рабочая программа 7 - 8 класс (ФГОС) Босова Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Андреева Юлия Викторовна

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней  учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» и авторской программы Босовой Л. Л. Рассчитана на 34+34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7-8_2016.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

городского округа города Райчихинска Амурской области

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

28.08.2016. протокол № 1.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ № 15

_____________Н.В.Морозова

29.08.2016

УТВЕРЖДАЮ.

Директор

МОАУ СОШ № 15

__________В.В.Неценстрик

30.08.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 7 – 8   КЛАССОВ

                                                                             

                                                                                 Составитель: учитель информатики

высшей категории

 Ю.В.Андреева

        

г. Райчихинск

2016 г.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;
  • алгоритмы и начала программирования;
  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. 

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы  – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии.  Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

Информация  о внесенных изменениях:

Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость учащихся с  VII видом  отрицательно влияют на усвоение основных понятий информатики, в связи с этим при рассмотрении курса информатики были внесены изменения в объем теоретических сведений. Некоторый материал программы дается ознакомительно для обзорного изучения, некоторые разделы в темах  в связи со сложностью изложения и понимания были исключены.

Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с VII видом целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.

В программу внесены изменения:

  • некоторые темы даны как ознакомительные;
  • отдельные разделы в некоторых темах исключены, так как трудно усваиваются детьми с VII видом из-за особенностей психологического развития.

Действующая программа откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Примечание к планированию

Темы изучаются как ознакомительные.

  1. Информационные процессы. Обработка информации
  2. Дискретная форма представления информации
  3. Единицы измерения информации
  4. Файлы и файловые структуры
  5. Оценка количественных параметров текстовых документов
  6. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
  7. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
  8. Свойства логических операций.
  9. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной  оператор.
  10. Программирование циклов с заданным условием

Задания для выполнения проверочных работ для учащегося 7 вида подбираются индивидуально, в облегченном варианте, но не ниже государственного уровня обязательных требований.


Тематическое планирование

Название темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

Проверочные работы

1

Информация и информационные процессы

9

6

2

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

2

1

3

Обработка графической информации

4

2

1

1

4

Обработка текстовой информации

9

3

5

1

5

Мультимедиа

4

1

2

1

6

Математические основы информатики

13

10

2

1

7

Основы алгоритмизации

10

6

3

1

8

Начала программирования

10

2

7

1

9

Моделирование и формализация

9

6

2

1

10

Алгоритмизация и программирование

8

2

5

1

11

Обработка числовой информации

6

2

3

1

12

Коммуникационные технологии  

10

6

3

1

13

Итоговое повторение

3

0

0

3

Итого:

102

50

37

15



Календарно-тематическое планирование 7 класс:

Тема урока

Тип урока

Содержание

изучаемого/элементы содержания

Планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся (УУД)

Формы,

методы,

вид контроля.

Д.З.

Дата урока

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок ознакомления с новым материалом

Техника безопасности, особенности работы с учебником, на уроках информатики. Особенности предмета «Информатика»

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Фронтальный, устный опрос

Введе

ние.

Тема Информация и информационные процессы

2.

Информация и её свойства

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Информация, сигнал. Непрерывный и дискретный сигнал. Виды информации. Свойства информации.  

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Фронтальный, устный опрос

§1.1.

3.

Информационные процессы. Обработка информации

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Информационные процессы, информационная деятельность. Сбор информации, ее обработка.

Фронтальный, устный опрос

§1.2.

4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Урок развивающего контроля

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Передача информации, источник, канал связи, приемник.

Работа по карточкам

§1.2.

5.

Всемирная паутина как информационное хранилище

комбинированный урок.

WWW – Всемирная паутина, web – страница и  web- сайт. Браузер, поисковая система, поисковый запрос.

групповой, задания на ПК

§1.3.

6.

Представление информации

комбинированный урок.

Знак, знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления информации.

Фронтальный

§1.4

7.

Дискретная форма представления информации

Урок развивающего контроля 

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита. Двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода.

сам. раб. с самопроверкой

§1.5.

8.

Единицы измерения информации

комбинированный урок.

Бит и его производные. Информационный вес символа. Информационный объем сообщения, единицы измерения информации.

групповой, задания на ПК

§1.6.

9.

Проверочная работа

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

тест

Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10.

Основные компоненты компьютера и их функции

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Компьютер, процессор, память. Устройства ввода и вывода информации.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств и с

точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

Фронтальный

§2.1

11.

Персональный компьютер.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Персональный компьютер. Системный блок: материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск. Внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, колонки. Компьютерная сеть. Сервер, клиент.

Фронтальный

§2.2

12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Программное обеспечение. Операционная система. Архиватор, антивирусная программа. Сервисные программы.

Фронтальный

§2.3.

13.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

комбинированный урок.

Система программирования. Системное, прикладное ПО. Приложения общего назначения.

Фронтальный

§2.3

14.

Файлы и файловые структуры

комбинированный урок.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

индивидуальные задания

§2.4.

15.

Пользовательский интерфейс

комбинированный урок.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

индивидуальные задания

§2.5

16.

Проверочная работа

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

тест

Тема Обработка графической информации

17.

Формирование изображения на экране компьютера

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Формирование изображения на экране монитора.  Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление цвета.  

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

Фронтальный

§3.1

18.

Компьютерная графика

комбинированный урок.

Компьютерная графика (растровая, векторная).  Форматы графических файлов. Выделение, удаление, перемещение фрагментов.

групповой, задания на ПК

§3.2

19.

Создание графических изображений

комбинированный урок.

Интерфейс графических редакторов.  Палитра графических редакторов. Графические примитивы. Конструирование сложных объектов на графических примитивов.

групповой, задания на ПК

§3.3

20.

Проверочная работа

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

тест

Тема Обработка текстовой информации

21.

Текстовые документы и технологии их создания

комбинированный урок.

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов...

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы;

Фронтальный

§4.1

22.

Создание текстовых документов на компьютере

комбинированный урок.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере .

групповой, задания на ПК

§4.2

23.

Прямое форматирование

комбинированный урок.

Форматирование: шрифт, размер, начертание. Абзац, выравнивание, отступ первой строки, межстрочный интервал.

групповой, задания на ПК

§4.3

24.

Стилевое форматирование

комбинированный урок.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Параметры страницы.

групповой, задания на ПК

§4.3

25.

Визуализация информации в текстовых документах

комбинированный урок.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов

групповой, задания на ПК

§4.4

26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

комбинированный урок.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерные словари, программы – переводчики.

групповой, задания на ПК

§4.5

27.

Оценка количественных параметров текстовых документов

Урок развивающего контроля

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.

сам. раб. с самопроверкой

§4.6

28.

Оформление реферата История вычислительной техники

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере .

групповой, задания на ПК

стр. 196

29.

Проверочная работа.

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

тест

Тема Мультимедиа

30.

Технология мультимедиа.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

Фронтальный

§5.1

31.

Компьютерные презентации

комбинированный урок.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  

групповой, задания на ПК

§5.2

32.

Создание мультимедийной презентации

комбинированный урок.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

групповой, задания на ПК

§5.2

33.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

Урок развивающего контроля

тест

Итоговое повторение

34.

Итоговое тестирование.

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий

тест

Календарно-тематическое планирование 8 класс:

Тема урока

Тип урока

Содержание

изучаемого/элементы содержания

Планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся (УУД)

Формы,

методы,

вид контроля.

Д.З.

Дата урока

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок ознакомления с новым материалом

Техника безопасности, особенности работы с учебником, на уроках информатики.

Фронтальный

Введе

ние.

Тема Математические основы информатики

2.

Общие сведения о системах счисления

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
  • анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения.

Фронтальный

§1.1.

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Урок развивающего контроля

Знакомство с двоичной, системой счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024.

сам. раб. со взимопроверкой

§1.1.

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

Урок развивающего контроля

Знакомство с восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024.

сам. раб. с самопроверкой

§1.1.

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

комбинированный урок.

Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

групповой, задания на ПК

§1.1.

6.

Представление целых чисел

комбинированный урок.

Представление положительных и отрицательных числах в памяти компьютера и особенностях работы с целыми числами; разрядность ячейки памяти и диапазоне значений чисел.

Фронтальный

§1.2.

7

Представление вещественных чисел

комбинированный урок.

Запись чисел с фиксированной и плавающей запятой

Фронтальный

§1.2.

8.

Высказывание. Логические операции.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение).

индивидуальные задания

§1.3.

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Таблицы истинности. Правила построения таблиц истинности.

групповой, задания на ПК

§1.3.

10.

Свойства логических операций.

комбинированный урок.

Понятие конъюнкции, дизъюнкции, инверсии.

Фронтальный

§1.3.

11.

Решение логических задач

Урок развивающего контроля

Использование таблиц истинности при решении логических задач.

индивидуальные задания

§1.3.

12.

Логические элементы

Урок развивающего контроля

Понятие логического элемента. Дизъюнктор, конъюнктор, инвертор.

индивидуальные задания

§1.3.

13.

Проверочная работа

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

тест

Тема Основы алгоритмизации

14.

Алгоритмы и исполнители

комбинированный урок.

Учебный исполнитель Робот как пример формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Фронтальный

§2.1

15.

Способы записи алгоритмов

Урок развивающего контроля

Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Фронтальный, индивидуальный: работа по карточкам

§2.2

16.

Объекты алгоритмов

комбинированный урок.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.

Фронтальный

§2.3

17.

Алгоритмическая конструкция следование

комбинированный урок.

Линейные программы.

групповой, задания на ПК

§2.4

18.

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

комбинированный урок.

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление

групповой, задания на ПК

§3.4

19.

Неполная форма ветвления

комбинированный урок.

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление

групповой, задания на ПК

§2.4

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

комбинированный урок.

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: повторение

групповой, задания на ПК

§2.4

21.

Цикл с заданным условием окончания работы

комбинированный урок.

Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов

групповой, задания на ПК

§2.4

22.

Цикл с заданным числом повторений

комбинированный урок.

Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов

групповой, задания на ПК

§2.4

23.

Проверочная работа

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

тест

Тема Начала программирования

24.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Фронтальный

§3.1

25.

Организация ввода и вывода данных

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы.

Фронтальный, индивидуальный: работа по карточкам

§3.2

26.

Программирование линейных алгоритмов

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль

групповой, задания на ПК

§3.3

27.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Правила записи основных операторов ветвления.

групповой, задания на ПК

§3.4

28.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Правила записи основных операторов ветвления.

групповой, задания на ПК

§3.4

29.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль

групповой, задания на ПК

§3.5

30.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Правила записи основных операторов цикла.

групповой, задания на ПК

§3.5

31.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Правила записи основных операторов цикла.

групповой, задания на ПК

§3.5

32.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

комбинированный урок.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Правила записи основных операторов цикла.

групповой, задания на ПК

§3.5

33.

Проверочная работа.

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»

тест

Итоговое повторение

34.

Итоговое тестирование.

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация основных понятий

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы  Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)Программа по...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова

Программа и пояснительная записка 5 класс Босова...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике 5-7 класс ФГОС БОСОВА Л.Л.

Рабочая программа по предмету «Информатика» в 5-9 классах составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ,авторской программы  Босовой Л.Л.. – М.: БИНОМ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ (базовый уровень) 6 класс ФГОС , Босова

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) для учащихся 6 класса разработана на основе нормативных документов:-       Федерального закон...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и нормативными документами. К программе прилагается календарное планирование.Программа к завершенной предметной линии учебников по инфор...

Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Босова

Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Босова...