Работа с одномерными массивами в языке программирования Паскаль
презентация к уроку по информатике и икт на тему

описание, заполнение массива в Паскале

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Одномерные массивы»

Слайд 2

Массив представляет собой совокупность данных одного типа с общим для всех элементов именем. Массив относится к структурированным типам данных (упорядоченная совокупность данных). Номера элементов массива иначе называются индексами , а сами элементы массива — переменными с индексами (индексированными переменными).

Слайд 3

Иванов Петров Сидоров Кошкин Мышкин 10 0 12 0 12 0 13 0 14 0 14 0 12 0 15 0 16 0 14 0 ... 18 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 3 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 4 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 5 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 6 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 Список класса Температура воздуха Таблица умножения

Слайд 4

-5 8 2 4 -9 -1 6 4 2 1 Значение элемента массива а[3]=2, а[7]=4. а[3]=2 индекс имя массива значение Данные в массивах сохраняются только до конца работы программы. Для их долговременного хранения программа должна записать данные в файл.

Слайд 5

Характеристики массива: тип — общий тип всех элементов массива; размерность (ранг) — количество индексов массива; диапазон изменения индекса (индексов) — определяет количество элементов в массиве

Слайд 6

Способы описания массива Например: Const n=100; var a : array [1.. n ] of real ; { 100 элементов — вещественные числа } b: array[0..50] of char; { 51 элемент — символы } с: array [-3..4] of boolean ; { 8 элементов — логические значения } x , y : array[1..20] of integer; { два массива x и у содержат по 20 элементов — целые числа } var ИмяМассива: array [НижняяГраница.. ВерхняяГраница] of Тип Элементов;

Слайд 7

Как вы думаете, при выполнении программы обязательно заполнять все ячейки данными? Почему? Если ячейка не заполнена то, какое значение в ней находится? Может ли реальное количество элементов в массиве быть меньше, чем указано при описании? Почему? А может быть больше? Почему?

Слайд 8

Что неправильно? var a: array[10..1] of integer; ... A[5] := 4.5; [1..10] var a: array ['z'..'a'] of integer; ... A['B'] := 15; ['a'..'z'] A['b'] var a: array [0..9] of integer; ... A[10] := 'X';

Слайд 9

Способы заполнения массива 1. Ввод данных с клавиатуры : for i:=1 to n do Begin write('a[',i,']='); read (a[i]); end; программа a[1] = 5 a[2] = 12 a[3] = 65 a[4] = 24 a[5] = 6

Слайд 10

Способы заполнения массива 2. Ввод данных с помощью датчика случайных чисел. for i:=1 to n do begin a[i]:=random(50); write(a[i]:4); end; программа

Слайд 11

Способы заполнения массива 3. Присваивание заданных значений; Например. Заполним массив четными числами for i:=1 to n do a[i]:=i*2; BEGIN SP[1]:=‘ Аксенов ’; SP[2]:=‘ Бобров ’; SP[3]:=‘ Веснин ’; SP[4]:=‘ Гончаров ’; SP[5]:=‘ Давыдов ’; Вывод элементов массива Вывод элементов массива осуществляется в цикле: for i :=1 to n do write ( a [ i ],’ ’ ) Аксенов Бобров Веснин Гончаров Давыдов

Слайд 12

Действия с одномерными массивами Например . Var A, B: array[1..n] of integer; Выражение Результат A = B истина, если значение каждого элемента массива A равно соответствующему значению элемента B . A <> B . результат истина, если хотя бы одно значение элемента массива A не равно значению соответствующего элемента массива B A := B все значения элементов массива B присваиваются соответствующим элементам массива A .

Слайд 13

Задача Ввести с клавиатуры элементы массива и вывести массив в обратном порядке Program M1; Var A : Array [1..5] Of Integer; i : Integer; Begin For i:=1 To 5 Do begin write ('A[',i,']='); Read(A[i]); end; For i:=5 Downto 1 Do Write(A[i],' '); End.

Слайд 14

Поиск минимального элемента и его номера. Задача.

Слайд 15

Подведение итогов урока Что такое массив в языке программирования? Каким образом задается описание массива, что в нем указывается? Каким образом задается обращение к элементу массива?

Слайд 16

Домашнее задание Написать программу поиск максимального элемента в массиве и его номера.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одномерные массивы»

Предмет – информатика.

Класс 9

Данная методическая разработка содержит презентацию, в которую включен материал необходимый для изложения темы урока.

Цели урока

  1. Обучающая - сформировать представление о массиве как о средстве хранения информации; определить эффективность использования массивов при обработке большого количества данных; научится описывать одномерный массив,  построить алгоритм работы с массивами.
  2. Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; развить у школьников умения планировать свою деятельность.
  3. Мотивационная – побудить интерес к изучению информатики.
  4. Воспитательная умение сотрудничать, толерантность, инициативность, умение добиваться поставленной цели.

Задачи урока

Учебная – дать определение массива, как структурированного типа данных, рассказать о способах описания и заполнения массива.

Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока:  ознакомление с новым материалом 

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа презентация «Одномерные массив», созданная в MS PowerPoint.

В ходе создания методической разработки урока, презентации  использовались операционная система Windows XP и следующие программные средства:

  • Microsoft Offict Word 2007              - набор и редактирование текста;
  • Microsoft Office PowerPoint 2007   - создание, обработка, компоновка презентации;
  • Microsoft Office Picture Manager      - обработка графики для презентации.

На момент проведения урока учащиеся могут составлять программы для поиска минимального и максимального числа из последовательности чисел вводимых с клавиатуры,  хорошо решают задачи требующие использования циклов и вложенных циклов, умеют находить сумму, количество, произведение чисел вводимых с клавиатуры, умеют решать задачи с целочисленной арифметикой.

План урока.

 

Части- блоки урока

Техническая поддержка

Временная реализация

1

Организационный момент: приветствие

 

0,5  минут

2.

Проверка домашнего задания. Сообщение темы.

Слайд 1

3  минуты

3.

Ознакомление с новым материалом.

3.1 Определение массива. Характеристики массива.

Слайд 2,3,4, 5

5 минут

3.2 Способы описания массива

     Слайд 6,7,8

4 минуты

3.3 Способы заполнения массива

Слайд 9,10,11

7  минут

3.4 Действия с одномерными массивами. Разъяснение задачи.

Слайд 12, 13

8  минут

4

Решение задач

Слайд 14,15

12 минут

5.

Подведение итога урока

Слайд 16

3 минуты

6.

Домашнее задание.

Слайд 17

0,5 минут

 

Всего:

 

43  минут

Запас 2 минуты

Хода урока

  1. Организация начала занятия.

Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих на уроке.

  1. Проверка домашнего задания . Сообщение темы (Слайд 1)

Учитель.  Запишите тему нашего урока: «Одномерные массивы. Описание и действия над элементами массива». (Слайд 2)

  1. Ознакомление с новым материалом

Определение массива. Характеристики массива. ( Слайд 2)

Если работа программы связана с хранением и обработкой большого количества однотипных переменных,  для их представления в программе можно использовать массивы.

Массив представляет собой совокупность данных одного типа с общим для всех элементов именем.

Массив относится к структурированным типам данных (упорядоченная совокупность данных).

Элементы массива пронумерованы, и обратиться к каждому из них можно по номеру Номера элементов массива иначе называются индексами, а сами элементы массива — переменными с индексами (индексированными переменными).

 Пример массивов. (слайд 3)

 (Слайд 4) При обращении к элементу массива нужно указать имя массива и индекс того элемента с которым вы хотите выполнить действие. Индекс элемента массива указывается в квадратных скобках после имени массива. Например, массив а заполнен следующим образом:

-5

8

2

4

-9

-1

6

4

2

1

Значение элемента массива а[3]=2, а  а[7]=4. (Слайд 5)

а[3]=2

Обратите внимание — данные в массивах сохраняются только до конца работы программы. Для их долговременного хранения программа должна записать данные в файл.  Характеристики массива: (Слайд 5)

  • тип — общий тип всех элементов массива;
  • размерность (ранг) — количество индексов массива;
  • диапазон изменения индекса (индексов) — определяет количество элементов в массиве.

Одномерный массив — это пример массива, в котором элементы нумеруются одним индексом.

Способы описания массива

(Слайд 6)

Самый простой способ описания массива — это объявить переменную в разделе описания переменных var с использованием зарезервированного слова array (т. е. массив). В общем виде описание выглядит так:

var  ИмяМассива: array[НижняяГраница.. ВерхняяГраница] of  Тип Элементов;

Например:

Const n=100;

var a: array[1..n] of  real; { 100 элементов — вещественные числа }

b: array[0..50] of  char;     { 51 элемент — символы }

с: array[-3..4] of  boolean;  { 8 элементов — логические значения }

x,y: array[1..20] of  integer; { два массива x и у содержат по 20 элементов — целые числа }

 (Слайд 7)

Как вы думаете, при выполнении программы обязательно заполнять все ячейки данными?  Почему? Если ячейка не заполнена то, какое значение в ней находится?  Может ли реальное количество элементов в массиве может быть меньше, чем указано при описании? Почему? А может быть больше? Почему?

Заслушиваются ответы учеников. Обсуждаем  и делаем выводы.

Вывод.  При выполнении программы вовсе не обязательно заполнять все ячейки данными (в этом случае значение ячейки будет равно нулю), т. е. реальное количество элементов в массиве может быть меньше, чем указано при описании, но ни в коем случае не должно быть больше.

(Слайд 8) Что неправильно?

  1. var a: array[10..1] of integer;

...

           A[5] := 4.5;                    правильно: [1..10],  можно использовать только целое число.

  1. var a: array ['z'..'a'] of integer;

...

  A['B'] := 15;     правильно: [''a.. 'z'],  A['b'] .

  1. var a: array [0..9] of integer;

...

  A[10] := 'X';    правильно: максимальный элемент 9, без апострофов и число.

Способы заполнения массива

Значения элементов массива также можно задать следующими способами:

  • при вводе данных с клавиатуры:  (Слайды 9)

for i:=1 to n do

Begin

 write('a[',i,']=');

read (a[i]);

 end;

  • с помощью датчика случайных чисел. (Слайды  10)

for i:=1 to n do

begin

a[i]:=random(50);

write(mas[i]:4);

end;

  • присваиванием заданных значений; (Слайды 11)

Заполним массив четными числами

for i:=1 to n do a[i]:=i*2;    

Вывод элементов массива осуществляется в цикле: for i:=1 to n do write (a[i],’ ‘)

Действия с одномерными массивами.

(Слайд 12)

Для работы с массивом как единым целым используется имя массива без указания индекса в квадратных скобках. Массивы могут участвовать только в операциях отношения «равно», «не равно», и в операторе присваивания.  В этом случае массивы должны иметь одинаковый тип элементов и одинаковое количество элементов.

Например.

Var A,B:array[1..n] of integer;

Применение допустимых операций даст следующий результат:

A=B-результат истина, если значение каждого элемента массива а равно соответствующему значению элемента b.

A<>B- результат истина, если хотя бы одно значение элемента массива а не равно значению соответствующего элемента массива b.

A:=B- все значения элементов массива B присваиваются соответствующим элементам массива A.

Действия над элементами массива.

(Слайд 13)

Пусть в одномерном массиве  а содержится n элементов- целые числа.

  • Нахождение  суммы, произведения, среднеарифметического  элементов массива удовлетворяющих заданным условиям.

Например. Вычислим сумму элементов.

Program z1;

Uses crt;

Const n=10;

Var a:array[1..n] of  integer; {описываем массив а}

i, s: integer;

begin

randomize; s:=0;

for i:=1 to n do begin

a[i]:=random(11)-3;  {заполняем массив а случайными числами }

write (a[i],’ ‘); {вывожу заполненный массив}

end;

  for i:=1 to n do s:=s+a[i]; {находим сумму элементов массива а }

writeln (‘сумма элементов массива =’, s) {выводим ответ }

end.

(Слайд 14)   Решение задач

Ввести с клавиатуры элементы массива и вывести массив в обратном порядке

                Program M1;

                Var A : Array [1..5] Of Integer;

                I : Integer;

               Begin

                 For I:=1 To 5 Do

                         begin

                              write ('A[',i,']=');

                              Read(A[I]);

                     end;

                For I:=5 Downto 1 Do

              Write(A[I],'   ');

         End. 

(Слайд 15)  

Поиск максимального (минимального) элемента и его номера.

Например, в одномерном массиве подсчитает количество элементов равных минимальному.

Ребята, кто попробует решить эту задачу на доске? Вызываю к доске ученика пожелавшего решить задачу.

А с остальными ребятами проговариваем алгоритм решения.

  1. Описать массив.
  2. Заполнить массив.
  3. Найти минимальный элемент массива.
  4. Подсчитать количество элементов равных минимальному.

For i:= 1 to n do if a[i]=min then k:=k+1;

Рассматриваем решение на доске. Комментируем, исправляем ошибки, если таковы были.

  • Сортировка элементов массива.
  • Сдвиг, удаление и вставка элементов массива.

Последние перечисленные действия над элементами массива мы будем рассматривать позже.

(Слайд 16)

  1. Подведение итога урока.

Что такое массив в  языке программирования?

Ученик. (Предполагаемый ответ) Массивы ценны тем, что:

Каким образом задается описание массива, что в нем указывается?

Каким образом задается обращение к элементу массива?

 (Слайд 17)

  1. Домашнее задание.

Написать программу поиск максимального элемента  а массиве и его номера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одномерные массивы на языке Паскаль

В нашей школе информатика в 9 классе ведётся на основе УМК И.Г. Семакина.В главе 6 учебника "Информатика и ИКТ", авторы И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова речь идёт о программно...

Проверочная работа по одномерным массивам 10 класс

Два варианта проверочной работы по теме одномерные массивы. Цель работы-проверка усвоения основных понятий темы массивы....

Самостоятельная работа по теме "Основные конструкции языка программирования Паскаль." 9 класс

Самостоятельная работа содержит 10 вариантов, в каждом варианте 3 задания: линейный, ветвящийся и циклический алгоритм....

Одномерные массивы в языке программирования Паскаль. Составление программ.

Обучающая презентация предназначена для учащихся 10 класса, с подробным разбором задач и индивидуальной работой....

Практическое задание №26 Тема: Разработка программы с использованием одномерных массивов на языке Паскаль

Практическое задание №26Тема: Разработка про­граммы с использованием одномерных массивов на языке Паскаль...

Практическая работа "Заполнение одномерного массива случайными числами и вывод его на экран".

Цель практической работы научить заполнять одномерный массив  числами с помощью процедуры randomize (случайными числами) и выводить его на экран в среде программирования ABCPascsl . Состоит ...

Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....