1. Создание условий для ознакомления участников конференции с основными открытиями в области нанотехнологий и выявление основных проблем связанных с их применением в повседневной жизни;
  2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять факты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, формировать умения работать с различными литературными источниками;
  3. Формирование у ребят научных представлений о единой, реальной картине мира; понимание актуальности практического применения полученных знаний в повседневной жизни;
  4. Создание условий для самоорганизации и коммуникативных умений при работе в группах.

Вид урока: урок – конференция

Оборудование: компьютер, экран, рефераты и доклады учащихся, презентации учащихся, викторина.

Предварительная работа: За две недели до проведения конференции, класс делится на группы, каждая из которых готовит доклад по выбранной теме. Учитель помогает в подборе материала, даёт консультации. Через неделю подготовки объявляются темы выбранных докладов, план конференции и последовательность выступлений.

Ход урока

«Там, внизу, много места!»

Р. Фейнман

  1. Вступительное слово учителя.

В последние годы мы все чаще слышим слова: "нанонаука", "нанотехнологии", "наноструктурированные материалы":  мы слышим их по радио и на телевидении, замечаем в речах не только ученых, но и политиков. Нанотехнологиям отдается высокий приоритет при финансировании научных и инновационных программ во всех развитых странах мира. Например, Япония является мировым лидером по созданию наноматериалов,  в США исследования в области нанотехнологий получают щедрое финансирование как от государства, так и из бизнеса и даже от частных лиц, Евросоюз принял свою рамочную программу развития науки, в которой нанотехнологии занимают главенствующие позиции. Недавно наш президент объявил о высоком приоритете развития нанотехнологий, обращая внимание на особую роль нанотехнологий для обороноспособности нашей страны. На это выделяются немалые средства из Резервного фонда страны. Минпромнауки РФ и РАН также имеют свои перечни приоритетных, прорывных технологий с приставкой "нано-".

Так что же означает слово «нано»? Что такое нанотехнологии и почему им уделяется такое внимание во всем мире? Почему это называют "революционным прорывом в технологиях", что это сулит нам, простым людям, и чем, возможно, это грозит миру?   Давайте попробуем разобраться с этими вопросами. Сейчас ваши одноклассники более подробно познакомят вас с некоторыми понятиями наномира.

         

  1. Выступление докладчиков (защита проектов).

  1. Обобщение и повторение.

Итак, ребята! Мы с вами обзорно познакомились с наномиром, многие ваши одноклассники подготовили интересные доклады. Те, кто заинтересовался этой темой может могут продолжить ее изучение самостоятельно. Ведь нанотехнологии только открывают нам путь в совершенно другой, лучший мир, который мы сможем приблизить лишь совместными, согласованными усилиями. За нанотехнологиями и нанонаукой – будущее, в нашей стране и в мире. ... То ли еще будет!

А сейчас, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. Проверьте свои знания (приложение 1).

Нанотехнологии – это наше настоящее и будущее. Наверное, нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, которую они бы не затронули. Мир нанотехнологий интересен и доступен не только ученым. Ищите, читайте, анализируйте информацию. Занавес в удивительный мир нанотехнологий приоткрыт!

IV .Домашнее задание.

Проанализировать пройденный материал.

Найти и представить примеры применения нанотехнологий  в геронтолиии, кибернетике, строительстве и архитектуре.                    


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях №1 в России
  2. http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического общества «Нанометр»
  3. http://nauka.name/category/nano/ - научно-популярный портал о нанотехнологиях, биогенетике и полупроводниках
  4. http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал
  5. http://kbogdanov1.narod.ru/ - «Что могут нанотехнологии?», научно- популярный сайт о нанотехнологиях.

Приложение 1

Викторина

  1. Что такое наночастица?

кусочек вещества с приставкой "нано"
элементарная частица
частица вещества из примерно миллиона атомов
частица вещества из десяти и менее атомов
то, из чего состоит дым и туман
то, из чего состоят абсолютно все вещества

  1. Может ли молекула быть наночастицей?

может, для этого она должна одна занимать область пространства, соответствующую наночастице
нет, не может, молекула - это молекула
может, если в молекуле миллион атомов
нет, не может, наночастицами могут быть только неорганические вещества
может, если мы ее так назовем
нет, не может, потому что молекулы реально существуют, а наночастицы придумали ученые

  1. Может ли наночастица быть молекулой?

нет, не может никогда, молекулы всегда меньше
может, причем всегда, раз там больше одного атома - значит это молекула
может быть, если связи между атомами какие - нибудь особенные
может, но только в возбужденном состоянии
может, но только при очень низких температурах
нет, не может, наночастицы состоят из атомов, а не молекул

  1. Почему мы не видим наночастицы?

потому что они маленькие, а глаза у нас большие
потому что они быстро бегают
потому что они прозрачные
а мы можем видеть наночастицы, если они светятся!
а мы можем видеть наночастицы, если их заморозить!
а мы можем увидеть наночастицы, если наши глаза уменьшить!

  1. Кто из атомов делает наночастицы?

нанотехнолог
биолог
химик
ядерный физик
наноэлектронщик
журналист

  1. Если наночастицы трудно увидеть, сложно правильно сделать, ими трудно манипулировать, то почему же ими так интересуются?

потому что просто из интереса и любопытства хотят решать сложные задачи
потому что у них возникают особые свойства
потому что их можно сделать очень много из малого количества вещества
потому что они стоят дорого
потому что их не нужно много

  1. В какой из названных ниже составляющих частей фотоаппарата пока что точно не используются наноструктуры и наноматериалы?

объектив
аккумуляторная батарея
флэш-память
матрица для получения изображения
крышка объектива
корпус

  1. Какие из перечисленных ниже наночастиц можно использовать для лечения онкологических заболеваний?

наночастицы оксида железа (II, III)
квантовые точки на основе селенида кадмия
углеродные нанотрубки
наночастицы диоксида кремния
наночастицы диоксида титана
коллоидосомы

  1. Какие из перечисленных ниже наночастиц не используются при создании солнечных батарей?

наночастицы золота
наночастицы диоксида титана
графен, углеродные нанотрубки
квантовые точки
наночастицы диоксида кремния
полимеры

  1. Чего нам ждать от нанотехнологий в будущем?

ничего
всего
миниатюризации и экономии энергии, новых принципов работы устройств
вечного двигателя
манны небесной

  1. Американский физик Фейнман призывал исследовать то, где много места.
    Его много где?

у нас
у них
вверху
внизу
побоку

  1. Нанотрубки из дисульфида молибдена могут применяться в

военных нанотехнологиях в качестве отравляющего вещества
в медицине в качестве смазки при протыкании человека специальными иглами
в гоночном автомобилестроения в качестве дисперсионного топлива
в быту в качестве излучающего слоя люминесцентных ламп
нигде, так как таких трубок вообще не существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта разработки социального проекта «Мы волонтеры» в рамках XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

В этом учебном году активные лицеисты БОУ г. Омска «Лицей № 143» приняли участие в областном конкурсе социальных проектов среди обучающихся Омской области в рамках XIII Всероссийской акции «Я – ...

Разработка социального проекта на тему: «Планета вредных привычек»

Социальный проект на тему «Планета вредных привычек»Описание проблемной ситуации В суете повседневной жизни мы перестали или даже не хотим обращать внимание на то, что вредные привычки стали для совре...

Социальный проект "Услуги помощи"

Объединение дополнительного образования «Социальное проектирование: компьютерная грамотность» представляет социальный проект "Услуги помощи".Суть социального проекта заключается в том, что учащиеся, п...

Социальный проект "Руки помощи"

Добровольческая помощь пожилым людям...

Методическая разработка "Алгоритм разработки социальных проектов"

Работа стала номинантом конкурса "СОЦИОДРАЙВ"....

Социальный проект «Рука помощи»

В поселке  проживают много пожилых людей, у которых нет родственников или родственники живут далеко и не могут приезжать каждый день, для того чтобы  помочь своим близким. А им нужна помощь ...

Социальный паспорт на социальный проект "Рука помощи"

Социальный проект «Рука помощи» призван сплотить подростков  для оказания помощи (социальной, психологической, бытовой, консультативной и иной) нуждающимся пожилым и одиноким...